Найти в Дзене

Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме

Одиннадцать древних колонн вырастают из Каменной площади на Марсовом поле в Риме. Их корни уходят в глубину исторического слоя, листья коринфских капителей украшают обветренные стволы из проконесского мрамора. Пятнадцатиметровые колонны вместе со стеной святилища — это руины языческого храма, посвящённого обожествлённому императору Адриану. Адриан возглавил империю в 117 г. н.э., правил до своей смерти в 138 г. Обожествление Адриана не было признанием святости или воздаянием почестей за подвиги. Следуя римским обычаям и религиозным традициям его приемный сын император Антонин Пий при поддержке армии и вопреки пожеланиям сената, совершил обряд обожествления и распорядился построить храм обожествлённого Адриана. В 145 году, уже после смерти императора, языческий храм завершил монументальный ансамбль, начатый Адрианом после восстановления Пантеона. Когда христианство стало господствующей религией Римской империи, языческие храмы пришли в упадок. В XVI веке, при Юлии II, рядом с руинами

Одиннадцать древних колонн вырастают из Каменной площади на Марсовом поле в Риме. Их корни уходят в глубину исторического слоя, листья коринфских капителей украшают обветренные стволы из проконесского мрамора. Пятнадцатиметровые колонны вместе со стеной святилища — это руины языческого храма, посвящённого обожествлённому императору Адриану. Адриан возглавил империю в 117 г. н.э., правил до своей смерти в 138 г.

 К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.
К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.

Обожествление Адриана не было признанием святости или воздаянием почестей за подвиги. Следуя римским обычаям и религиозным традициям его приемный сын император Антонин Пий при поддержке армии и вопреки пожеланиям сената, совершил обряд обожествления и распорядился построить храм обожествлённого Адриана. В 145 году, уже после смерти императора, языческий храм завершил монументальный ансамбль, начатый Адрианом после восстановления Пантеона.

Когда христианство стало господствующей религией Римской империи, языческие храмы пришли в упадок. В XVI веке, при Юлии II, рядом с руинами храма Адриана расположился приют для священников-инвалидов. Площадь получила название Пьяцца деи Прети (Площадь священников). Со временем название трансформировалось в Пьяцца ди Пьетра (Каменная площадь). На этой площади в начале XVII в. итальянский архитектор Онорио Лонги спроектировал дворец по заказу семьи Феррини.

К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. Фрагмент. Дворец семьи Феррини.
К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. Фрагмент. Дворец семьи Феррини.

В конце XVII века архитектор Карло Фонтана встроил руины храма Адриана в барочное здание папской таможни, в XIX веке палаццо был перестроен для Римской биржи, античные фрагменты очищены от надстройки. Сегодня здесь располагается торгово-промышленная палата.

К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.
К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.

Имя императора Адриана вошло в историю искусства не только благодаря сохранившейся колоннаде. Адриан увлекался греческой философией и искусством, много путешествовал, побывал почти во всех римских провинциях. Мраморные рельефы, некогда украшавшие портик храма обожествлённого императора Адриана, представлены в экспозициях Национального Римского и Капитолийского музеев. Изображенные на них персонажи символизируют провинции Римской империи. В созидательных темах рельефов отражено мирное время правления Адриана. Большинство персонажей изображены с плодами урожая, характерными для той или иной местности, герои в военной форме ассоциируются с приграничными областями Римской империи.

К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.
К. Тихонова. Серия: Фантастическая реальность. Лист: Поэзия античной колоннады. Храм Адриана в Риме. 2024. Бумага, цветной карандаш. 40Х52.

Сохранилось свыше двухсот тридцати скульптурных изображений Адриана. Высокий, хорошо сложенный, он завивал волосы гребнем, отпустил бороду и ввел её ношение в придворную моду. При Адриане, после гибели Антиноя в 130 году, был учрежден культ Антиноя. Изображение гипсового слепка мраморного бюста юноши и сегодня входит в учебную программу академического рисунка. Портретная скульптура этого периода приобретает новые стилистические черты, по-новому обрабатывается мрамор, используется специальный технический приём, придающий взгляду особое выражение, меняющееся в зависимости от освещения. Император Адриан лично участвовал в проектировании храма Венеры и Ромы, в 125 году н.э. по его приказу после пожара был перестроен Пантеон, построен мавзолей Адриана, ныне Замок Святого Ангела, Вилла Адриана включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рисунок площади с руинами храма представляет центральную часть триптиха «Поэзия античной колоннады». Графические листы выполнены цветным карандашом.

 К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист1: Колоннада гостиницы «Смоленск».  Лист2: Храм Адриана в Риме. Лист 3: У парадного подъезда.
К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист1: Колоннада гостиницы «Смоленск». Лист2: Храм Адриана в Риме. Лист 3: У парадного подъезда.

На боковых листах изображены Колоннада и Парадный вход бывшей гостиницы «Смоленск». Композиция триптиха кинематографично разворачивается во времени и пространстве. Вечерний луч солнца эффектно освещает колоннаду, создавая портал в мир античности. Архитектор встречает зрителей, и провожает их на римскую площадь, а затем мимо дворца Феррини к выходу с припаркованными автомобилями. Розовый блик падает на героические фигуры Каменщика и Плотника, украшающие портал парадного входа. Каждый может вернуться и пройти маршрут самостоятельно.

 К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист1: Колоннада гостиницы «Смоленск».  Фрагмент
К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист1: Колоннада гостиницы «Смоленск». Фрагмент
 К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист 3: У парадного подъезда. Фрагмент.
К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист 3: У парадного подъезда. Фрагмент.
 К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады.  Лист 3: У парадного подъезда. Фрагмент.
К. Тихонова. Триптих: Поэзия античной колоннады. Лист 3: У парадного подъезда. Фрагмент.