Найти в Дзене
От Питера до…

Неочевидный Изборск-2: сокровища Мальской долины

Где: деревня Изборск Как добраться: О пешем маршруте по Мальской долине я узнала в прошлом году, но пройти по нему в октябре не смогла из-за проливного дождя. Вернулась в конце июня - и все получилось! Любой, кто приезжает в Изборск впервые, идет по традиционному пути: крепость + церковь и часовня, Труворово городище, Никольская церковь, Труворов крест, Словенские ключи. И для однодневного визита этого достаточно. А вот если у вас (как и у меня) есть стойкое желание возвращаться в Изборск снова и снова - ну такова уж магия этого места - вам непременно захочется побродить в окрестностях древнего города. И таки в окрестностях есть на что посмотреть, а главное - где походить, если вы понимаете, о чем я. Общий километраж туда-сюда - около 12 км. Начинаем от автостанции "Старый Изборск" 1. Троицкая часовня. Адрес: деревня Изборск, перекресток Одесской, Печорской, Валговской и Колхозной улиц. Дорога к часовне по Печорской улице: Часовня стоит на перекрестке аж четырех улиц, и это зна

Где: деревня Изборск

Как добраться:

  • автобусом маршрута Псков-Печоры, что отходит с автовокзала Пскова. Едем до остановки "Старый Изборск";
  • на машине.

О пешем маршруте по Мальской долине я узнала в прошлом году, но пройти по нему в октябре не смогла из-за проливного дождя. Вернулась в конце июня - и все получилось!

Любой, кто приезжает в Изборск впервые, идет по традиционному пути: крепость + церковь и часовня, Труворово городище, Никольская церковь, Труворов крест, Словенские ключи.

И для однодневного визита этого достаточно.

А вот если у вас (как и у меня) есть стойкое желание возвращаться в Изборск снова и снова - ну такова уж магия этого места - вам непременно захочется побродить в окрестностях древнего города. И таки в окрестностях есть на что посмотреть, а главное - где походить, если вы понимаете, о чем я.

Общий километраж туда-сюда - около 12 км.

Начинаем от автостанции "Старый Изборск"

1. Троицкая часовня.

Адрес: деревня Изборск, перекресток Одесской, Печорской, Валговской и Колхозной улиц.

Дорога к часовне по Печорской улице:

-2

Часовня стоит на перекрестке аж четырех улиц, и это значит, что у нее, построенной в XVIII веке, здесь были более древние предшественницы.

-3

"Кресты" - иными словами, перекрестки - всегда считались поклонными местами.

-4

На восточной стене часовни можно увидеть вкладной каменный крест примерно XVI века.

-5

Часовня была закрыта. Не знаю, действует ли она вообще, но выглядит ухоженной и совсем не заброшенной.

-6

Троицкая часовня - один из немногих сохранившихся образцов малых форм псковского средневекового зодчества. Но на маршруте по Мальской долине таких малышек будет целых три!

Теперь по Одесской улице через Изборское кладбище и мимо Труворова креста,

-7

оставляя по левую руку Никольскую церковь,

-8

я выхожу на тропинку, что петляет по Мальской долине.

-9

Тропинка уводит в лес, изобилующий луговыми цветами и комарами, поворачивает вправо и приводит к мостику через речку Сходницу,

-10

к древнему броду

-11

и к деревне Брод.

-12

2. Часовня Анастасии Римляныни

На входе в деревню стоит старинная часовня Анастасии Римляныни.

-13

К часовне ведут каменные ступени.

-14

Прежде на перекрестках сухопутных или водных путей стояли поклонные кресты. На псковщине - это часто кресты из известняка. В Броде тоже стоял такой крест. Сейчас он внутри часовни.

-15

Часовня была закрыта. Крест увидеть не удалось.

-16

Часовня Анастасии Римляныни построена между 1875 и 1900 годами.

-17

Часовня срубная, прямоугольная, покрытая двускатной крышей стоит на подложенных камнях.

-18

В деревню Брод мне не надо, поэтому я перешла речку по мостику обратно

-19

и пошла по лесной тропинке к роднику с ключевой водой. Тропинка к роднику очень заросшая и очень комариная, зато в прозрачную воду так приятно окунуть ноги!

3. Ключ "Кипун"

Родник называется "Кипун". Дело в том, что струи воды, бьющие из-под земли, на песчаном дне родника создают эффект кипения. Но это впечатление обманчиво - вода в роднике просто ледяная.

-20

От родника иду к месторождению туфа.

-21

4. Месторождение туфа

Туф - это порода, сродни известняку, только более пористая. Возраст породы около 10 тысяч лет. Толщина слоя - примерно 12 метров. В прежние времена туф использовали как строительный материал. Сегодня разработки туфа в Мальской долине запрещены.

-22

Дорога, вымощенная туфом, круто забирает вверх и выводит сначала в поля,

-23

а затем - на возвышенность со смотровой площадкой, откуда открывается прекрасный вид на долину!

-24

Смотровая площадка обозначена двумя валунами.

-25

Насладившись пейзажами Мальской долины, я иду дальше.

-26

5. Спасо-Онуфриев Скит.

-27

От основанного примерно в конце XV века Мальского Рождественского монастыря до наших дней дошло мало. Собор Рождества Христова, 1902 года постройки:

древняя трапезная церковь, около 1400 года постройки:

-29

и колокольня:

-30

Считается, что монастырь был основан в XV веке преподобным Онуфрием Мальским, о жизни которого ничего не известно. В монастыре никогда не жило более 15 монахов. А географическое положение монастыря предопределило его непростую судьбу.

-31

В 1581 году войска Стефана Батория после неудачного штурма крепости Псково-Печерского монастыря пришли в Малы. Мальский монастырь был разрушен, разграблен, все монахи убиты.

-32

Спустя почти сто лет, в 1675 году, монастырь восстановили. Об этом свидетельствует надпись на одном из колоколов - колокол был отлит в 1675 году в Онуфриеву пустынь.

-33

В 1710 году во время русско-шведской войны монастырь вновь разрушили, но уже к 1730 году восстановили. В 1764 году монастырь упразднили, при Спасо-Рождественском храме открыли приход. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю. В 2000 году руины Мальского монастыря передали Псково-Печерскому монастырю для создания скита.

-34

В колокольне была устроена первая келья будущего монастыря.

-35

Напротив входа в Собор Рождества Христова похоронен удивительный человек, почитаемый на Псковщине и за ее пределами, - праведник Матвей Болящий (Кондратьев).

-36

Матвей происходил из богатой крестьянской семьи, в 16 или 17 лет женился на Анне Феодоровне Голубковой, у них родился сын. В 18 лет Матвей от тяжелой работы заболел ревматизмом, который приковал его к постели на долгие +/- 45 лет.

-37

В этих краях выращивали и обрабатывали лен, что требовало от крестьян с весны по осень каждый день по много часов проводить по колено в холодной воде. Ревматизмом болел практически каждый крестьянин, но, наверно, тяжелее чем большинству его земляков, пришлось Матвею. Но несмотря на телесную слабость, дух его был невероятно силен.

-38

В 1906 году, спустя месяц после кончины Матвея, Малы посетил Г. Марков. Он оставил прекрасный рассказ о своем посещении этих мест. Полностью прочитать очерк можно здесь, а я приведу несколько наиболее пронзительных цитат:

-39

О доме, где жил Матвей:

"Дом Матвея, когда мы к нему подъехали, выделялся из остальных лишь одной странностью: сторона его, выходившая фасадом на улицу, была совершенно лишена окон, на азиатский манер. На вопрос мой, мне объяснили, что эта изба была выстроена так уже после болезни Матвея, со специальной целью предохранить больного от уличного шума и нескромных взглядов прохожих, и многочисленных любопытных, толпою собиравшихся пред его домом.
Внешний вид избы, как и внутреннее убранство ее, ничем не отличался от обыкновенных жилищ крестьян среднего достатка: та же грязь, полутьма и тяжелый воздух царили в ней, и только изобилие икон, лампад, крестов, священных книг и разных других церковных предметов, занимавших добрую часть первой комнаты, куда я вошел, придавали ей отпечаток, свидетельствовавший об особой религиозности ее обитателей...
...Я заглянул в двери каморки, размерами не превышавшей нескольких квадратных аршин, в которой, кроме деревянной кровати без матраца, прикрытой одной простыней, да такого же стола с табуреткой, больше ничего не было, да не могло бы и поместиться, даже при желании. Отсутствие вентиляции и солнечного света, скупо проникавшего в нее лишь через небольшую дверь из соседней, тоже почти полутемной комнаты, низкие потолки делали воздух донельзя спертым, несмотря на то, что эта каморка оставалась нежилой более месяца, с самого дня смерти Матвея. Я не мог долго выдержать и поспешил вернуться в первую комнату. Воображаю, какова была в ней атмосфера при жизни больного, никогда не покидавшего ее, спавшего в ней, евшего и в ней же совершавшего свои физиологические отправления! Тут и здоровый человек при такой обстановке не вынес бы и дня, не только десятки лет, как Матвей Кондратьев. Невольно приходится удивляться, до какой степени вся физическая сторона жизни отходила у него на задний план, была почти чуждой ему, и лишь душа, мозг да сознание, бодрствовали столько лет, в столь бренном теле, при столь ужасной обстановке, и не только не угасали, но, напротив, продолжали гореть до конца ярким пламенем..."

О том, почему случилось с Матвеем это несчастье:

"...И совсем не параличом был болен мой Матвеюшка, – рассказывала мне, между тем, Кондратьева, – а суставным рематизмом, который скрутил его вконец и приковал к постели на долгие годы. У нас здесь, в крестьянстве, зачастую болеют этой болезнью, потому по хозяйству нам больше со льном приходится возиться: осенью, почитай-что, все время в воде по колено проводим, лен по озерам да по рекам мочим. А время осеннее, сами знаете, какое бывает: холода, сиверка, дожди, вода студеная, ну, и не избежишь простуды, и рематизмом этим, почитай, все у нас от мала до велика болеют...
...А, как Матвеюшка мой снова занемог, и посейчас помню: крышу перекрывал, а дело осенью было, в непогоду, ну, к вечеру его всего ломать зачало. Я истопила ему баньку, выпарился это он, как следует... не помогло, а потом все больше, да сильнее, пока всего не скрючило...
– Правда, люди болтают, что ваш муж заболел от того, что священника Мальского чем-то разгневал, и тот его с амвона проклял?
– И, батюшка! Мало ли вздора болтает народ. Не всему и верить можно... Все это россказни одне! Правда лишь в том, что Матвеюшка мой действительно на попа Иакима с жалобой ходил. Было это вскорости после нашей свадьбы; зашел отец Иаким как-то к нам в избу, а мужа дома в те поры не было, а я за станком сидела, холст ткала... Вышел у нас тут с ним такой разговор, что слухать я его не захотела, потому не таковския, не по сану священническому речи его были. Поп осерчал на меня и став мне в сердцах перерезал. Эфто действительно было, не спорю. Ну, я – в слезы, и мужу, когда вернулся, пожаловалась, муж, известно, молод был, и горяч, любил меня крепко, не стерпел и пожаловался на попа-то... Попу, значит, сверху внушение сделали, и он долго на нас серчал, а опосля, как Матвеюшка снова заболел да слег, смилостивился... А насчет анафемы – это все напраслину, барин, болтают..."

О том, каким был Матвей:

"...На другой стене в простой черной рамке висел фотографический снимок с какого-то покойника, окруженного иконами с небольшой же иконой на сложенных руках, еле обозначавшихся из-под белого савана, которым он был накрыт. Вошедший в это время в комнату священник объяснил мне, что рассматриваемый мною портрет принадлежит тому самому Матвею Болящему, которым я так интересовался, и снят был не с мертвого, как я думал, а с живого, несколько лет назад. Я не мог скрыть своего удивления от о. Александра.
– Это поразительно! Я никогда бы не сказал, что передо мною снимок с живого лица. И, лишь внимательно присмотревшись, можно заметить, что из глубоких впадин на вас смотрят открытые живые глаза!..
...Многие утверждали, что Матвей Болящий обладал даром провидения и удачно предсказывал некоторые события...
...Женское население приписывало Матвеюшкиным молитвам особую силу вымаливать у Господа Бога детей для бездетных...
... слава о Матвее Болящем была распространена очень далеко. К нему ездили и обращались люди разного звания и самых разнообразных слоев общества из Петербурга, Москвы, Киева и даже с Кавказа. Народная молва упорно называла среди его посетительниц двух великих княгинь, приезжавших якобы к нему инкогнито..."

С помощью Матвея Кондратьева были собраны средства на строительство Собора Рождества Христова:

-40

Сегодня храм действует. Там проходят регулярные службы.

-41

Правила в храме строгие:

-42

Внутреннее убранство:

Рядом с Собором - старинное кладбище народа сету. Сету (или сетукезы, или сето, или псковская чудь, или полуверцы) — финно-угорская этническая группа, проживающая в юго-восточной части Эстонии (уезды Вырумаа и Палвымаа), в Печорском районе Псковской области.

Спасо-Онуфриев скит стоит на берегу Мальского озера, однако подойти к озеру невозможно - берег сильно заболочен и зарос камышом и осокой.

А с дороги маковки церквей Спасо-Онуфриева скита выглядят так:

-45

6. Поклонный крест

Следующей остановкой на маршруте был каменный поклонный крест недалеко от скита:

-46

Надписей на кресте не сохранилось. Это один из многочисленных поклонных крестов, характерных для Псковской земли.

-47

Далее я прогулялась к базе отдыха "Мальская долина". Ничего особенного я от нее не ожидала, но хотелось найти приемлемый заход в Мальское озеро. Удача мне не улыбнулась - берег озера заболочен, зайти невозможно.

-48

А база отдыха самая обыкновенная: домики-бунгало, беседки для шашлыка, скамеечки, гамаки. Для посетителей базы организованы место для загорания с шезлонгами и сходни в воду.

По пути встретилась заброшенная деревянная постройка.

-49

Очевидно попытки ее оживить предпринимаются, но успеха пока не имеют.

Далее мне пришлось выйти из леса, так как в планах были еще две часовни-малышки.

7. Часовня Флора и Лавра в деревне Малы.

-51

Часовня построена в XIX веке на месте более старинной часовни.

-52

И место выбрано неслучайно - на перекрестке древних дорог.

-53

Через Мальскую долину проходили не только торговые пути, но и пути миграции перелетных птиц.

-54

В деревне сохранились старинные каменные постройки:

И деревянные домики:

-56

Вообще здесь очень хорошо, приятно, душевно:

-57

Дальше мне пришлось выйти на трассу, чтобы увидеть часовню Ильи Мокрого.

8. Часовня Ильи Мокрого

-58

Эта крохотная часовенка построена в 1899 году у истока ручья, на котором стояли 12 мельниц.

-59

Места здесь были явно гораздо более оживленные, чем сегодня. Сегодня часовня стоит на обочине трассы Псков-Печоры.

-60

Прежде часовня служила знаком того, что жилье уже недалеко и усталый путник скоро получит долгожданный отдых.

-61

На этом закончилась моя прогулка по Мальской долине. Я вернулась в Изборск, дождалась автобуса и вернулась во Псков.

-62

В лесах Мальской долины осталась неисследованной мельница, но ввиду огромного количества комаров, я решила отложить ее на следующий раз. Ведь возвращаться сюда - особый вид удовольствия!

Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!

Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.

Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜

Всем здоровья и интересных путешествий!

Долины
3910 интересуются