Найти в Дзене

Понятие бухгалтерского учета. Объекты и методы бухгалтерского учета

1.1. Понятие бухгалтерского учета Хозяйственный учет представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими. Хозяйственный учет существует уже много столетий. Найденные записи хозяйственных операций датированы 5000-ым годом до нашей эры. Позднее хозяйственный учет становится очень престижным в Греции, и записи затрат на строительство государственных учреждений высекаются прямо на стенах зданий. Хотя на протяжении столетий хозяйственный учет прежде всего был связан с государственной деятельностью, в частности, сбором налогов, промышленная революция выдвинула новые требования. Крупным предприятиям необходимы были огромные суммы денежных средств для своего финансирования и увеличения числа людей, управляющих операциями. Образовались две группы: вкладчики и управляющие. Первая группа требовала от второй отчета о сохранности и использовании средств, предоставленных фирме. В тож

1.1. Понятие бухгалтерского учета

Хозяйственный учет представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими.

Хозяйственный учет существует уже много столетий. Найденные записи хозяйственных операций датированы 5000-ым годом до нашей эры. Позднее хозяйственный учет становится очень престижным в Греции, и записи затрат на строительство государственных учреждений высекаются прямо на стенах зданий.

Хотя на протяжении столетий хозяйственный учет прежде всего был связан с государственной деятельностью, в частности, сбором налогов, промышленная революция выдвинула новые требования. Крупным предприятиям необходимы были огромные суммы денежных средств для своего финансирования и увеличения числа людей, управляющих операциями. Образовались две группы: вкладчики и управляющие. Первая группа требовала от второй отчета о сохранности и использовании средств, предоставленных фирме. В тоже время вторая группа понимала, что требуемая информация также полезна для управления ресурсами фирмы.

Таким образом, началось развитие бухгалтерского учета.

К видам хозяйственного учета, помимо бухгалтерского, относят: оперативный и статистический учет.

Оперативный учет - осуществляется на местах производства работ (участок, отдел, цех, склад), поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, наличия материальных запасов) и могут быть получены по телефону, факсу, в устной беседе. Он прерывен во времени, т.е. надобность в нем возникает по мере необходимости.

Статистический учет изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и т.д. Статистика готовит и собирает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т.д., о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и переписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях. [1]

Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, задолженностей предприятия и тому подобного.

Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и т.д.

В качестве основных отличий бухгалтерского учета от статистического и оперативного можно выделить следующие:

– ограничение его рамками хозяйствующего субъекта, т.е. бухгалтерский учет имеет более узкие рамки, чем статистический, и более широкие, чем оперативный;

– отражение всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, в связи с чем он должен быть сплошным и непрерывным;

– отражение его объектов в стоимостной оценке.

Каждый совершившийся факт, оформленный документом, называется хозяйственной операцией.

Совокупность применения всех трех видов хозяйственного учета, их своевременность, полнота и объективность позволяет коллективу предприятия рационально вести хозяйство, не допуская непроизводительных затрат.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменений, формирующуюся путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций.

В данном определении отражены основные этапы учетного процесса:

1) текущее наблюдение, измерение и регистрация хозяйственных операций, этот этап называют документированием операций;

2) систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах;

3) составление установленных форм бухгалтерской (финансовой отчетности) на основе данных бухгалтерского учета;

4) использование учетной и отчетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия; 2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

3) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

4) выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

5) оценка фактического использования выявленных резервов.

Бухгалтерский учет состоит из трех самостоятельных частей:

1. Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.

2. Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности.

Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации - нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т.д.

3. Управленческий учет - предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней.

Управленческий учет обобщает плановую нормативную и прогнозную информацию, а также наиболее полно отражает информацию об издержках производства.

1.2. Объекты бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как и всякая другая наука имеет свой предмет, объекты и методы. Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является вся финансово-хозяйственная деятельность организаций.

К объектам бухгалтерского учета в организации относятся хозяйственные средства, источники их образования и хозяйственные процессы.

Объекты бухгалтерского учета можно объединить в две группы:[2]

I – обеспечивающие хозяйственную деятельность:

1) хозяйственные средства;

2) источники хозяйственных средств.

II – составляющие хозяйственную деятельность хозяйственные процессы.

Объекты бухучета выражаются в денежном измерении.

Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на: внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, на селекционные достижения и др.), а также деловая репутация и организационные расходы. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Они применяются в различных сферах приложения общественного труда (материальное производство, товарное обращение и непроизводственная сфера). Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря; расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.

Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

В зависимости от источников образования и целевого назначения хозяйственные средства организаций разделяют на собственные (собственный капитал) и заемные (заемный капитал).

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций). Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса.

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный капитал акционерного общества не является постоянной величиной, акционерное общество может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал, менять его структуру.

Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не разделяется на доли, внесенные конкретными участниками, – он показывает общую собственность всех участников. Добавочный капитал формируется за счет: эмиссионного дохода акционерного общества; прироста стоимости внеоборотных активов; положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. Средства резервного капитала акционерного общества предназначены для покрытия его убытка, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет.

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая часть – за счет обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками, то есть заемных средств.

Обязательствами организаций являются долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, заемные средства, отложенные налоговые обязательства, кредиторская задолженность.

Долгосрочные кредиты организация получает на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и др. Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды.

Заемные средства – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до одного года, являются краткосрочными, а на срок более одного года – долгосрочными.

Отложенные налоговые обязательства появляются, когда расходы в бухгалтерском учете признают позже, чем в налоговом, а доходы – раньше.

Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, – прочими кредиторами. Кредиторская задолженность – это также задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и обеспечения, налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты.

В ходе работы организации происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют четыре процесса: заготовление, производство, продажа, процесс обращения.

В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, содержанием которых являются движение средств, смены одной формы имущества другой (например, при продаже готовой продукции имущество организации меняет товарную форму на денежную).

Процесс заготовления является первой фазой кругооборота хозяйственных средств, на которой предприятие приобретает предметы труда и средства труда, образующие средства производства, рассчитываясь за них с производителями денежными средствами или иными активами. В процессе заготовления учитываются такие хозяйственные операции, как поступление сырья, материалов от поставщиков, необходимых для производственных и хозяйственных нужд, происходит оплата транспортных расходов по их доставке.

В процессе производства выполняется основная задача – производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, учитываются начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) основных средств и т.д.

В процессе продажи осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями по продаже готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг; учитываются поступления на расчетный счет выручки от продаж, списание производственной себестоимости продукции и расчет прибыли и отнесение ее на счет «Прибыли и убытки».

В процесс обращения включаются расчеты с разными дебиторами и кредиторами, так как у организации могут быть хозяйственные операции – по ремонту основных средств, капитальному строительству и др. Однако основное содержание работы организации составляют процессы снабжения, производства и продажи продукции, выполнение работ, оказание услуг. Эти процессы взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами учета.

1.3. Методы бухгалтерского учета

Методы бухгалтерского учета представляют собой систему способов и определенных приемов, осуществляемых посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации.[3]

Таким образом, основными методами бухгалтерского учета являются:

1. Документация

2. Инвентаризация

3. Счета

4. Двойная запись

5. Оценка

6. Калькуляция

7. Баланс

8. Отчетность

Документация. Документ – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции.

Документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ со всеми заполненными реквизитами, предусмотренными стандартами.

Инвентаризация – это сверка документов бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных ценностей в организации. Данные инвентаризации используют для документального оформления неучтенных операций, чтобы установить соответствие учетных данных об имуществе его фактическому состоянию. Инвентаризации подлежат: основные средства; товарно-материальные ценности; денежные средства; расчеты; незавершенное производство; незавершенное строительство.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Счета – это бухгалтерские документы, на которых сгруппированы и отражены хозяйственные операции. Схематически счет принято изображать в виде таблицы.

Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись – это отражение хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах по дебету одного и кредиту другого счета (одной и той же суммы). Она обеспечивает контроль за правильностью ведения учета.

Оценка. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Для контроля за хозяйственной деятельностью необходимо знать себестоимость каждого вида и всей товарной продукции в целом, что достигается применением метода калькуляции.

Калькулирование – это способ учета затрат на производство и продажу продукции в целом и по отдельным статьям, что позволяет обоснованно устанавливать цены.

Баланс – способ обобщения и группировки информации об имуществе и обязательствах организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса, в ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятий, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период времени.

Все эти приемы (элементы) в основном специфичны для бухгалтерского учета и взаимосвязаны, они применяются не изолированно друг от друга, а в органической связи.

Таким образом, бухгалтерский учет начинается с документации хозяйственных операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.

[1] Теория бухгалтерского учета [Текст]: Учебник/ Под ред. Е.А. Мизиковского. – М.: Юристъ, 2002. – с. 30

[2] Алексеева, Г.Н. Теория бухгалтерского учета [Текст]: Учебное пособие/ Г.Н. Алексеева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2004. – с.15

[3] Бухгалтерский учет [Текст]: Учебник для студентов вузов / Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин; Под ред. Ю.А. Бабаева, И.П. Комиссаровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 29 - 30