Найти в Дзене
Horbushin

Объяснение снов и глюков в фильме Остров проклятых.

Если после первого просмотра мы остаемся в недоумении: неужели наш коп действительно психопат? То после второго просмотра нам становится это очевидно. Буквально каждая деталь фильма говорит об этом. Но в самом начале мы этого не замечаем либо не придаем этому значения. Прямо как наш главный герой своим фантазиям. Для начала хочу сказать, что Маршал очень внимателен к деталям. Например, он сразу замечает портлендский акцент его напарника и множество других деталей. Но это не мешает ему обманывать себя по ходу всего сюжета. Потому что обман скрывается внутри. Там, где ты его меньше всего ждешь. Задание, которое берется расследовать Эндрю, придумано доктором. Оно сконструировано так, чтобы заставить главного героя усвоить несколько вещей. Первое: больная, пропажу которой берется расследовать Маршал, действительно считает, что находится у себя дома. Прямо как сам Эндрю, который думает, что расследует дело. Нужно это расследование, чтобы его больной разум допустил возможность такого сильно
Оглавление

Если после первого просмотра мы остаемся в недоумении: неужели наш коп действительно психопат? То после второго просмотра нам становится это очевидно. Буквально каждая деталь фильма говорит об этом. Но в самом начале мы этого не замечаем либо не придаем этому значения. Прямо как наш главный герой своим фантазиям.

Для начала хочу сказать, что Маршал очень внимателен к деталям. Например, он сразу замечает портлендский акцент его напарника и множество других деталей. Но это не мешает ему обманывать себя по ходу всего сюжета. Потому что обман скрывается внутри. Там, где ты его меньше всего ждешь.

-2

Для чего нужно такое задание?

Задание, которое берется расследовать Эндрю, придумано доктором. Оно сконструировано так, чтобы заставить главного героя усвоить несколько вещей.

Первое: больная, пропажу которой берется расследовать Маршал, действительно считает, что находится у себя дома. Прямо как сам Эндрю, который думает, что расследует дело. Нужно это расследование, чтобы его больной разум допустил возможность такого сильного бреда.

Второе: Она утопила трех своих детей. Прямо как жена Эндрю. Который на данный момент думает, что у него не было детей. Чтобы зайти на больную территорию, так сказать, с заднего двора.

Интересно, что Рейчел сделали военной вдовой. Небольшой намек на Эндрю, который постоянно работал, а по возвращении домой пил и как бы отсутствовал в жизни супруги. Не замечая ее проблемы с головой.

Забавно и то, что Маршал с усмешкой удивляется такому фантастическому бреду.

Доктор Коули: Рейчел и сейчас уверена, что ее дети живы и что это ее дом Беркшире.

Эндрю: Хах, вы шутите?

-3

Где-то тут у Эндрю случается коротки приступ или ведение, когда ему показывают фото Рейчел. Как мы уже знаем, она на самом деле работает медсестрой в этой лечебнице. Мозг понимает это, но блокирует болезненную информацию. Прячет одно воспоминание под другое. Это так называемые защитные механизмы, о которых говорил Доктор Нейринг. О них чуть позже.

-4

Далее Доктор Коули рассказывает Маршалам о том, что Рейчел исчезла при загадочных обстоятельствах. По сути, он говорит о том, что она испарилась. Я не зря упомянул то, что Эндрю очень внимателен к деталям. Настоящий сыщик. Поэтому он сразу понял, что его либо дурят. Либо Рейчел кто-то помог. И поэтому же он и находит в белой пустой комнате записку, которую бы никто не нашел, кроме него.

-5

Закон четырех и 67-й пациент больницы. Это все нам разжевали в конце фильма. Доктор изучил бред Эндрю максимально детально. Поэтому он может подкидывать разгадки под его ноги.

-6

Смысл музыки

Самая интересная встреча предстоит в доме доктора. Нас заставляют обратить внимание на музыку, которую узнает главный герой.

Доктор Шин(притворяясь Чаком): Красивая музыка, кто это, Брамс?

Эндрю: Нет, этом Малер.

-7

И тут ему вспоминается война. На самом деле он знает музыку не потому, что она играла на войне. Он знает ее, потому, что она играла здесь, в этом доме.

-8

Да, скорее всего, его погружали в гипноз и работали с его воспоминаниями. Оттуда Доктор Коули и в курсе того, что было на войне, а чего не было.

Доктор Коули: Я знаю это все наизусть… Ты был в Дахау, но ты не расстреливал охрану.

-9

Если заметите, то все воспоминания сопровождаются музыкой из подобного проигрывателя. Кроме одного настоящего. Такая подсказка нам и напоминание Эндрю.

-10

Но давайте вернемся к встрече и отказу от алкоголя. В доме находится Доктор Нейринг, который замечает выбор Эндрю в пользу содовой со льдом. И называет это потрясающими защитными механизмами.

-11

Защитный механизм - это когда мозг пытается неосознанно для нас самих уменьшить отрицательные переживания. Выдумав что-то или скрыв от глаз.

-12

Не зря фильм в оригинале называется "Остров Затворов" (англ. Shutter Island).

Эндрю пил. Это мы поймем из следующего сна. Но не только отказ от алкоголя поражает доктора. Ведь Эндрю был в этом доме уже множество раз. Конечно же, видел и его, и доктора Шина, который прикидывается его напарником и является его лечащим врачом уже 2 года. Ну и конечно, Коули. Но абсолютно не помнит их.

-13

И в этой довольно напряженной сцене для всех. Ведь Эндрю просит слишком много для больного, над которым ставят эксперимент. А доктора Нейринга вообще невзлюбили за его происхождение. Он немец. Раскрывается Глобальный конфликт между двумя разными школами психиатрии.

Доктор Нейринг придерживается точки зрения, что если ты монстр, то тебя необходимо усмирить или остановить. То есть подвергнуть лоботомии или напичкать таблетками. Превратить в беспомощное существо.

Доктор Нейринг: Увечья создают монстров, а вы изувечены Маршал. И согласитесь, если увидел монстра, останови его.

-14

А доктор Коули наоборот. Он хочет не остановить, а излечить.

Доктор Коули: У меня радикальные идеи. Если врач уважает пациентов, старается их понять слушает их, то он может им помочь.

-15

И, конечно, Скорсезе не мог не усилить это противостояние тем, что доктор Нейринг — Немец. В практике которых на тот момент были самые радикальные методы изучения пациентов. Или, точнее сказать, подопытных. Идет 1954 год. Совсем недавно закончилась Вторая мировая.

Первый сон (про алкоголизм)

Сон, который мы видим дальше, нам уже становится чуточку понятней. Эндрю думает, что его жена умерла в пожаре в их квартире. Который устроил выдуманный персонаж с его именем Эндрю Лэддис. Поэтому ему снится их бывшая квартира. У них возникает очередной конфликт из за выпивки.

-16

Скорее всего таких конфликтов было много, так как это воспоминание напоминает о травмирующих событиях. Он не обращал внимания на жалобы жены, у которой были суицидальные наклонности и напивался. Но при этом мозг не блокирует этот эпизод сразу.

-17

И через несколько секунд мы можем увидеть тот самый защитный механизм. Когда в руках у Долорес появляется и исчезает бутылка.

-18

Ну и практически мгновенная смена темы с конфликта на поиск Рейчел. И появляется вид на озеро, в котором Долорес утопила детей. Вроде бы это тоже травмирующее воспоминание, но оно вызвано, скорее всего, именем. Ведь Рейчел — это не только имя пропавшей пациентки, которую придумал Эндрю, но и его дочери, которую он любил больше всего.

-19

Где-то в этот момент герой Ди Каприо начинает понимать, что что-то не так. Возможно, какой то частью мозга он осознает, что он все это выдумал. В следующих ведениях это будет особенно очевидно.

-20

Дальше в этот сон проникает настоящее воспоминание — раненая и мокрая Долорес. Что контрастирует с фоном горящей квартиры и делает картинку совсем уже сюрреалистичной.

-21

Причиной проникновения этого фрагмента реальных воспоминаний в сон могла послужить вода с потолка.

-22


Допросы и пропавший стакан

Дальше вызвавшая большой интерес сцена допросов. Первым допрашивали Питера Брина. Эндрю начал его мучить карандашем. Думаю, что он издевался так над ним не первый раз.

-23

Но интерес допроса с ним в том, что Эндрю разозлился на него не из-за его преступления. А за слова. Он сказал: Тех, кто утопил своих детей, нужно травить газом. Так Эндрю неосознанно защищал свою жену и себя. Ведь он признался в конце, что считает себя виновным в смерти детей.

-24

Дальше допрос был с Миссис Кернс. Тут многие связали исчезновение стакана с некой фобией Эндрю. Получилась действительно интересная теория с особенным отношением главного персонажа к стихиям воды и огня.

-25

Он мог соотнести воду с травмирующим обстоятельствами. Так как гибель детей произошла на озере. Если посмотреть фильм внимательней. То нам нигде не покажут, чтобы он пил воду из стакана. Единожды он сделает один глоток только к середине фильма. Что можно отнести к некому изменению в психике.

-26

Первый раз предлагают выпить воды при приступе. Но, как он пьет не показали.

Содовую он пьет, но нам этого не показывают. Мы видим лишь уменьшающееся количество содовой в стакане.

-28

Выпил воды при очень сильном приступе в середине фильма.

-29

Но эта теория, мне кажется, сильно притянуто за уши. Ведь все-таки с водой он взаимодействует постоянно.

-30

А приступы тошноты в самом начале, скорее всего, эффект от отказа сильных препаратов, которые ему давали 2 года. Или вполне может быть действительно имеющейся у него морской болезнью.

-31

Мне больше нравится думать, что носовой платок Миссис Кернс скрывает шрамы от попытки суицида. И его мозг просто отвергает это обстоятельство. Ведь он не хочет вспоминать, что его жена страдала тем же недугом.

-32

Или сам стакан напоминает ему о спиртном. В фильме часто фигурируют дискуссии по поводу спиртного. И борьбы Эндрю с алкоголизмом.

Но вполне возможно, что Скорсезе цитирует сам себя. И использует этот прием, чтобы просто показать помешательство главного героя. Как в фильме Таксист.

Ложное воспоминание про Дахау

Когда Эндрю с Доктором Шинном пошли на кладбище, то, спрятавшись от бури, он рассказывает ему о ложном воспоминании расстрела солдат в Дахау. Которого, как мы уже знаем, не было.

-34

Видимо, под чувство вины за расстрел безоружных нацистов, что он сам называет убийством. Он пытается скрыть чувство вины за убийство жены.

-35

В это же воспоминание он помещает и свою любимую дочь. Думая, что она одна из замученных заложниц лагеря.

-36

Тут мы можем сразу перескочить встречу с якобы найденной Рейчел Саландой. И перейти к самому насыщенному деталями сну.

-37

Самый кровавый сон (сон внутри сна)

Теперь он идет по Дахау ночью один. И видит в горе трупов уже дочку с Рейчел. И дочка говорит ему: Ты должен был нас спасти. Видимо, схожесть истории якобы пропавшей Рейчел пробудила в нем участки памяти реальных воспоминаний. И дальше мы увидим, как история с Долорес оживет через Рейчел.

-38

Но пока мы заходим в знакомый дом доктора Коули. И в кресле сидит сам Эндрю Лэддис, которого мы ищем по больнице. Так Эндрю представляет сам себя. Такое еще одно альтер-эго.

-39

Оно играет со спичками, потому что винит себя за поджог квартиры. Ведь он не замечал сумасшествие Долорес.

Он предлагает выпивку, а именно она и повлияло на его эмоциональную слепоту к жене. Ну и конечно, шрам на все лицо говорит о том, что это сущий монстр. Ведь только монстр мог натворить все это. Такой черный человек по Есенину.

-40

И когда Эндрю-монстр хватается за выпивку, то тут возникает Доктор Шин. Мне кажется, что раз он его лечащий врач и останавливает Леддиса с его выпивкой, то, возможно, это какой-то блок на алкоголь. Возможно, именно Шин вылечил его от алкоголизма и поэтому появился перед ним.

-41

Но Шин показался всего на пару секунд. После крика появилась Рейчел с окровавленными трупами детей. И с какой-то ненормальной улыбкой просит помочь ей. И здесь Эндрю по настоящему осознает, что он бредит. Осознает, что долго скрывал от себя правду. Говорит: Кажется, я в беде.

-42

Этот момент Скорсезе подчеркивает реверсом (отмоткой назад) кадра с сигаретой. Мы видим, как дым возвращается назад в сигарету. Прямо как память возвращается к главному герою.

-43

После этого кошмара наш герой вроде бы должен был все осознать. Но после пробуждения он оказывается в другом сне. Где жена убеждает его продолжить поиски Леддиса. Это именно тот самый защитный механизм. Он уже вроде бы все осознал, но не может сопротивляться защите мозга. Ведь проснуться и все вспомнить для мозга почти равнозначно смерти. А мозг не хочет умирать. И Леонардо прекрасно это сыграл.

-44


Псих ли Джордж Нойз?

Дальше наши маршалы попадают в корпус С. И Эндрю говорит с Джорджем Нойзом. Напомню, что по версии Эндрю — это тот пациент, которому удалось выбраться из больницы и который не хотел сюда снова возвращаться, потому что тут проводят эксперименты на людях.

-45

И как по мне, это самая понятная сцена в фильме. Нойз говорит, что Эндрю его избил. Позже мы выясним, что он действительно это сделал из-за того, что тот назвал его Леддисом. Ведь Эндрю думает, что он все еще маршал.

Запись разговора (запись показывает доктор Коули на маяке):
- Кто тебя избил?
- Ты Тед.

-46

Потом Нойз объяснил, что с Эндрю играют, что тоже правда. Над ним ставят широкомасштабный эксперимент, чтобы излечить.

-47

И сказал, что ему надо смириться. А его галлюцинация жены трахает ему мозги. Тут тоже могу полностью согласиться с Нойзом.

-48

Вообще Нойз не похож на сумасшедшего. Если не считать, что он убивает людей. Даже его доводы про эксперименты над людьми вполне оправданы. Тут проводят лоботомию и это ужасно.

Огонь

А по поводу галлюцинаций и спичек. Мне кажется, что огонь тут никак не связан. К Эндрю возвращаются приступы бреда и агрессии после отказа от препаратов. О чем говорит и Доктор Коули в конце фильма.

-49

Даже доводы последующей сцены с галлюцинацией Рейчел Саланды меня не убедили в связи огня и его галлюцинаций. Ведь он ее видит и на утро, когда огня нет. Да и дочь с женой он видит на маяке без огня. Но сама идея интересная.

-50
-51

Разговор в платоновской пещере

А вот что действительно привлекло внимание в сцене с галлюцинацией Рейчел, так это их разговор.

Рейчел: Если люди говорят, что ты безумен, то твои жалкие протесты лишь подтверждают их слова.
…Когда тебя упрячут сюда, твои друзья и коллеги скажут: Конечно, рехнулся! С его прошлым не удивительно.

Эндрю: Да, так можно о каждом сказать!

Рейчел: Главное, что так скажут о вас.

-52

Для меня этот диалог о том, что любой человек подвержен психическим заболеваниям. Но все еще есть точка зрения, что таких людей нужно сажать, казнить и тд. Что они не достойны помощи. Так думает и сам Эндрю, ведь он уверен, что с ним подобного не произойдет. Как же он заблуждается.

Эндрю: Лично я, Доктор, скажу: К черту их покой.

-53

Ну и, конечно, сама галлюцинация Рейчел — это еще один защитный механизм. Ведь она "доказала" сговор всех на острове и объяснила галлюцинации самого Эндрю — психотропные вещества. Во всем, даже в сигаретах.

-54

Встреча с начальником тюрьмы прекрасно дополняет эту картину. Он говорит, что в мире нет морали, а есть только один вопрос: Кто кого? Как бы говоря, что вся эта цивилизация существует, пока это удобно. А своя шкура все равно будет дороже, и не нужно этого забывать.

-55

Маяк и идеи фильма

Но, как мы видим, Эндрю все-таки рискует ради напарника, хоть и не настоящего. И идет его спасть на маяк. А галлюцинация его жены с дочкой говорят об ослабевших механизмах защиты. Но Эндрю, скорее всего, продолжает себя убеждать, что это действие нейролептиков.

-56

Когда он попадает на маяк, то все вскрывается. И от шока осознания своего сумасшествия Эндрю теряет сознание. Не зря же мозг отгораживал его от этих болезненных воспоминаний. И мы видим подлинные воспоминания.

-57

Все уже знают, что Эндрю предпочел умереть как личность. Хоть он и осознал, что с ним произошло, но простить себя он не смог. И это поражение в сражении за гуманную терапию. Но огромная победа в войне за нее. Ведь эксперимент дал свой результат.

Доктор Коули: Мы находимся на линии фронта, и сейчас эта линия проходит по тебе. (Говорит он Эндрю).

-58

Скорсезе гениально продумал, как показать такую подвижную и противоречивую психику больного пациента. Так не тривиально, подняв вопрос гуманизма. И даже если какие-то моменты мы могли не понять, на эмоциональном уровне мы ощутили слова автора.

Совсем недавно ему исполнилось 82 года. Долгих тебе лет жизни Мартин.

P.S. Подписывайся на телеграм-канал — Horbushin. Там я напоминаю о выходе новый статей и видео, а так же делюсь прочитанным и увиденным.

Читать так же: