В 1991 году началось реформирование природоохранных органов. Это было связано с необходимостью формирования новой системы государственного управления в получивших независимость республиках после распада СССР.
Также в этот период в обществе назрел общественный запрос к решению экологических проблем, сохранению здоровья населения, особенно после катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этапы реформирования природоохранных органов с 1991 года по настоящее время:
1. В 1991 году в России было организовано Министерство экологии и природных ресурсов РФ, которое состояло из нескольких комитетов в соответствии с объектами государственного надзора. Началось формирование системы природоресурсного и природоохранного законодательства. Концептуальным документом экологической политики стал Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года. В нем были сформулированы основные принципы природопользования, уделено внимание регулированию экологических прав граждан и общественных организаций, экологической экспертизе, вопросам юридической ответственности за экологические правонарушения и пр.
2. Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 года №1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Министерство экологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России). Природоресурсные органы стали самостоятельными государственными структурами.
3. 14 августа 1996 года были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Комитет РФ по водному хозяйству и Комитет РФ по геологии и использованию недр. На их базе созданы Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.
4. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года были упразднены два самостоятельных ведомства — Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии) и Федеральная служба лесного хозяйства, а их функции переданы Министерству природных ресурсов.
5. С 2000 года началось стабильное развитие законодательной базы с учётом этапов развития государства, повышения благосостояния народа и экологической безопасности страны. Были приняты и вступили в силу Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), Земельный кодекс (2001), «КоАП РФ» (2002), Лесной кодекс (2006), Водный кодекс (2006) и много других законов.
6. В 2004 году началась административная реформа, которая затронула и природоохранную сферу. В результате данной реформы функции государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы были переданы двум федеральным службам — Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).
7. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года Министерство природных ресурсов РФ было переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В его компетенцию были полностью переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы обращения с отходами производства и потребления.
8. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года полномочия по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне были переданы Росприроднадзору, который стал единственным федеральным органом в области экологического контроля.
9. В 2011 году был принят Федеральный закон от 21 ноября №331-ФЗ, который создал единую государственную систему экологического мониторинга. В неё включались все существующие виды мониторинга в области охраны окружающей среды (атмосферного воздуха, лесов, земель, недр, водных объектов, животного и растительного мира, охотничьих и водных биоресурсов, внутренних морских вод и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа).
10. Реформа контрольной и надзорной деятельности. Датой начала реформы принято считать 2014 год, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Программа подразумевала переход к новой модели контрольно-надзорной деятельности — риск-ориентированному подходу.
11. Реформа обращения с отходами производства и потребления началась с 1 января 2019 года и рассчитана вплоть до 2030 года. В рамках реформы запланирован переход на сбор отходов в отдельные контейнеры, последующая их сортировка и переработка.
12. В 2024 году с 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 года №622-ФЗ, который исключил обязанность по постановке на государственный учёт объектов негативного воздействия на окружающую среду IV категории. Также с этого момента природопользователь самостоятельно определяет категорию негативного воздействия своего объекта. Кроме того, с 1 сентября 2024 года вступили в силу новые редакции некоторых документов в сфере федерального государственного экологического контроля (надзора) и выдачи разрешений на временные выбросы.
Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ.
Реформирование природоохранных органов значимо и направлено на достижение следующих целей:
1. Баланс экологических, экономических и социальных интересов субъектов экологических отношений. Это позволит решить проблемы, связанные с развитием бизнеса, использованием экологических платежей и нормированием.
2. Повышение качества окружающей среды. Государственная политика в природоохранной сфере направлена на повышение качества жизни граждан, обеспечение их права на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
3. Повышение эффективности регулирования в экологии. Для этого внедряются цифровые технологии, единые платформенные решения, осуществляется переход от мониторинга к управлению качеством окружающей среды.