Конкурс Research Gor Talent – это возможность набраться опыта не только для исследователей, но и для НКО. Благотворительные организации, принимающие участие в конкурсе, зачастую впервые принимают участие в исследовательском процессе. Тем интереснее расспросить их о том, чем им помог конкурс, какую пользу они вынесли для себя и какие исследовательские навыки приобрели. О своих впечатлениях нам рассказали представители четырех НКО-участников.
Конкурс Research Got Talent – это возможность набраться опыта не только для исследователей, но и для НКО. Благотворительные организации, принимающие участие в конкурсе, зачастую впервые принимают участие в исследовательском процессе. Тем интереснее расспросить их о том, чем им помог конкурс, какую пользу они вынесли для себя и какие исследовательские навыки приобрели. О своих впечатлениях нам рассказали представители четырех НКО-участников.
Нина Марьина, консультант горячей линии помощи животным «Альфа-Друг», Ассоциация «Благополучие животных»
Ассоциация создана в 2018 году и ставит своей целью гармонизацию сферы «человек-животное». Для конкурса Research Got Talent 2024 Ассоциация совместно с командой The Last Wagon провела исследование осведомленности россиян о возможностях стерилизации собак и кошек, а также ее доступности.
Я всегда считала, что некоммерческим организациям, прежде чем что-то делать, нужно изучать свою целевую аудиторию. В собственных суждениях мы можем быть очень субъективны, из-за этого потом реальность расходится с ожиданиями. Поэтому, когда я увидела объявление о приеме заявок на участие в конкурсе Research Got Talent, я сразу подала заявку. Мы в Ассоциации как раз собирались проводить исследование своей аудитории, но нам не хватало компетенций и опыта для того, чтобы сделать все правильно и получить верные выводы. Поэтому я оставила заявку на участие и была очень рада, когда оказаться в команде с девушками-исследовательницами из The Last Wagon.
В нашем исследовании мы хотели выяснить, действительно ли большинство людей против стерилизации? Как относятся к ней люди в городах и в сельской местности, какое отношение у людей разного возраста? Предложили несколько гипотез, которые можно взять за основу, и в итоге выбрали целью определить отношение к стерилизации собак и кошек среди наших соотечественников, а также исследовать степень ее доступности.
Девушки включились в работу очень быстро, было видно, что им интересно. А я в процессе совместной работы очень многое от них узнала. Хотя у меня экономическое образование, и среди дисциплин были социология и статистика, про исследовательские методики, например, я узнала именно от наших исследовательниц из The Last Wagon, Тани и Даши. Благодаря им я стала лучше понимать, как проводить исследование, как готовить его к защите, было очень интересно смотреть на сам процесс защиты – уверена, что в будущем, когда мы будем проводить и другие исследования, вся эта информация очень пригодится.
Мы сразу стали использовать полученные результаты в своей работе. Во-первых, мы распространяем их среди членов Ассоциации. Понимание того, как люди относятся к стерилизации, почему отказываются от нее, поможет нашим коллегам эффективнее работать со своей стратегией, с целевой аудиторией. Еще немаловажно, что результаты помогут с привлечением средств – когда подаешься на какой-нибудь грант, нужно обосновать свою точку зрения, привести ссылки на исследования. И работа, которую для нас провели девушки из The Last Wagon – отличное подспорье.
Вдобавок, наше исследование заняло второе место в конкурсе, это тоже очень значимо. После победы нас особенно поддержало руководство Ассоциации, теперь с его помощью мы будем развивать у себя в организации культуру исследований. Пока что приходится с боем каждый раз доказывать людям, работающим в НКО, что необходимо изучать свою целевую аудиторию, исследовать ее потребности. Очень хотелось бы, чтобы исследовательская культура глубже проникла в некоммерческий сектор и помогла ему эффективно достигать своих целей.
Елена Дубикова, исполнительный директор Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям «ЖИВИ»
Фонд с 2013 года занимается системной поддержкой детских онкогематологических отделений региональных больниц и адресной помощью детям со злокачественными заболеваниями крови. Вместе с командой Research&Dragons (Ipsos) на конкурсе этого года фонд представил исследование, посвященное определению уровня осведомленности о лейкозе среди россиян.
У нас большой просветительский проект о детском раке крови «Инфоцентр Детский Лейкоз», в рамках которого мы рассказываем о симптомах, диагностике и лечении лейкоза и у детей. Мы развиваем сайт, а еще делаем разные видео и мультипликационные ролики, размещаем наружную рекламу. И постоянно, с 2017 года, когда стартовал проект, находимся в поиске новых форматов для донесения этой сложной темы простыми словами.
Я для себя с 2018 года провожу небольшое исследование – отслеживаю через Яндекс.Вордстат, как изменяется динамика запросов по важным для нас ключевым словам: «рак крови», «лейкоз» и «лейкемия». Строго говоря, лейкоз, это то же самое, что лейкемия, но не все об этом знают. Я строю график, который показывает мне частоту запросов, но этого не хватает для понимания того, что люди на самом деле знают об этих заболеваниях. Фонду требовалось полноценное исследование, которое мы и провели вместе с командой Ipsos Research & Dragons. Наш изначальный запрос был таким: что вообще знают родители детей от 0 до 17 лет о лейкозе? Спойлер – не знают почти ничего, потому что боятся даже обсуждать тему рака.
Когда мы приступили к участию в конкурсе, мне казалось, что подходящей методикой для ответа на этот вопрос станет комбинация из количественных и качественных исследований. Но исследовательская команда решила иначе и выбрала анализ соцмедиа. Признаюсь, поначалу мне казалось, что эта идея ничего не принесет, но, увидев результат, я поменяла мнение. И здесь хочу отметить, что представителям НКО очень не хватает дополнительного общения в начале конкурса: познакомиться, рассказать подробнее про тему, про свои потребности, выслушать исследователей и их идеи насчет методик. Сейчас мы просто пишем бриф, а исследователи на его основании принимают решение о методике. Но если бы мы могли пообщаться лично, скорее всего, это дало бы обеим сторонам более глубокое понимание друг друга.
Говоря о работе с исследовательской командой в целом, меня, во-первых, поразило то, какой объем работы они осилили в столь небольшие сроки, ведь у нас было всего полтора месяца. Второе – это сами результаты. По итогу исследования соцсетей мы получили не просто понимание того, что взрослые люди думают о лейкозе, а широкое демографическое исследование россиян и их познаний в этой теме. Меня удивило, как много источников наши исследователи успели проанализировать, систематизировать и оформить. Видно, что объем работы был проделан огромный.
Считаю, что каждому фонду нужно пройти через такой конкурс и вообще заниматься исследованиями на любом возможном уровне по вопросу, которым они занимаются. Во-первых, время идет, контекст меняется, мы не всегда успеваем заметить это и перестроить свой путь. Однозначно нужно развивать исследования внутри фондов, стараться нанять для этого отдельного человека. Либо принимать участие в подобных конкурсах, грантах, находить партнеров pro bono. Исследования становятся неотъемлемой частью нашей работы, потому что мы сидим в эпицентре какой-то конкретной боли и транслируем эту боль вовне. Но деньги-то на ее решение мы просим у здоровых людей, а это уже совсем другая история и вести общение с ними надо по-другому.
Хочу еще раз поблагодарить организаторов конкурса и команду Ipsos за проделанную работу, а представителям НКО порекомендовать прислушиваться к советам исследователей, не сомневаться в их методах и налаживать с ними коммуникацию, тогда результаты будут наиболее полными и полезными для всех.
Нюта Гинсбург, руководитель благотворительного проекта «Дело в собаке»
Благотворительный проект «Дело в собаке» посвящен собакам-помощникам для людей с ментальными, неврологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями. На конкурс проект и исследователи из команды Digital Jaws (Tiburon) представили исследование осведомленности населения России о собаках-помощниках как мере медицинской помощи.
Наш проект - благотворительный, основанный на работе волонтеров. Чтобы провести исследование для нашей работы, мы планировали открыть сбор средств на «Планете». Мы собирались изучить, как сильно в России осведомлены о собаках-помощниках и выяснить, насколько собаки-помощники применимы при таком заболевании как СПОТ – синдроме постуральной ортостатической тахикардии. Собаки могут помочь в критические моменты людям с подобным заболеванием, но в мире не так много исследований, которые бы говорили, в чем именно будет их помощь и что для этого нужно сделать. Так что мы планировали собрать деньги и изучить этот вопрос с помощью молодых ученых, которые есть в нашей команде. Но подвернулся счастливый случай – одна из волонтеров проекта увидела объявление о старте конкурса Research Got Talent, подала заявку, и неожиданно нас пригласили к участию.
Мы работали с молодой исследовательской командой из Tiburon Research. Нас удивило, с каким энтузиазмом они все взялись за работу – мы обсудили, что конкретно хотели бы увидеть по результатам исследования, предоставили информацию для изучения, а у нас ее довольно много – около 300 переведенных с разных языков материалов. Практически сразу была выбрана методология, ей стал анонимный опрос, рассчитанный на количественные показатели. Изучив тему, ребята вернулись к нам с анкетой для опроса, мы протестировали ее, высказали замечания, и уже в начале июня запустили в работу. Хочу сказать, что результаты меня шокировали! Я была в хорошем смысле удивлена, насколько наше общество готово и поддерживает идею с собаками-помощниками. Да, мы осознавали, что интерес существует – все же, у нас сейчас количество заявок от благополучателей превышает наши возможности, но чтобы такое количество, 91% опрошенных высказался «за» - для нас это было невероятно!
Еще одним приятным удивлением для нас стало попадание в тройку победителей конкурса. Да, исследование было детально проработано, очень круто оформлено, но мы даже не представляли, что нашу совместную работу оценят на таком уровне. Это безумно приятно. После оглашения результатов я позвонила всем-всем из команды проекта, и мы плакали друг другу в трубку – от того, как много людей готовы поддержать идею собак-помощников, от того, что наш проект стал бронзовым призером. Пока мы работали над проектом, сложно было объективно оценить, насколько крутой проект у нас получился, осознание пришло только в самом конце: пока ты варишься в нем, сложно взглянуть со стороны, увидеть сразу весь объем. Но, услышав презентацию проекта от Tiburon Research, я даже расплакалась – только тогда пришло понимание, насколько все было не зря, насколько большая работа у нас всех за плечами. Раньше казалось, что эта тема интересна только нам и нашим благополучателям, но на деле это оказалось не так.
Кроме того, эта победа стала отличным инфоповодом, сюжеты о нас вышли на нескольких новостных ресурсах, а пресс-конференцию, которую мы организовали после конкурса, освещало одно крупное СМИ! Все это очень сильно окрыляет, вдохновляет, и теперь, когда у меня портится настроение, я просто смотрю на графики исследований. Мы видим пользу от исследовательской работы и теперь начнем проводить собственные исследования по изменению динамики осведомленности, по узнаваемости темы, по готовности общества говорить о собаках-помощниках. А еще мы начали строить планы на публикацию собственной книги на основе исследования и переведенных материалов для научной библиотеки.
Я безумно благодарна всем партнёрам конкурса, организаторам конкурса. Мы многому научились у нашей команды Digital Jaws, мы получили от них большое количество рекомендаций по коммуникациям с пользователями, с обществом, они сделали для нас полноценный маркетинговый анализ. Это огромное подспорье для НКО, ведь исследования, будем честны, очень дорого, очень сложно и трудно осуществимо, особенно для молодых НКО, особенно для НКО, которые занимаются редкой темой. И несмотря на то, что победителей было только трое, я считаю, что все НКО, которые приняли участие в конкурсе и выступили со своими работами, тоже победители, потому что получили гораздо больше, чем, уверена, ожидали. Мы хотели просто провести исследование, а получили пресс-конференцию, медиа-поддержку, нового партнера и дальнейшие огромные планы, которые сейчас собираемся реализовывать.
Анна Орлова, руководитель спецпроектов программы «Кухня НКО» БФ «Добрый город Петербург».
Фонд с 2014 года поддерживает локальные сообщества и общественные инициативы в Петербурге и других регионах страны. Для конкурса Research Got Talent 2024 фонд совместно с исследователями из команды Research Energy представил проект, оценивающий роль и использование искусственного интеллекта при написании и оценке грантовых заявок.
Я состою в жюри конкурса Research Got Talent и давно наблюдаю за тем, какие темы, какие исследования проводятся. Меня всегда это вдохновляло, и в этом году я предложила коллегам из благотворительного фонда «Добрый город Петербург» принять участие как команда. Мы ведем несколько проектов, связанных с корпоративной благотворительностью бизнеса, с интересами старшего поколения, с локальным сообществом, а еще у нас есть программа, которая называется «Кухня НКО», и, собственно, именно от нее мы начали формулировать исследовательский запрос, который касался использования искусственного интеллекта в грантовых конкурсах. Не секрет, что сейчас растет грантовое финансирование, в том числе от государственных структур. И нам кажется, что использование ИИ для фондов в грантовом процессе является определенной серой зоной. Люди используют искусственный интеллект при подготовке заявок, но этот процесс никак не урегулирован.
У меня есть профессиональный исследовательский бэкграунд, я кандидат психологических наук, да и команда фонда тоже с опытом. Поэтому исследователям из команды Research Energy, которые работали с нами в рамках конкурса, это создавало некоторые сложности. Но мы им очень благодарны за то, что они были с нами в методической, методологической дискуссии, подробно обсуждали структуру исследования, учитывали наши аргументы и вообще были очень открыты.
Наша тема довольно специфична, и на первом этапе мы потратили много времени, разбирая терминологию: кто такой заявитель, кто такой эксперт, что они делают, как устроен грантовый процесс. Дальше у нас была большая дискуссия с исследователями о том, что же мы хотим получить в итоге, и я очень рада, что команда Research Energy согласилась проанализировать большой массив качественных данных. Еще у нас был сложный сценарный путь в анкете, так как кто-то мог ответить и со стороны заявителя, и со стороны эксперта, а кто-то мог быть совершенно лишний, не из НКО, и таких надо было отсеять… Мы продумывали сложную логику исследования, анкета получилась очень объемной. А еще была серия интервью с ЛПР, которые не вошли в итоговый проект, к сожалению. То есть работа проделана колоссальная, и я невероятно признательна команде за то, что этот путь мы проделали вместе, находясь в таком вот исследовательском тандеме.
Итоги для нас были, конечно, неожиданными, потому что существенная часть наших гипотез не подтвердилась. Например, мы предполагали, что куда большее количество экспертов используют искусственный интеллект, а среди заявителей, например, меньше. Оказалось, что все наоборот. Некоторые социологи говорили нам, что мы, возможно, собрали такую специфическую выборку, показавшую подобные результаты. Но мы все равно считаем, что получили определенный срез, потому что нам удалось собрать и экспертов, и участников из разных конкурсов и разным опытом, хотя их количество было, возможно, не очень большим, около 300 человек. Но самым большим сюрпризом стала особая номинация, которую члены жюри создали специально для нас. Я конечно же не участвовала в судейских обсуждениях и не могла представить, что нашу работу так выделят. Скорее всего, эта номинация сохранится и для будущих этапов конкурса, поэтому вдвойне приятно быть в ней первопроходцами.
Мне кажется, очень важно продолжать проводить сам конкурс. Это уникальное мероприятие международного уровня, в котором Россия по-прежнему продолжает участвовать. Я наблюдаю, как за пять лет конкурс трансформировался, я радуюсь его внутренним изменениям. Я вижу, какую пользу получают НКО от участия в Research Got Talent – не только как член жюри, но и как участник. Это колоссальное подспорье в работе благотворительных организаций, поскольку результаты исследований можно использовать для совершенно разных задач: от построения стратегии до привлечения внимания к профильной проблеме с помощью новых инфоповодов. Участие в конкурсе – классная возможность для НКО, поэтому я настоятельно рекомендую тем, кто еще не подавал заявку на участие, сделать это на будущий год и стать частью Research Got Talent 2025.
Компания Oprosso, постоянный партнер конкурса, желает участникам Research Got Talent 2024 успехов в реализации стратегий, составленных по итогам участия в конкурсе, а также новых открытий и вдохновения в работе!