Найти в Дзене
Rockовая Thерапия

КУЛЬТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕСНИ

Данная статья является краткой выдержкой из статьи Е.И. Мищенко (кандидат педагогических наук, Челябинский государственный институт культуры) - "КУЛЬТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕСНИ" Введение Статья начинается с краткого обзора состояния исследований военной культуры в общественных и гуманитарных науках. Автор отмечает, что до конца XX века исследования в этой области были ограничены историческими дисциплинами, где военная культура рассматривалась исключительно в контексте древних обществ, таких как Шумер, Ассирия, Персия и другие. В военно-технических дисциплинах военная культура ассоциировалась с военно-тактическими и стратегическими знаниями. В конце XX – начале XXI века исследования военной культуры начинают выходить из области табуированных тем и становятся более комплексными. Теперь под военной культурой понимается не только профессиональная культура военнослужащих, но и социальные и культурные практики, связанные с военной службой, а также художественные

Данная статья является краткой выдержкой из статьи Е.И. Мищенко (кандидат педагогических наук, Челябинский государственный институт культуры) - "КУЛЬТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕСНИ"

Введение

Статья начинается с краткого обзора состояния исследований военной культуры в общественных и гуманитарных науках. Автор отмечает, что до конца XX века исследования в этой области были ограничены историческими дисциплинами, где военная культура рассматривалась исключительно в контексте древних обществ, таких как Шумер, Ассирия, Персия и другие. В военно-технических дисциплинах военная культура ассоциировалась с военно-тактическими и стратегическими знаниями.

В конце XX – начале XXI века исследования военной культуры начинают выходить из области табуированных тем и становятся более комплексными. Теперь под военной культурой понимается не только профессиональная культура военнослужащих, но и социальные и культурные практики, связанные с военной службой, а также художественные произведения, осмысляющие вопросы войны и военных конфликтов.

Аудиальная культурология

Автор утверждает, что аудиальная культурология является перспективным направлением исследований, так как современное общество преимущественно аудиоцентрично. Визуальные и текстовые формы искусства постепенно уступают место аудиальным практикам, среди которых особо выделяется вокальная музыка.

Методологические подходы к исследованию "современной военной песни"

Определение границ "современности" в контексте исследования военной песни является сложной задачей. Автор предлагает рассматривать "современную военную песню" как творчество с начала 1990-х годов по настоящее время. Далее обсуждаются три основных подхода к жанровому определению военной песни:

1. Профессиональный подход: военная песня определяется как официальный репертуар коллективов, связанных с Министерством обороны РФ.

2. Субкультурный подход: военные песни, исполняемые военнослужащими в неофициальной обстановке.

3. Семантический подход: песни, основная тема которых – война и военные действия.

-2

Субжанровая структура "современной военной песни"

Автор выделяет четыре основные субжанровые группы в современной военной песне:

1. Военный/эпический рок: представлен в основном шведской группой Sabaton и российским исполнителем Radio Tapok.

2. Рок-музыка с военной тематикой: включает разнообразные композиции, часто имеющие романтический или лирический характер.

3. Фолк-музыка с военной тематикой: представлена такими группами, как "Мельница".

4. Авторская военная песня: является наиболее значимым субжанром, так как она передает личный опыт участников военных действий и отличается особой глубиной и эмоциональностью.

Шведская группа "Sabaton".
Шведская группа "Sabaton".

Тематика "авторской военной песни"

Основные темы, затрагиваемые в "авторской военной песне":

1. Сохранение памяти о военных событиях и погибших воинах: Эта тема встречается в большинстве песен и является центральной.

2. Реадаптация ветеранов к мирной жизни: Песни отражают трудности, с которыми сталкиваются ветераны после возвращения домой.

3. Укрепление России: Композиции, подчеркивающие патриотизм и гордость за страну.

Николай Расторгуев (Любэ).
Николай Расторгуев (Любэ).

Заключение

В заключение автор делает вывод, что феномен военной песни имеет глубокие корни и связан с несколькими традициями, включая советскую официальную песенную культуру, российскую национальную традицию авторской песни и современные молодёжные субкультуры. Военная песня играет важную роль в трансляции исторических и институциональных смыслов, помогая осмыслить роль и значение армии не только в условиях военного конфликта, но и для мирной жизни страны.

Источник:

КУЛЬТУРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕСНИ

Лечим уши хорошей музыкой в Telegram:

Роковая терапия