Тульская казённая палата была учреждена 26 декабря 1777 г. на основании закона "Учреждения для управления губерний" от 7 ноября 1775 г. Она находилась в ведении Министерства финансов и являлась основным финансовым и хозяйственным органом в губернии. На территории Тульской губернии начали свою деятельность уездные казначейства.
Через это ведомство проходили сведения о налогах, осуществлялся надзор за их уплатами, контролировались доходы по казенным монополиям (соляной, винной и сахароварением), управление государственными крестьянами, которыми с 1839 г. стала заниматься палата государственных имуществ. В 1862 г. губернскому акцизному управлению передали дела по винной торговле. В 1866 г. все контрольные функции вменялись губернской контрольной палате. С 1874 г. казенная палата перестала заниматься рекрутскими наборами.
В обязанности уездного казначея входил сбор сведений и уведомление казенной палаты о том, «все ли казенные доходы того уезда собраны, за чем не собраны и с кого, куда доходы употреблены, есть ли доходы в остатке за штатным расходом, где те остатки хранятся, все ли налицо и таковою ли монетой, каковой в приход поступили».
Первоначально Тульская казенная палата располагалась на улице Киевской в здании Присутственных мест, где располагался Окружной суд. (в нынешнем помещении Тульского областного суда).,
С 1866 по 1918 год казённая палата занимала отдельное двухэтажное здание, где сейчас располагается коммунально-строительный техникум.
В 1866—1867 годах управляющим Тульской казенной палаты, был действительный статский советник писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Недолгое пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле не осталось незамеченным. По словам его ближайшего помощника по службе старшего делопроизводителя казённой палаты И.М. Мерцалова «генерал от литературы за столь короткое время своей энергичною, неутомимою деятельностью оставил неизгладимый след в делах палаты».
На своём посту Михаил Евграфович защищал интересы несостоятельных граждан, боролся с казнокрадами и взяточниками.
Запомнил его и тульский губернатор М.Р. Шидловский. Именно с ним у Михаила Евграфовича случился конфликт, вызванный сложным и непримиримым характером писателя, который и повлек за собой отстранение его от дел уже через 10 месяцев. Есть предположение, что Шидловский стал прототипом градоначальника Прыща из романа «История одного города», в котором Иван Пантелеевич Прыщ описывает себя так: «Я человек простой-с, и не для того сюда приехал, чтоб издавать законы-с. Моя обязанность наблюсти, чтобы законы были в целости и не валялись по столам-с. Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть-с!». Губернатора Салтыков-Щедрин назвал «тульским помпадуром» и написал неопубликованный памфлет «Губернатор с фаршированной головой». Не лучше для тульского руководителя и сравнение его с другим персонажем - механическим градоначальником Брудастым («Органчик»), восьмым главой города Глупова, в голове которого вместо мозга работал механический органчик, способный выдавать всего две фразы — «Разорю!» и «Не потерплю!».
Рассказывают, что Салтыков-Щедрин написал и сам отнес на почту донесение на Шидловского, обременявшего палату ненужными запросами и требованиями, мешая работать. Есть и такая история, что по дороге на почту, встретив знакомую, он объяснил ей, что «идет Мишку травить»: «Покойней будет на душе, когда сам в подлеца камень бросишь». Остроумный и неистощимый в насмешках писатель не стеснялся высказывать неприязненные комментарии о Шидловском по любому поводу. Губернатор же, не желая встречаться лично с писателем, строчил на него доносы, жаловался в министерство, в III отделение и даже самому царю Александру II. В результате Салтыков-Щедрин получил в сентябре 1867 года телеграмму о переводе «беспокойного человека» в другой город, ввиду обострившихся отношений с губернатором.
Запомнился Салтыков-Щедрин тем, с кем он работал как человек хоть и вспыльчивый, но справедливый и переживающий, прежде всего, за судьбу и долю простого народа.
3 октября 1929 года в газете «Коммунар» появилась заметка: « с 10 октября в Туле открывается строительный техникум в составе промышленно-строительного отделения. Приказ Росстроя России №1276 от 25.09.1929 г.» Первые занятия проходили в помещении швейного кружка в Клубе строителей. Позднее горсоветом техникуму был отдан нижний этаж здания бывшей казенной палаты. В 1930 году техникум получил в свое распоряжение все помещения двухэтажного дома.
В 1931 году было принято решение о перестройке здания с требованием сохранения учебы без снижения темпов строительства. В летний период студенты на месяц вместо практики работали на стройке плотниками, каменщиками, бетонщиками, что обеспечило возможность вести занятия в части здания техникума уже осенью 1931 года.
Из преподавателей и студентов было создано бюро, выполнявшее всю работу по изготовлению смет, рабочих чертежей и расчетов конструкций.
1932 – 1933 учебный год техникум начал в новом здании, которое полностью было передано ему в феврале 1933 года. Об этом было напечатано в газете «Строитель» 23 февраля 1933 года в статье завуча техникума В.Е. Прозорова.
В итоге здание стало четырёхэтажным и полностью приспособленным для проведения образовательного процесса.
Вид на техникум со стороны Гоголевского сквера.
В годы войны в помещении техникума находился госпиталь.
В современном здании от казенной палаты внутри сохранился лепной декор на потолке и стенах.
Сейчас этот дом является корпусом №1 Тульского колледжа строительства и отраслевых технологий.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.