Статья получилась очень большая, поэтому поделена на две полноценные части.
Предыстория рождественского дерева
По одной из легенд в Нюрнберге когда-то стояло удивительное дерево, которое в ночь перед Рождеством сплошь покрывалось цветом. О таком же феноменальном дереве, но уже на окраине Бамберга, упоминается в летописи 1780 года. Похожее сказание, но только о двух деревьях в городе Вюрцбурге, датируется XVI веком. Деревья эти по преданиям были яблонями, которые не плодоносили в течение года, но к утру Рождества покрывались многочисленными плодами. Причем, одно дерево давало плоды смерти, а другое – жизни. По тем же легендам, через какое-то время райских деревьев на земле не осталось. Поэтому в германской культуре в качестве рождественского древа утвердилась ель. Произошло это, предположительно, из-за одинаково звучащих слов. В немецком языке слова «ель» и «пихта» (dia Tanne) созвучны с древне-германским словом «рай» (der Tann). В современном немецком языке «Рождественская ёлка» называется Weihnachtsbaum или Tannenbaum, но это не обязательно должна быть именно ёлка. Это может быть любое хвойное дерево, украшенное к празднику на свежем воздухе или в помещении. И деревья, и праздник, и сами предания связаны с христианством.
Мы сейчас все знаем, что ёлка стала символом новогодних праздников в России благодаря Петру I. Именно у немцев русский царь перенял традицию украшения ёлок к Рождеству и Новому году. Постепенно ель в качестве Рождественского дерева стала покорять Европу, а к XIX веку традиция распространилась по всей территории материка и отправилась в путешествие по всему свету. Ель даже вытеснила британский рождественский венок из Белой омелы – вечнозелёного растения-паразита, произрастающего на деревьях, которое в европейском фольклоре символизирует плодородие, жизнь, богатство и защиту. Встать одновременно под венком омелы для мужчины и женщины – значит выразить симпатию друг другу, а если пара поцелуется под венком, то союз будет долгим, крепким и счастливым.
Но на самом ли деле ёлка у нас появилась только благодаря реформам Петра Алексеевича?
Ель – символ современного Нового года и Рождества
Итак, в канун 1700 года Пётр I велел «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых». Ёлка в помещении и детские праздники вокруг новогодней красавицы появились значительно позже.
По имеющейся повсеместно информации традиционный новогодний атрибут был перенят императором из германских рождественских городских обычаев. А «новогодней» из «рождественской» ёлка стала благодаря периоду СССР, если следовать тем же общедоступным данным. Несмотря на то, что перед этим утверждается, что обычай украшать дома хвойными деревьями появился в России именно на новый год по указу Петра I от 20 декабря 1699 года при переходе на летоисчисление от Рождества Христова вместо летоисчисления от Сотворения мира.
Несмотря на императорский указ вносить украшенное дерево в дом не спешили, оставляя праздничное новшество на улице. И даже когда в XIX веке в усадьбах помещиков ёлка уже стала традиционным праздничным атрибутом, крестьяне продолжали отказываться от такого украшения в своей избе. Происходило это не только потому, что крестьяне считали украшенное дерево «барской забавой», но и по другим причинам.
После того, как ёлка наконец-то «отвоевала» себе место в домах и помещениях, от неё старались избавиться сразу после празднования Рождества или Нового года. «Ощипанное» и «порушенное» «дерево огней» принято было выносить на улицу, сжигать или топить в водоёмах. Сжигали ели после Рождества с целью очищения помещения, избавления от прежних невзгод и обновления к новому календарному циклу.
Прибалтийский след рождественской ёлки
Современные Эстония и Латвия пытаются вырвать друг у друга пальму первенства за звание родины рождественской ёлки. Эстонцы утверждают, что в Таллине украшенная ёлка появилась в 1441 году, а латвийцы позже – в 1510 году, но зато у них есть памятник. В тоже время есть сведения, что ели действительно высаживались «Братством Черноголовых» – объединением холостых иноземных купцов и судовладельцев, существовавшим в Ливонии. Однако имеют ли они отношение к Рождеству доподлинно неизвестно. Тем не менее и такой вариант не исключается. Интересно, что покровителем братства был Святой Маврикий, которого в искусстве почему-то изображают темнокожим.
Ко всему прочему кое где можно встретить информацию, что к «ёлочным нововведениям» Петра I подтолкнула его вторая жена – немка Екатерина I. Но Екатерина Алексеевна, урождённая Марта Скавронская, немкой не была, а родилась в семье латышского, литовского, польского или эстонского крестьянина.
Точное происхождение будущей императрицы неизвестно. По имеющимся данным местом рождения признано считать территорию современной Прибалтики, вероятнее всего историческую область Видземе в Латвии. На момент рождения Марты – 15 апреля 1684 года – данная территория входила в состав шведской Ливонии и назывался этот регион от названия населяющего его народа – ливов. Сейчас ливы считаются малочисленным народом, во всём мире их осталось около 150 человек. Язык находится на грани вымирания. В 1721 году, под конец Северной войны между Россией и Швецией, Лифляндия, наряду с другими территориями была присоединена к России.
Земля ливов – Ливония, второе название Лифляндия, фигурирует в нескольких исторических фактах, связанных с ёлкой, Петром I и его второй женой.
Украшение храмов к Рождеству
Традиция украшать церкви вечнозелеными растениями на Рождество существовала достаточно давно. Но особую популярность обычай начал набирать примерно в то же время, что и «светское триумфальное шествие ёлки по планете». Праздничное украшение церквей имеет свою символику цветочного оформления.
Православные храм убирается еловыми ветвями или деревцами ели. Хвойные вечнозеленые растения – символ бессмертия, вечной жизни. А так как Рождество есть праздник чистоты, то его цвет белый. Поэтому к оформлению хвоей добавляют растения белого цвета. Это могут быть лилии, хризантемы или гипсофила (качим).
У католиков помимо хвои, для украшения могут использоваться белая омела и вечнозелёное растение падуб (остролист) – эти растения тоже считаются символом бессмертия. А также цветы яркого красного цвета. Венки из омелы называют венком Адвента.
Образ ели очень часто встречается в произведениях русского поэта Николая Клюева. Можно даже сказать, что ель – символ творчества поэта, но ель в его строках имеет нездешнее начало и связана с загробным миром. Однако среди стихотворений автора встречаются строки и о торжество жизни над смертью, к тому же в этих строках упоминается Христос, ель и белый цвет:
«Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,
У елей в лапах простертых
Венки из белых купав» – отрывок из поэмы «Заозерье», написанной Николаем Клюевым в 1926-1927 годах и посвящённой памяти матери. Мать поэта была сказительницей и плакальщицей (плачеёй), а предки родителей Николая Клюева – старообрядцами.
Николай Алексеевич родился в Коштугской волости, Олонецкой губернии – в настоящее время эта территория относится к Вологодской области. О жителях Севера и об их отношении к ели будет рассказано в следующей публикации.
Продолжение следует.