Найти в Дзене
Читай-город

Интервью с фотографом, предпринимателем и автором проекта «Я был в Ульяновске» Марией Чурбановой

Удивительно, как много всего может делать один человек – работать, вдохновлять, творить и воплощать свои идеи в жизнь. Именно этим и много чем другим занимается Мария Чурбанова. На данный момент я занимаюсь тремя направлениями. Я фотограф, сотрудник музея «Симбирская фотография» и занимаюсь брендом сувениров «Я был в Ульяновске». Успеваю не всё, но я стараюсь не допускать негативной мысли, что «я ничего не успеваю». Успеваю действительно много, просто в разное время и постепенно. Секретов нет, но есть несколько моментов, на которые я опираюсь.
Интерес. Тот самый, благодаря которому я начала однажды заниматься тем, чем занимаюсь, и благодаря которому отказаться от этого не могу. Интерес помогает справляться с большим количеством работы или сложностями, или совмещать всё одновременно, или переживать моменты, когда всё достало. Приоритеты и планирование, исходя из них. Стараюсь не допускать моментов, когда важным и приоритетным становится всё. Для этого я «развожу» проекты по периодам. Н
Оглавление

Удивительно, как много всего может делать один человек – работать, вдохновлять, творить и воплощать свои идеи в жизнь. Именно этим и много чем другим занимается Мария Чурбанова.

Вы ведёте одновременно столько проектов. Как вы всё успеваете? Есть какой-то секрет продуктивности?

На данный момент я занимаюсь тремя направлениями. Я фотограф, сотрудник музея «Симбирская фотография» и занимаюсь брендом сувениров «Я был в Ульяновске».

Успеваю не всё, но я стараюсь не допускать негативной мысли, что «я ничего не успеваю». Успеваю действительно много, просто в разное время и постепенно.

Секретов нет, но есть несколько моментов, на которые я опираюсь.

Интерес. Тот самый, благодаря которому я начала однажды заниматься тем, чем занимаюсь, и благодаря которому отказаться от этого не могу. Интерес помогает справляться с большим количеством работы или сложностями, или совмещать всё одновременно, или переживать моменты, когда всё достало.

Приоритеты и планирование, исходя из них. Стараюсь не допускать моментов, когда важным и приоритетным становится всё. Для этого я «развожу» проекты по периодам.

Например, если у меня в сентябре открывается выставка, то съёмки нужно спланировать так, чтобы не сидеть с обработкой восьми фотосессий в разгар монтажа выставки.

В периоды загрузки по какому-либо из проектов я стараюсь организовывать заранее всё так, чтобы дела по другим проектам «не беспокоили». Кроме того, нужно как-то обходиться с другими сферами жизни и отдыхом, стараться найти баланс. Порой приходится прогнозировать и планировать на год и более вперёд, чтобы совместить несовместимое и себя не обидеть))

Стараюсь быть дисциплинированной в плане отдыха. Тут речь о том, что после окончания крупного проекта не стоит сразу бросаться в следующий, не дав себе «время покоя». Этот период, когда ничего не «горит» важно планировать и закладывать на него достаточное время.

Такая ситуация идеальна, но не всегда возможна, как ни планируй – потому что тот самый интерес и непредвиденные обстоятельства никто не отменял. И если режим «всё и сразу» и «без выходных» активен, то важно не отвлекаться на страдания по этому поводу, а лучше взять и качественно отдохнуть хотя бы пару часов.

Поддержка и помощь близких. Я из тех, кому повезло с поддержкой семьи, друзей, единомышленников. Без помощи, поддержки и понимания всего вышеперечисленного достичь было бы в разы сложнее.

С чего начинался ваш путь как фотографа?

Мне было 5 лет, на семейном празднике мне дали любительскую камеру и никто не сказал, что именно нужно снимать. И я незаметно наблюдала за людьми и наснимала самый настоящий репортаж! Тогда я почувствовала что-то особенное про «момент». Этот случай я часто вспоминаю, когда думаю о том, что повлияло на меня как на фотографа.

Если о более серьёзных вещах, то интерес и азарт появился в средних классах школы, и это снова была попытка репортажной фотографии. К выпускному я уже знала, что буду фотографом. Мечтала делать красивые свадебные репортажи.

Позже я стала много учиться фотографии, много практиковаться, была ассистентом и вторым фотографом. С тех пор прошло 15 лет, но примечательно, что с первыми клиентами мы до сих общаемся, и они по-прежнему заказывают съёмки у меня.

Что самое сложное в творческой профессии, в частности в профессии фотографа?

Честно говоря, пожаловаться не на что. Надеюсь, читатель простит мне мою приземлённость, но я не привыкла размышлять о глобальных профессиональных проблемах или, тем более, проблемах творческих профессий.

Безусловно, есть сложности, но, думаю, чьи-то персональные сложности не так интересны. Тем более над ними можно работать, и вот это уже не сложности.

Пожалуй, совмещать несколько творческих проектов действительно непросто и постоянно приходится задавать себе вопросы, делать выбор. Но тем не менее и с таким положением вещей можно счастливо и творчески жить.

-2

Мне как фотографу наиболее заметны натуральность, искренность, честность, естественность, неидеальность, документальность.

Сюда же относится тренд на незаметную обработку. Минимум ретуши, минимум «блеска», идеальности. Это очень заметно в последние несколько лет как в коммерческих съёмках, так и в частных.

Мне нравится, что стало нормальным демонстрировать на фотографиях разные эмоции, что глобально мы уходим от демонстрации того, чего на самом деле нет, от некоей искусственности, «показухи». Зато люди на фотографиях чаще искренне хохочут, иногда грустят или даже плачут, ведут себя в кадре так, как ведут себя именно они, проявляют себя искренне.

Приятно, что сейчас клиенты знают, чего конкретно хотят. И едва ли это тренд фотографии, но явление заметное и очень положительное, на мой взгляд. Мало того, что просто приятно помочь человеку/компании реализовать идею, так ещё насмотренность заказчиков, уровень задумок помогают расти и фотографу.

Пока не так много, но всё чаще и чаще можно встретить не просто красивые/художественные/качественные фотографии, а целые проекты и серии, в которых автор выражает свою мысль, доносит сообщение через фотографию. И тут содержание становится главным.

Надеюсь, что этот тренд на содержание фотографии усилится в ближайшие несколько лет. Хорошо чувствую этот тренд и радуюсь ему, работая с фотографами нашего города, делая выставки.

Расскажите о каком-нибудь забавном или необычном случае во время съёмок?

Однажды меня пригласили в проект «Лица России, 21 век» и я должна была объехать за 6 месяцев более 40 городов России, сняв портреты людей разных национальностей.

И когда в маленький Чукотский посёлок на съёмку добираешься на самолёте (потому что нет другой дороги), а в 5 утра ты стоишь в бухте на съёмке в самой северо-восточной точке страны, это то, что точно можно назвать необычным, шокирующим и впечатляющим.

Я рада, что в моей профессии есть место бесконечному количеству творческих чудес.

Считается, что творческие люди живут в каком-то своём мире, в своей реальности. Что вы об этом думаете?

Реальность, определённо, у каждого своя, вне зависимости от того «творческий» ты или не очень.

С одной стороны, важно определить, что такое «творческий». Я постоянно сталкиваюсь с тем, что вокруг этого слова витает очень много стереотипов. Часто думают, что это каждодневный праздник, а не работа.

Но «творческая» жизнь также полна рутины, организованности (если мы имеем ввиду ремесло или бизнес), сложностей, а, порой, даже своеобразной стабильности, от которой хочется сбежать.

С другой стороны, если жизнь человека связана с чем-то созидательным (а это и есть в моём понимании творческое), например, творческой профессией, бизнесом, хобби, то это почти всегда означает, что человек выбрал этот путь не просто так.

Скорее всего, когда-то он пошёл за своей страстью, увлечением, прислушался к себе, был смел в своих желаниях, настойчив и нашёл любовь к своему делу. А последнее, я считаю, очень сильно влияет на мировоззрение, способ мыслить и думать, умение замечать детали, искать и прислушиваться к себе. В такой реальности жить действительно интересно!

Как появился проект сувениров «Я был в Ульяновске»?

Появился он легко и быстро. Затеяли его мы вместе с моей подругой, художницей Натой Чебарковой.

В один день мы в прямом смысле столкнулись в коридоре одного из творческих пространств Ульяновска: Наташа демонтировала свою выставку, а у меня в этом здании был магазинчик «ДеПо».

Я пригласила Наташу как-нибудь встретиться обсудить одну идею. И через месяц у нас был готов первый тираж первой коллекции стильных современных сувениров про Ульяновск.

Дело было в 2013 году, и мы были «белыми воронами» на рынке сувениров нашего города. Яркие иллюстрации, новые интерпретации символов города у многих вызывали скепсис, владельцы магазинов уверяли, что эта продукция не будет продаваться, тем более, дороже других сувениров.

Наши открытки, блокноты и кружки были самыми дорогими, но успешно продаются с тех пор уже более 10 лет.

А теперь о книгах :) Какая книга перевернула ваш мир?

Не то что бы прям перевернула мир, но оставила впечатление точно – это книга турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука «Музей невинности».

Уникальная для меня книга, которая впечатлила меня задолго до прочтения. В Стамбуле существует одноимённый музей, созданный писателем в 2012 году. В книге есть билет, по которому в этот музей можно пройти бесплатно.

Где правда, а где вымысел, а действительно ли это тот самый дом из книги, а существовал ли герой на самом деле, это просто этнографический музей или волшебным образом ожившая книга, что было задумано раньше – музей или книга – очень много вопросов, которые тебя погружают то ли в реальность, то ли в выдумку, и сопротивляться совсем не хочется!

-4

Для меня магия этой книги не в самом сюжете, а в том, сколько всего прекрасного она открывает. Это и сама идея, и взаимосвязь текста и его воплощения в предметах (по сути текст становится осязаемым, если прийти в музей после прочтения книги), это и музейные новации, приёмы, это и философия частного музея, это и маркетинговые приёмы, это и сам автор книги, которому пришла в голову идея переплетения книги и музея.

Для меня как сотрудника музея и творческого предпринимателя сам музей, книга и философия автора стали в своё время источником вдохновения!

5 книг для творческих людей – рекомендация Маши

1. «О фотографии», Сьюзан Сонтаг

2. «Русский дневник», Джон Стейнбек

3. «Золотой Телёнок», Ильф и Петров

4. «Чудаки и другие», Олег Григорьев

5. «Камера. Негатив. Отпечаток», Ансель Адамс