Найти в Дзене

"Смерть праведного" - памяти доктора Михаила Степановича Зернова (часть 1)

"Смерть праведного"- так называлась статья-некролог о докторе Михаиле Степановиче Зернове (1857, Москва - 1938, Париж, Франция), который не только внёс значительный вклад в развитие курорта Ессентуки, но и был важной фигурой в эмигрантской среде Парижа. О нём и членах его семьи в моём блоге было уже несколько статей, ссылки на которые вы можете найти в конце этого материала. Я собрал некрологи и статьи-воспоминания о знаменитом докторе, которые нашёл в эмигрантской Парижской прессе. Найденные материалы разделю на 2 или 3 части. В первой вы узнаете как и когда умер М.С. Зернов, а так же о некоторых его заслугах и характерных чертах личности этого безусловно великого человека. Из этих объявлений мы узнаём, что скончался товарищ председателя Общества русских врачей имени Мечникова доктор Михаил Степанович Зернов в час дня 31 января 1938 года, заупокойная литургия прошла в православном храме на rue Daru, похоронен на Медонском кладбище. Была ли создана стипендия имени Зернова я пока инфо

"Смерть праведного"- так называлась статья-некролог о докторе Михаиле Степановиче Зернове (1857, Москва - 1938, Париж, Франция), который не только внёс значительный вклад в развитие курорта Ессентуки, но и был важной фигурой в эмигрантской среде Парижа. О нём и членах его семьи в моём блоге было уже несколько статей, ссылки на которые вы можете найти в конце этого материала.

Я собрал некрологи и статьи-воспоминания о знаменитом докторе, которые нашёл в эмигрантской Парижской прессе. Найденные материалы разделю на 2 или 3 части. В первой вы узнаете как и когда умер М.С. Зернов, а так же о некоторых его заслугах и характерных чертах личности этого безусловно великого человека.

Сообщение о смерти Михаила Степановича Зернова (Париж, газета "Последние новости" 1 февраля 1938 года)
Сообщение о смерти Михаила Степановича Зернова (Париж, газета "Последние новости" 1 февраля 1938 года)
Похороны доктора Зернова, отрывок из того же номера газеты "Последние новости"
Похороны доктора Зернова, отрывок из того же номера газеты "Последние новости"

Из этих объявлений мы узнаём, что скончался товарищ председателя Общества русских врачей имени Мечникова доктор Михаил Степанович Зернов в час дня 31 января 1938 года, заупокойная литургия прошла в православном храме на rue Daru, похоронен на Медонском кладбище. Была ли создана стипендия имени Зернова я пока информацию не искал.

Собор Александра Невского в Париже, старая фотография
Собор Александра Невского в Париже, старая фотография

Собор Александра Невского в Париже в восьмом округе на улице Дарю (rue Daru), фото из сети
Собор Александра Невского в Париже в восьмом округе на улице Дарю (rue Daru), фото из сети

Так же попросил одного знакомого жителя Парижа побывать на Медонском кладбище (Мёдон - пригород Парижа) и кто знает, может удастся найти могилу доктора?

Газета "Последние новости" 1 февраля 1938 года: Скончался М.С. Зернов. Смерть праведного

Одна тяжелая потеря за другой... Вчера скончался Михаил Степанович Зернов. Умер внезапно, от разрыва сердца, во время консультации с доктором Антовым, на посту... Упал, — и мертвого его уже перенесли на диван. Трудно мне говорить о нём, о старом товарище с гимназических лет и верном друге - теперь уже можно сказать - до гроба. Третьего дня мы сидели рядом за столиком на балу Московского землячества; я любовался на его бодрый вид, а когда сказал об этом его супруге, она, понижая тон, ответила: да, но с сердцем у Михаила Степановича что-то не ладно. А вчера я получил от него письмо - милое и доброе, как все его письма, - как все его отношения к людям. Он в ласковых выражениях благодарил за статью, за личное посещение, выражал надежду, что скоро «устроим свидание». Писал, что доволен балом и настроением гостей, огорчался отсутствием моей жены, посылал ей лекарство. А сегодня - звонок: умер Михаил Степанович... Счастливая смерть на посту? Для него - счастливая; для нас не так. Вообще не бывает счастливой смерти. Уход oт нас, всегда ужасен. Он смягчен тем, что сразу не веришь в него; нет, жив человек; он с нами, вот его дорогие черты, его размеренная, спокойная, тихая речь. И сам он - ровный, тихий, преданный, как-то источающий из себя благожелательство, примиряющий, утешающий одним своим присутствием. Весь какой-то не свой, а наш общий, всегда думавший о других - и умеющий всех расположить так думать. С миру по нитке скопивший благосостояние Московского землячества. Конечно, тут Москва - москвичи. И сам Михаил Степанович - всем нутром московский, сын протоиерея от Николы Явленного на Арбате, где ребятами на заднем дворе мы в бабки играли. И потому - единственный: теперь таких уже не будет. Там, в России, размах для него был иной - широкий: так же «с миру по нитке» создал он и свою лечебницу - санаторию в Ессентуках на благо людям. Здесь, среди, эмигрантской бедноты, по тому же принципу, хоть и в сокращенном масштабе создал Московское землячество... А сколько труда положил, сколько неустанного внимания, сколько раз подстрекал совесть земляков, напоминая им о долге благодарности к отошедшим в вечность вершинам. Теперь отошел и сам. Устало и его неутомимое сердце oт всех этих непрерывных, напряженных забот о других. О всех других: потому и чужда ему была «политика». Но общественником он был до мозга костей, и в пределах доброжелательства врагов у него не было и быть не могло. Что бывают и злые, он, кажется, не мог допустить; но когда встречался со злом, боролся упорно - и побеждал своей правотой, не непротивлением. Весь он был праведный: не могу подобрать другого слова, а этого он заслуживает.
Mне кажется, и память о нём будет излучать то же умиряющее действие, которое производил он сам. Но нужно, чтобы нашлись преемники, которые будут культивировать эту память. И прежде всего - созданное им землячество - тот дух московский, порождением которого и достойнейшим представителем на чужбине был и остался Михаил Степанович Зернов. Не хочется говорить над ним похоронных слов. П. Милюков.

  • Павел Николаевич Милюков (1859, Москва - 1943, Экс-ле-Бен, Франция) - политический деятель, лидер Партии народной свободы- кадеты, министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году, историк и публицист. С апреля 1921 по июнь 1940 года редактировал газету "Последние новости", в которой и найдена информация для этой статьи.

Михаил Степанович Зернов с семьёй в Париже, фотография с сайта azbyka.ru
Михаил Степанович Зернов с семьёй в Париже, фотография с сайта azbyka.ru

А теперь некролог из того же номера газеты, но уже авторства журналиста Андрея Седых. В нём он рассказывает некоторые факты биографии и пишет о заслугах доктора.

Русская эмиграция понесла новую тяжёлую потерю в лице скончавшегося вчера председателя Московского землячества, доктора Михаила Степановича Зернова.
Ничто не предвещало столь близкого конца. Ещё в субботу вечером М. С. отправился на «Татьянин бал», над организацией которого он так много потрудился. Оставался он в залах «Лютеции» до поздней ночи и вернулся домой в прекрасном настроении: бал удался на славу, и в кассу Московского землячества поступили те тысячи франков, которые так необходимы для помощи нуждающимся москвичам, для студенческих стипендий, для поддержки больных и престарелых земляков.
В понедельник, как всегда, М. С. Зернова навестил д-р В. И. Антов. Около часа дня, покидая своего старейшего коллегу, д-р Антов спросил:
- Как, все-таки вы себя чувствуете?
- Около сердца какое-то ощущение комка, - ответил М. С.
Это были его последние слова. Несколько секунд спустя он скончался oт разрыва сердца.
М. С. Зернов родился в Москве в 1857 году. Отец его был бакалавром Московской духовной академии и священником; мать - из семьи военного врача. По окончании классической гимназии М. С. поступил на медицинский факультет московского университета. Лекции чередовались со студенческими сходками, практические работы с общественной деятельностью. М. С. Зернов в первый же год был избран председателем студенческой нелегальной кассы; в последующие годы он неоднократно представлял студентов на выборных постах.
По окончании курса М. С. был оставлен факультетом при университете ординатором госпитальной клиники у выдающегося специалиста по внутренним болезням проф. Остроумова. Клинический стаж проходил в ежедневной напряженной работе, чередовавшейся с докладами в Медицинском обществе и на Пироговских съездах. А. А. Остроумов первый в России стал широко применять физические методы лечения внутренних болезней: электричество, массаж, гимнастику и т. д. Работая по указаниям А. А. Остроумова, М. С. Зернов начал комбинировать массаж с электричеством и создал свой собственный аппарат, получивший затем в Poccии широкое применение. После поездки в Париж, на консультацию к проф. Шарко, М. С. Зернов привез в Россию «душ Шарко», значение которого общеизвестно.
В последующие десятилетия М. С. Зернов всю свою энергию и душу вложил в создание в Poccии водолечебного дела. В девяностых годах прошлого столетия Ессентуки были еще пыльной казачьей станицей, к которой прилепился небольшой парк с источниками. Несколько десятков ванн помещались в примитивных бараках; больные с трудом могли найти свободную комнату в деревне. Число больных, приезжавших в Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и Кисловодск, тогда не превышало 4 - 5.000 человек в год.
М. С. Зернов, прежде всего, отправился на заграничные курорты и изучил тамошнюю постановку дела. Затем, вернувшись в Poccию, он начал энергичную кампанию за создание на Кавказе образцовой курортной группы. Нужно, было добиться отчуждения 200 десятин земли, постройки водопровода, санаторий, гостиниц. Препятствия оказались почти непреодолимыми. Несмотря на поддержку 10-го Пироговского съезда в Киеве, несмотря на усилия наместника на Кавказе кн. Голицына, государственный совет ходатайство отклонил. В личной аудиенции у государя кн. Голицын добился того, что акт об отчуждении земли был все же подписан.
М. С. Зернов, по существу, является создателем современного русского водолечения на Кавказе. По его указаниям были разбиты парки, города-сады. Им была выстроена, по планам рано скончавшегося инж. А. Н. Милюкова (брата П.Н. Милюкова), первая санатория в Ессентуках для небогатых больных, которые оплачивали лишь себестоимость содержания. Здесь впервые начали применяться методы лечения солнечными ваннами. В несколько лет Воды стали неузнаваемыми, и перед войной сюда приезжало 40 тыс. больных. Нет возможности перечислить всего, что сделал для Кавказских вод М. С. Зернов. Благодаря ему созданы химико-микроскопическая лаборатория, диагностический и терапевтический институты, рентгеновские кабинеты, грязелечебница и мн. др. Но когда Государственная дума ассигновала 17 млн. рублей па постройку на Водах канализации и водопровода, и министры усиленно предлагали М. С. Зернову место председателя правления нового общества, - со свойственной ему скромностью М. С. отказался.
- Я предпочитаю остаться общественным деятелем и вольно практикующим врачом, - ответил он.
Таким он и остался всю свою долгую жизнь. Революция изгнала его из любимой Москвы, где он состоял 15 лет гласным думы. Первые годы М. С. жил в Сербии, а с 1927 года в Париже, где продолжал заниматься общественной работой. Неизменный председатель Московского землячества, тов. председателя Совета общественных организаций, тов. председателя Общества врачей имени д-ра Мечникова, он работал на благо ближних; буквально до последнего дня.
- Вся моя жизнь, - писал в прошлом году М. С. Зернов, - до сих пор всегда проходила в скромных рамках русского вольнопрактикующего врача и общественного деятеля. Встречая на своем жизненном пути немало помех и огорчений, мне всегда удавалось преодолевать их и не сходить с намеченного пути. Поэтому, я преисполнен чувства полного удовлетворения прожитою жизнью: сколько 6ыло сил и возможностей, всегда старался быть лучше и делать больше для других.
Этими словами лучше всего и закончит некролог ушедшего от нас замечательного русского человека и выдающегося общественного деятеля. Андрей Седых

  • Андрей Седых (настоящее имя - Яков Цвибак) (1902, Феодосия - 1994, Нью-Йорк, США) - литератор, журналист, автор мемуаров, личный секретарь Ивана Бунина, главный редактор газеты "Новое русское слово".

В следующей части приведу заметки о докторе Зернове, публиковавшиеся в память о Михаиле Степановиче в той же газете ещё несколько месяцев после его смерти.

_______________________________

Другие статьи: