Найти в Дзене
Последний романтик

Какая трогательная история

Замечательные книжки для детей издаются нынче в нашем отечестве. Что ни слово – всё правда! Да и могло ли быть иначе? Если автор – Наталья Валерьевна Иртенина (по отцу – Ипатько) – российский писатель, автор мистико-фантастических и исторических романов. К какому жанру относится её книжка для детей «Николай II: царский подвиг» думаю вы сами определите к концу статьи. Книжка издана в 2018 году издательством «Символик», которое с 2012 года выпускает литературу православного и духовно-нравственного содержания для детей и взрослых. Главную цель видит в распространении христианских ценностей и, тем самым, в духовном оздоровлении современного общества. В тёплые майские деньки 1896 года Москва оделась в праздничный наряд...В древней русской столице совершалось торжество коронации – венчание на царство...На окраине тогдашней Москвы было огромное Ходынское поле...Народу на поле собралось – тьма! Больше полумиллиона...Произошла катастрофа: люди напирали друг на друга, задыхались, падали, а други

Замечательные книжки для детей издаются нынче в нашем отечестве. Что ни слово – всё правда! Да и могло ли быть иначе? Если автор – Наталья Валерьевна Иртенина (по отцу – Ипатько) – российский писатель, автор мистико-фантастических и исторических романов.

К какому жанру относится её книжка для детей «Николай II: царский подвиг» думаю вы сами определите к концу статьи.

Николай II: царский подвиг, 2018 год, Издательство Символик
Николай II: царский подвиг, 2018 год, Издательство Символик

Книжка издана в 2018 году издательством «Символик», которое с 2012 года выпускает литературу православного и духовно-нравственного содержания для детей и взрослых. Главную цель видит в распространении христианских ценностей и, тем самым, в духовном оздоровлении современного общества.

В тёплые майские деньки 1896 года Москва оделась в праздничный наряд...В древней русской столице совершалось торжество коронации – венчание на царство...На окраине тогдашней Москвы было огромное Ходынское поле...Народу на поле собралось – тьма! Больше полумиллиона...Произошла катастрофа: люди напирали друг на друга, задыхались, падали, а другие их невольно топтали. В тот день погибло больше тысячи человек. Множество пострадавших развезли по больницам.
Коронационные торжества оказались омрачены. Для государя и его супруги это был страшный удар. Посреди праздничной городской суеты вдруг увидеть столько горя! На следующий день император и императрица молились о погибших на заупокойной службе в кремлёвском храме. Затем они поехали по московским больницам и обошли почти две сотни раненых, простых крестьян и горожан. У всех они спрашивали:
– Нуждаетесь ли вы в чём-нибудь?
– Спаси Господь, Ваши Величества, не нужно ничего, – отвечали им везде. – Всем довольны, уход за нами хороший.
– Нам и то радость – царя с царицей видеть. Благодарствуем.
– Сами мы виноваты! Грех великий сотворили. Прости, что тебя расстроили, царь-батюшка…
– А верно. Ишь, на какой пустяк позарились. Кружку эту через две недели можно купить за пятнадцать копеек.
– Кто же знал, что такая беда будет, – вздыхали несчастные.
Каждому пострадавшему и всем семьям погибших государь распорядился выдать по тысяче рублей. В то время это была большая сумма – на неё можно было купить, например, десяток отличных лошадей. Деньги эти взяли не из государственной казны, а из собственных средств императора – такова была его воля.
Но об этих личных пожертвованиях царя мало кто узнал тогда. Нашлось множество недоброжелателей, которые разносили слухи, будто он, наоборот, жестокосерден и равнодушен к народному горю. А ещё больше было тех, кто суеверно повторял:
– Ходынка – дурное предзнаменование. Недобро начинается царствование Николая. Значит, жди новых бед.

Запись в дневнике Николая II: «До сих пор всё шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки*, напёрла на постройки и тут произошла страшная давка, причём, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 1/2 ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 1/2 завтракали и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном „народном празднике“. Собственно там ничего не было; смотрели из павильона на громадную толпу, окружавшую эстраду, на которой музыка всё время играла гимн и „Славься“. Переехали к Петровскому, где у ворот приняли несколько депутаций и затем вошли во двор. Здесь был накрыт обед под четырьмя палатками для всех волостных старшин. Пришлось сказать им речь, а потом и собравшимся предводителям двор. Обойдя столы, уехали в Кремль. Обедали у Мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello** . Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.»

Тот факт, что коронационные торжества продолжились после столь страшной катастрофы, вызвал серьёзное возмущение в обществе.

Иллюстрации из книги, художник Волынец Вячеслав Иванович
Иллюстрации из книги, художник Волынец Вячеслав Иванович
Когда он выступал с речами перед каким-нибудь важным собранием, то часто говорил:
– Я не оставлю забот о благе крестьян.
Иногда государя даже можно было увидеть в крестьянской одежде. Она ему очень нравилась своей простотой и удобством...
– Общение с моим народом необходимо мне как солнце и воздух, – признавался Николай Александрович...
Своим мягкосердечием государь много раз спасал людей, приговорённых к смертной казни. В те времена это было обычное наказание для тех, кто совершил тяжкие преступления. Закон суров. Но православный царь и его христианское милосердие выше закона...
Во время Первой Мировой войны Николай Александрович часто посещал госпитали. В одном из них ему показали раненого солдата, который был дезертиром – бежал с поля боя. Военный суд приговорил его к смертной казни. В палате находились два часовых – стража. А врачи и сёстры милосердия жалели солдата.
Царь подошёл к его постели, положил руку ему на плечо и спросил, почему он бежал. Сжавшись от страха, раненый стал бормотать и всхлипывать:
– Патроны кончились… перепугался я… истинный крест, перепугался… побёг от немца…
Все в палате напряжённо ждали, что скажет император. А он, помолчав, спокойно произнёс:
– Ты прощён. Я не виню тебя.
Потрясённый, солдат сполз с кровати и обхватил колени императора. Он рыдал как ребёнок. Остальные раненые в палате смотрели на царя с восхищением и преданностью...

В общем всех царь любил. И крестьян, и солдатиков. Не сказано в книге, правда, о мотивах Первой мировой. Что Россия там забыла? О том, как царь оплачивал французские кредиты отсылкой русского экспедиционного корпуса на Западный фронт. О событиях 9 января 1905 года буквально вскользь.

Художник Волынец Вячеслав Иванович и автор книги Наталья Валерьевна Иртенина
Художник Волынец Вячеслав Иванович и автор книги Наталья Валерьевна Иртенина
Когда-то император Николай Второй уже сражался с революцией в России. Её пожар заполыхал в 1905 году и длился больше двух лет. Враги самодержавия бросили клич «Долой царя!». На улицы городов обычному человеку порой опасно было выйти. Можно было запросто погибнуть от взрыва бомбы, брошенной революционером, или угодить в перестрелку, или в гущу настоящих уличных боёв. Государь повелел тогда создать военно-полевые суды, которые не миндальничали с пойманными террористами: их без промедления приговаривали к казни. Войска вынуждены были применять оружие при подавлении беспорядков и мятежей в городах. В отместку революционеры прозвали Николая Второго «Кровавым», хотя сами пролили людской крови намного больше...
К 1917-му году русские армии с помощью европейских союзников были готовы сокрушить врага. Планировалось решающее наступление на фронтах. России уже улыбалась победа над слабеющей Германией, почти разгромленной Австрией и побитой Турцией, их союзницей. Но увы! Победу вырвали у неё из рук. Это сделал враг намного более коварный – предатели, заговорщики и революционеры...
После этого Николай Александрович под конвоем вернулся в Царское Село. Новая власть арестовала всю императорскую семью. Царский дворец превратился в тюремную «золотую клетку»...
Николай Александрович не привык сидеть без дела. К тому же его спортивная натура требовала движения, физических нагрузок. В царскосельском парке нашлась самая разнообразная работа. Государь счищал с дорожек снег, колол на пруду подтаявший лёд для погреба. Вместе с оставшимися придворными спиливал в парке сухие деревья, рубил их на дрова. В разгар весны узники все вместе занялись разведением огорода. Вскопали множество грядок, засадили капустой, луком, редиской.
Бывший самодержец работал без устали – впрямь как обычный крестьянин! Солдаты, наблюдая за ним, поражались.
– Если дать ему кусок земли, чтобы он сам на нём работал, так скоро опять себе всю Россию заработает, – уважительно отозвался о царе один из конвойных.

Вот такой он прекрасный был человек – царь Николай второй. В 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, он был причислен к лику святых.