Найти в Дзене

Символ мучительной гибели у вас дома. Лаокоон

Эта статья - субъективные размышления об одном феноменальном произведении искусства, которое странным образом связало между собой разные точки - Рим, Помпеи, Ватикан, Одессу и Москву, и даже министерство иностранных дел, протянулось неожиданной нитью от античности до наших дней. Это произведение - скульптурная композиция Лаокоон и его сыновья. Например, многие одесситы знают, так сказать, Лаокоона с детства, причём, во всех анатомических подробностях. Композиция установлена перед Одесским археологическим музеем. Многие, правда, не знают, что скульптура находилась в данном месте не всегда. До революции скульптура Лаокоон украшала дачу одесского городского головы Г. Маразли, которая находилась на Французском бульваре, у моря. Говорят, увидев Лаокоона в Ватикане, Маразли так поразила работа родосских скульпторов, что он заказал себе копию для загородного дома. Понять Маразли можно: даже копия античной статуи (примерно 200 год до н. э.) поражает мастерством, экспрессией и живостью, если

Эта статья - субъективные размышления об одном феноменальном произведении искусства, которое странным образом связало между собой разные точки - Рим, Помпеи, Ватикан, Одессу и Москву, и даже министерство иностранных дел, протянулось неожиданной нитью от античности до наших дней. Это произведение - скульптурная композиция Лаокоон и его сыновья.

Одесса. Скульптурная композиция Лаокоон у археологического музея
Одесса. Скульптурная композиция Лаокоон у археологического музея

Например, многие одесситы знают, так сказать, Лаокоона с детства, причём, во всех анатомических подробностях. Композиция установлена перед Одесским археологическим музеем.

Многие, правда, не знают, что скульптура находилась в данном месте не всегда.

Здание одесского археологического музея, где раньше находилась библиотека
Здание одесского археологического музея, где раньше находилась библиотека

До революции скульптура Лаокоон украшала дачу одесского городского головы Г. Маразли, которая находилась на Французском бульваре, у моря. Говорят, увидев Лаокоона в Ватикане, Маразли так поразила работа родосских скульпторов, что он заказал себе копию для загородного дома. Понять Маразли можно: даже копия античной статуи (примерно 200 год до н. э.) поражает мастерством, экспрессией и живостью, если так можно выразиться.

Разумеется, после революции 1917 года скульптуру отдали народу. Долго не могли определиться с локацией. Одно время она находилась в здании музея Западного и восточного искусства, где ей и было самое место, прямо скажем. Место произведений искусства с трагическими сюжетами - в музее.

Одесса. Музей западного и восточного искусства. Скульптурная композиция Лаокоон и сыновья
Одесса. Музей западного и восточного искусства. Скульптурная композиция Лаокоон и сыновья

Наконец, в 1971 году Лаокоон с сыновьями композиционно неплохо вписались в ландшафт перед археологическим музеем.

Композиционно - неплохо. Но кроме композиции, есть ещё и смысл, идея.

Да, то, что мы знаем с детства - воспринимаем как должное, как есть. Вот есть Одесса, в ней есть Приморский бульвар и Пушкинская, археологический музей и Лаокоон.

Видит ли "замыленный глаз" последние конвульсии мучительно умирающего Лаокоона?

Ужас и обреченность его сыновей?

Мёртвую хватку гидры, от которой не спастись? Смертельный яд уже действует. Программка так себе. "Плохой фэншуй".

Скульптура Лаокоон в Ватикане (копия). Высота - 242 см. Скорее всего, оригинал не сохранился
Скульптура Лаокоон в Ватикане (копия). Высота - 242 см. Скорее всего, оригинал не сохранился

Всё, что нас окружает, является своего рода некой программой, модулирующей психику. В этом нет никакой мистики, никакой "эзотерики", но окружающее настраивает ход мыслей, мотивирует и вдохновляет либо наоборот - вгоняет в депрессию. Подобное притягивает подобное.

В Одессе же, например, в нишах городской Думы - Меркурий и Церера - думаю, понятно, почему именно они: торговля и земледелие - основа процветания края. Символы успеха, гармонии и изобилия закладывались чуть ли не в каждом здании при возведении этого города солнца.

И вот в самом сердце Одессы установлен символ мучительной смерти, трагической гибели, беспомощности.

Раньше в Одессе всегда было много туристов. Однажды я наблюдала, как гости города выбирали сувениры. Одна девушка обратила на себя моё внимание: её лицо было обезображено шрамами от ожогов, несколько перекошено - то ли от физических последствий, то ли от психических переживаний. Она выбирала бронзовые статуэтки: среди них были смешные Остап Бендер, Киса и Попандопуло, Рыбачка Соня и моряк Костя, был классический Дюк и Утёсов, лев и львица. Но печальная девушка, пережившая страдания, выбрала статуэтку Лаокоона...

История Лаокоона - пророка, жреца Аполлона - связана с темой Троянского коня. Как известно, Троя была непобедима, пока хитроумный Одиссей не предложил соорудить огромного деревянного коня, внутрь которого и спрятались вооруженные воины.

-5

Троянцы, выйдя из города, не увидели ни врагов, ни их кораблей и решили, что те ушли, а огромный конь - подарок.

Троя была непобедима, пока, поверив в желаемое, троянцы сами не ввели троянского коня в свой город. На радостях троянцы устроили пиршество, а когда уснули, опьяненные, все были перебиты врагами, вышедшими из деревянного коня.

-6

Так вот Лаокоон был тем единственным здравомыслящим человеком, который убеждал троянцев не вводить коня в город:

Иль заключенные в сем скрываются древе ахивы...

Иль здесь иной скрыт обман: коню, о тевкры, не верьте.

Что тут ни есть, боюсь данаев я и дары подносящих!

Чтобы заткнуть жрецу рот, боги (Афина) наслали на него морскую гидру, умертвившую Лаокоона и сыновей.

"Сила в правде", "У кого правда, тот и сильней" - это не про Лаокоона. Тоже коннотация.

Итак, скульптура Лаокоон - символ страданий, боли, мучительной гибели, наказания, смерти, несправедливости и беспомощности. И очень хочется сказать: уберите! Уберите её, наконец, в здание одесского музея, ведь давно говорили, собирались (из-за повреждения вандалами, правда, не из идейных соображений). Скульптура небольшая, проблемы в этом нет.

Копию этой действительно непревзойдённой по уровню мастерства скульптуры можно найти в разных музеях. Например, в московском Государственном музее им. А. С. Пушкина она органично смотрится среди других эпичных сцен античности, а на площади в центре столицы - памятники героям и сцены побед: Минин и Пожарский, Жуков, Георгий Победоносец...

-7

Интересно, что даже в Древней Греции и Риме изображения гибели Лаокоона были крайне непопулярны: были в апогее идеалы красоты и гармонии, а смыслам и символам придавалось большое значение.

А знаете, что за редкое место, где обнаружены росписи со сценами гибели Лаокоона? Это - печально знаменитые Помпеи.

Разумеется, немало есть копий Лаокоона и в малых, кабинетных формах.

Вот замечена скульптура умирающего Лаокоона в зале приёмов министра иностранных дел.

Интересно, кто преподнёс такой дар и почему из всех шедевров античности выбор пал именно на Лаокоона?
Интересно, кто преподнёс такой дар и почему из всех шедевров античности выбор пал именно на Лаокоона?
"Гидра империализма", видимо
"Гидра империализма", видимо

Часто скульптура Лаокоона зримо присутствует на приёмах и интервью, в самом центре зала, как бы, разделяя беседующих - чисто визуально

-10

В смысловом, символическом смысле больше порадовал бы, к примеру, Георгий Победоносец, повергающий дракона. А может - вообще без дракона, "во славе", так сказать. Все же, лучше трудная, но победная битва, чем безнадёжная мучительная гибель Лаокоона.

-11

Порой, на многочисленных "политических шоу" могут часами мусолить символические значения каких-то шагов зарубежных деятелей: какую брошку надевала Елизавета, да в каком цвете явилась Урсула, какие сигналы кто-то подаёт и какими последствиями это грозит. Такого рода политес, говорят, играет немаловажную роль в политике.

Конечно, впадать в мистицизм и фантазии не стоит, но и недооценивать невербальные средства общения - значит, лишать себя важного источника информации. Какие-то символы появляются целенаправленно, а какие-то - нет, но это не лишает последние их смысловой нагрузки. В конце концов, мы видим то, что мы видим...

А вы предпочли бы иметь у себя дома произведения искусства с подобным смысловым наполнением?

Копия скульптуры Лаокоон в Эрмитаже, Санкт-Петербург
Копия скульптуры Лаокоон в Эрмитаже, Санкт-Петербург