Эта статья - субъективные размышления об одном феноменальном произведении искусства, которое странным образом связало между собой разные точки - Рим, Помпеи, Ватикан, Одессу и Москву, и даже министерство иностранных дел, протянулось неожиданной нитью от античности до наших дней. Это произведение - скульптурная композиция Лаокоон и его сыновья.
Например, многие одесситы знают, так сказать, Лаокоона с детства, причём, во всех анатомических подробностях. Композиция установлена перед Одесским археологическим музеем.
Многие, правда, не знают, что скульптура находилась в данном месте не всегда.
До революции скульптура Лаокоон украшала дачу одесского городского головы Г. Маразли, которая находилась на Французском бульваре, у моря. Говорят, увидев Лаокоона в Ватикане, Маразли так поразила работа родосских скульпторов, что он заказал себе копию для загородного дома. Понять Маразли можно: даже копия античной статуи (примерно 200 год до н. э.) поражает мастерством, экспрессией и живостью, если так можно выразиться.
Разумеется, после революции 1917 года скульптуру отдали народу. Долго не могли определиться с локацией. Одно время она находилась в здании музея Западного и восточного искусства, где ей и было самое место, прямо скажем. Место произведений искусства с трагическими сюжетами - в музее.
Наконец, в 1971 году Лаокоон с сыновьями композиционно неплохо вписались в ландшафт перед археологическим музеем.
Композиционно - неплохо. Но кроме композиции, есть ещё и смысл, идея.
Да, то, что мы знаем с детства - воспринимаем как должное, как есть. Вот есть Одесса, в ней есть Приморский бульвар и Пушкинская, археологический музей и Лаокоон.
Видит ли "замыленный глаз" последние конвульсии мучительно умирающего Лаокоона?
Ужас и обреченность его сыновей?
Мёртвую хватку гидры, от которой не спастись? Смертельный яд уже действует. Программка так себе. "Плохой фэншуй".
Всё, что нас окружает, является своего рода некой программой, модулирующей психику. В этом нет никакой мистики, никакой "эзотерики", но окружающее настраивает ход мыслей, мотивирует и вдохновляет либо наоборот - вгоняет в депрессию. Подобное притягивает подобное.
В Одессе же, например, в нишах городской Думы - Меркурий и Церера - думаю, понятно, почему именно они: торговля и земледелие - основа процветания края. Символы успеха, гармонии и изобилия закладывались чуть ли не в каждом здании при возведении этого города солнца.
И вот в самом сердце Одессы установлен символ мучительной смерти, трагической гибели, беспомощности.
Раньше в Одессе всегда было много туристов. Однажды я наблюдала, как гости города выбирали сувениры. Одна девушка обратила на себя моё внимание: её лицо было обезображено шрамами от ожогов, несколько перекошено - то ли от физических последствий, то ли от психических переживаний. Она выбирала бронзовые статуэтки: среди них были смешные Остап Бендер, Киса и Попандопуло, Рыбачка Соня и моряк Костя, был классический Дюк и Утёсов, лев и львица. Но печальная девушка, пережившая страдания, выбрала статуэтку Лаокоона...
История Лаокоона - пророка, жреца Аполлона - связана с темой Троянского коня. Как известно, Троя была непобедима, пока хитроумный Одиссей не предложил соорудить огромного деревянного коня, внутрь которого и спрятались вооруженные воины.
Троянцы, выйдя из города, не увидели ни врагов, ни их кораблей и решили, что те ушли, а огромный конь - подарок.
Троя была непобедима, пока, поверив в желаемое, троянцы сами не ввели троянского коня в свой город. На радостях троянцы устроили пиршество, а когда уснули, опьяненные, все были перебиты врагами, вышедшими из деревянного коня.
Так вот Лаокоон был тем единственным здравомыслящим человеком, который убеждал троянцев не вводить коня в город:
Иль заключенные в сем скрываются древе ахивы...
Иль здесь иной скрыт обман: коню, о тевкры, не верьте.
Что тут ни есть, боюсь данаев я и дары подносящих!
Чтобы заткнуть жрецу рот, боги (Афина) наслали на него морскую гидру, умертвившую Лаокоона и сыновей.
"Сила в правде", "У кого правда, тот и сильней" - это не про Лаокоона. Тоже коннотация.
Итак, скульптура Лаокоон - символ страданий, боли, мучительной гибели, наказания, смерти, несправедливости и беспомощности. И очень хочется сказать: уберите! Уберите её, наконец, в здание одесского музея, ведь давно говорили, собирались (из-за повреждения вандалами, правда, не из идейных соображений). Скульптура небольшая, проблемы в этом нет.
Копию этой действительно непревзойдённой по уровню мастерства скульптуры можно найти в разных музеях. Например, в московском Государственном музее им. А. С. Пушкина она органично смотрится среди других эпичных сцен античности, а на площади в центре столицы - памятники героям и сцены побед: Минин и Пожарский, Жуков, Георгий Победоносец...
Интересно, что даже в Древней Греции и Риме изображения гибели Лаокоона были крайне непопулярны: были в апогее идеалы красоты и гармонии, а смыслам и символам придавалось большое значение.
А знаете, что за редкое место, где обнаружены росписи со сценами гибели Лаокоона? Это - печально знаменитые Помпеи.
Разумеется, немало есть копий Лаокоона и в малых, кабинетных формах.
Вот замечена скульптура умирающего Лаокоона в зале приёмов министра иностранных дел.
Часто скульптура Лаокоона зримо присутствует на приёмах и интервью, в самом центре зала, как бы, разделяя беседующих - чисто визуально
В смысловом, символическом смысле больше порадовал бы, к примеру, Георгий Победоносец, повергающий дракона. А может - вообще без дракона, "во славе", так сказать. Все же, лучше трудная, но победная битва, чем безнадёжная мучительная гибель Лаокоона.
Порой, на многочисленных "политических шоу" могут часами мусолить символические значения каких-то шагов зарубежных деятелей: какую брошку надевала Елизавета, да в каком цвете явилась Урсула, какие сигналы кто-то подаёт и какими последствиями это грозит. Такого рода политес, говорят, играет немаловажную роль в политике.
Конечно, впадать в мистицизм и фантазии не стоит, но и недооценивать невербальные средства общения - значит, лишать себя важного источника информации. Какие-то символы появляются целенаправленно, а какие-то - нет, но это не лишает последние их смысловой нагрузки. В конце концов, мы видим то, что мы видим...
А вы предпочли бы иметь у себя дома произведения искусства с подобным смысловым наполнением?