Имя Жасура Хамдамова прогремело в 2007 году — тогда ему, 16-летнему школьнику, всем миром собирали деньги на реабилитацию. Юноша получил 98% ожогов тела из-за несчастного случая, взрыва газового баллона. Врачи разводили руками: «Приходите прощаться с ним». Но Жасур выжил. И не просто выжил, а вернулся к полноценной жизни, завел большую семью и строит карьеру в питерском ресторане.
Рассказываем историю этого сильного духом человека.
Стыдно перед мамой
Трагедия, о которой пятнадцать лет назад гремели все СМИ, случилась в Рождество под Санкт-Петербургом — тогда Жасур с семьей отмечал праздник на даче и отправился в баню. В этот момент в сауне вспыхнул газовый баллон, пламя буквально охватило подростка. В одних трусах, босиком по голому снегу он добрался до домика и попросил у матери попить. Как Жасур вспоминает в интервью «МК», он думал лишь обо дном: как же стыдно стоять перед мамой в одном белье:
«Больше ни о чем не переживал. Хотя у меня обожгло все тело. Лоскуты кожи на ладонях висели, но я ничего не чувствовал. Видимо, организм пребывал в шоковом состоянии».
Подростка увезли в больницу, а врачи сразу сказали родителям, что шансов почти нет, с такими ожогами не выживают. Но Жасур справился, став единственным в мире человеком, который смог реабилитироваться после подобного ЧП. Стоило это дорого во всех смыслах.
Новая кожа
Деньги на дорогие лекарства и реабилитацию собирали всем миром — подключились в том числе одноклассники Жасура, которые очень переживали за судьбу подростка. Счета семьи публиковались в СМИ, чтобы все неравнодушные смогли сделать денежный перевод. И люди переводили. Помимо этого Институт цитологии в Санкт-Петербурге разработал для Жасура стволовые клетки, которые могли заменить человеческую кожу — ведь пересаживать его собственную было невозможно. Целой осталось лишь тонкая полоска кожи на бедре.
Жасур вспоминает: месяцы реабилитации были не просто тяжелыми, а невыносимо сложными. Он даже не мог дышать самостоятельно, так что постоянно находился под аппаратом ИВЛ. За время нахождения в реанимации он пережил сепсис, пневмонию, полиорганную недостаточность. Но организм жил. Постепенно все тело юноши закрывали новой кожей. А когда появилась возможность, то Жасура отправили на реабилитацию в Бостон — стоило это 60 тысяч долларов.
Сам себе психолог
«В американской клинике вокруг меня всегда было полно персонала, — вспоминает Жасур. — В реанимации по ночам дежурили четыре человека, мне предоставили музыкального терапевта, которая успокаивала меня игрой на гитаре. Например, если я волновался, она спрашивала, какую песню сыграть. И я заказывал «Hotel California». Со мной находились два психотерапевта, диетолог, три физиотерапевта и четыре человека, которые развлекали. Меня отвлекали, чтобы не было больно».
Чудом парень начал приходить в себя. За время болезни его мышцы настолько атрофировались, что юноше пришлось заново учиться сидеть. Долгое время он не мог самостоятельно подняться, а когда его начали заново приучать к этому, то испытывал сильнейшие боли. Но время шло, Жасур все больше восстанавливался физически. Пережил ряд пластических операций, сделал пересадку бороды и закрыл татуировками ожоги на руках. Сегодня он выглядит как обычный человек. Но путь к этому был долгим и психологически тяжелым.
«Мама долго не давала мне зеркало, потому что я «до» и «после» — два разных человека, - рассказывает Жасур. - Когда первый раз увидел себя, то не узнал. Понимал, что это уже не я. Наверное, тогда был первый и единственный раз, когда я не сдержал слез. Но депрессия меня не накрыла: рядом была мощная команда поддержки — родители, друзья... Прохожие на улице оглядывались, не могли скрыть эмоций. Я замечал на лицах людей страх, отвращение, интерес… Жутко неприятно. Искренне не понимал, за что мне такие испытания. До сих пор встречаются люди, которые подходят на улице и спрашивают: а что у тебя с лицом?.. Однажды в раздевалке фитнес-клуба грубо ответил двум амбалам, когда они задали вопрос: слушай, дружище, а че у тебя на теле — ожоги?.. Правда, потом они извинились. Наверное, надо объяснять людям, что незачем подходить и спрашивать, мне это неприятно».
Жасур признается: он стал сам себе психологом, и прокачал свою уверенность в себе. Принял себя и свою новую внешность, не стеснялся знакомиться с девушками. В 27 лет он создал семью — с красавицей женой познакомился в интернете, и свидание в реальной жизни показало, что она та самая. Сейчас у Жасура трое детей, в которых он с супругой души не чает.
Сложилась и карьера. Когда-то юноша мечтал поступить в университет международных отношений, но из-за болезни не смог, пропустил год. В итоге Жасур превратил свое хобби — готовку — в профессию, и вот уже много лет работает шеф-поваром в одном из ресторанов Санкт-Петербурга. О том страшном дне не вспоминает, многие коллеги даже не знали о том ужасе, что пришлось пережить Жасуру.
«Я согласился на интервью, чтобы передать основной месседж, мой крик обществу: перестаньте смотреть и оглядываться на людей, которые не похожи на вас», - отметил Жасур в интервью.