Найти в Дзене

БОГИНИ ДОРОГИ ЖИЗНИ

БОГИНИ ДОРОГИ ЖИЗНИ БОГИНИ ДОРОГИ ЖИЗНИ Посвящается регулировщицам Дороги Жизни Я стою на перекрестке шоссе Революции и Большеохтинского проспекта. Очень сложно представить мне и большинству тех, кто идет пешком или едет на машине, то, что происходило здесь более 80 лет назад. После того, как 8 сентября 1941 года  немцы и финны замкнули кольцо вокруг Ленинграда и началась блокада, снабжение города велось судами по Ладожскому озеру. Но положение с продовольствием, прежде всего, с хлебом, становилось катастрофическим. С наступлением морозов 19 ноября командование  фронтом приняло решение организовать военно-транспортную трассу для  снабжения продовольствием Ленинграда и эвакуацию населения по льду Ладоги. С этих дней и заработала военно-автомобильная дорога 101-102 («Ржевский коридор - Дорога Жизни»), которая действовала до 21 апреля 1942 года. Для обеспечения нормальной работы дороги 101-102 была создана служба регулировщиц. Автомобильное движение от Ленинграда и до Кобоны на восточном

БОГИНИ ДОРОГИ ЖИЗНИ

БОГИНИ ДОРОГИ ЖИЗНИ

Посвящается регулировщицам Дороги Жизни

Я стою на перекрестке шоссе Революции и Большеохтинского проспекта. Очень сложно представить мне и большинству тех, кто идет пешком или едет на машине, то, что происходило здесь более 80 лет назад.

После того, как 8 сентября 1941 года  немцы и финны замкнули кольцо вокруг Ленинграда и началась блокада, снабжение города велось судами по Ладожскому озеру.

Но положение с продовольствием, прежде всего, с хлебом, становилось катастрофическим. С наступлением морозов 19 ноября командование  фронтом приняло решение организовать военно-транспортную трассу для  снабжения продовольствием Ленинграда и эвакуацию населения по льду Ладоги. С этих дней и заработала военно-автомобильная дорога 101-102 («Ржевский коридор - Дорога Жизни»), которая действовала до 21 апреля 1942 года.

Для обеспечения нормальной работы дороги 101-102 была создана служба регулировщиц.

Автомобильное движение от Ленинграда и до Кобоны на восточном берегу Ладожского озера включало:

- в сторону блокадного Ленинграда: перевозку части муки для обеспечения города (основную часть муки  на хлебозаводы поставляли по железной дороге), другое продовольствие,  медикаменты и разные товары, необходимые городу

- в сторону Кобоны: эвакуированные жители города (550 тысяч за первую зиму), военные грузы (оружие, боеприпасы)

Задачами регулировщиц, которые стояли через каждые 100 м, направлять движение автотранспорта по требующему маршруту в соответствии с секретными картами, чтобы максимально скрыть от врага путь грузовиков.

Скорость автомашин должна была быть не более 35 км в час по расчетам ученых, т.к. при большей скорости лед мог проломиться.

В подавляющем количестве на трассе работали автомашины ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 т

Девушки обязаны были знать, где появлялись полыньи, ибо погода менялась. Часто стояли крепкие морозы до 40-50 градусов, которые сменялись более теплой погодой.

И надо было направлять автомашины мимо полыньи.

Регулировщицы в стужу работали по 5 часов и более. Обмундирование их состояло из меховой шапки, ватных брюк, телогрейки, полушубка, маскхалата, ремня, сапог, позднее валенки. Обязательны были карабин и противогаз.

Непременно ложка в сапоге, которую хранили как зеницу ока.

В руках: флажок - днем, фонарь - ночью.

Позднее привезли несколько саней, на которых стояли палатки для обогрева и приема пищи. Питание – самое скудное, иногда обходились кипятком.

Вера Ивановна Рогова была одной из регулировщиц.

Вера Ивановна (до замужества Миловидова) родилась 25 апреля 1919 г. в Володарке, пригороде Ленинграда.

После окончания техникума работала товароведом на торговой базе в Апраксине дворе.

Когда началась Великая Отечественная война в возрасте 22 лет пошла записываться добровольцем в военкомат, как и большинство тогдашней молодежи.

Была зачислена санитаркой в госпиталь. Получила контузию. После лечения ее перевели в 138-й мотострелковый батальон на Ладоге.

Зимой с началом работы Дороги Жизни Веру Ивановну зачислили в 37-ой отдельный дорожно-эксплуатационный батальон служить регулировщицей движения автотранспорта.

Веру Ивановну назначили старшей над регулировщицами. А это повышенная ответственность – проверять работу подчиненных и исправлять ошибки.

Ее избрали комсоргом батальона. За комсомольскими билетами ездила в блокадный Ленинград. Видела трупы на улицах, некоторые с отрубленными конечностями – были случаи людоедства. От голода многие горожане теряли ясное сознание.

Вера Ивановна вспоминала, как на Большеохтинском мосту умирал человек. Она дала ему кусочек сахара. Прохожий сказал, что умирающему ничего не поможет.  На что девушка ответила, что пусть перед смертью почувствует вкус сладкого.

Выдаваемые «наркомовские» 100 г водки копила и обменяла на подшлемник лётчика, а из него сшила шерстяные носки.

Вспоминала, что водители называли регулировщиц «богинями». От работы девушек зависел не только правильный путь, но и жизнь шоферов.

«Какая ты богиня? — подначивала одна девчонка другую. — Нос красный, как свёкла, раздутый, губы толстые, лицо замороженное. Черти, наверное, и те краше»

Вера Ивановна окончила службу на Дороге Жизни весной 1942 г., когда и ледяная трасса перестала существовать.

В 1943 г. Рогова В.И. была награждена «Медалью за оборону Ленинграда»

После войны работала на заводе «Красный химик», где и встретила своего будущего мужа Георгия Ивановича Рогова.

Скончалась в 2019 г. в возрасте 100 лет.

Еще при жизни Вера Ивановна Рогова стала прототипом памятника Регулировщице на Рябовском шоссе.

Далее разговор пойдет о первом регулировочном посту Дороги Жизни и Ржевского коридора на Большой Охте.

Именно через перекресток шоссе Революции и Большеохтинского проспекта (в годы войны – Горушечной улицы) направлялись войска, двигалась военная техника и ехали автомашины с эвакуированными горожанами с двух сторон – со стороны Большеохтинского моста и от Финляндского вокзала - через Ржевский коридор на фронт в сторону Ладоги. И двигались обратные потоки с продовольствием, медикаментами, ранеными и больными людьми.

Для организации  транспортного потока на этом перекрестке был установлен первый регулировочный пост.

Встречи с блокадниками были часты в «Охтинском клубе любителей истории «Клио» при библиотеке им. Н.В.Гоголя, который я организовал  вместе с О.Н.Рожиной в 1998 г и который действует до сих пор в Охтинской библиотеке. На встречах в клубе выступали известные краеведы - Н.П.Столбова и Е.М.Мухина со своими учениками. Они поведали об исследованиях на тему «Дороги Жизни», в частности, про первый регулировочный пост на указанном перекрестке.

В настоящее время нахождение первого регулировочного поста на указанном месте подтверждено военными документами времен блокады:

- карта «Посты регулирования на маршрутах через гор. Ленинград» за подписью помощника коменданта гарнизона города Ленинграда капитана Матвеева с указанием «пост № 12 Шоссе Революции угол Горушечной улицы» На месте Горушечной улицы проложен Большеохтинский проспект

- карта 42-ой армии 3 ноября 1941 г. с указанием поста на углу Шоссе Революции и Горушечной улицы.

В 2023 г. решением Е.Н.Разумишкина, тогдашнего главы Красногвардейского района, ныне вице-губернатора Санкт-Петербурга, по моему запросу был одобрен проект установки мемориальной доски в память первого регулировочного поста на Большой Охте. Есть надежда, что этот проект будет осуществлен к 80-летию Великой Победы.

МЫ -  РЕГУЛИРОВЩИЦЫ

Регулировщицы – дано нам званье,

Движения вершителями мы стали

Здесь, на Дороге Жизни, в дни страданий.

И приходилось быть надежней стали.

Да, мы в морозы сутками служили.

Меж полыньями путь надежный знали.

И за спиною вырастали крылья –

Богинями шофёры величали.

Фашист терзал. Зима пытала стужей.

И голода царил закон жестокий.

Советской Родине гордились службой,

Что обернулась педагогом строгим.

Мы понимали, что мы защищаем –

Любимую великую державу.

И с детства наши души очищались

От равнодушия чумной отравы.

Заводы вырастали молодые,

И трудно засевали нашу землю,

Театры становились нам родными,

И культом знаний мы гордиться смели.

Семья большая в звании Отчизна.

В беде сплотилась ратными делами.

Везем муку, чтоб не кончались жизни.

Жив Ленинград – и быть Победе с нами!

М.Князев

член Санкт-Петербургского союза краеведов