Ещё одна трагическая история, которая сильно впечатлила меня в городе - герое Новороссийске.
Я стояла на смотровой площадке над Новороссийской бухтой, стояла вглядываясь в даль, пытаясь что-то увидеть, как-будто вспомнить.
"Я никогда не слышала об этом. Как так? Почему?" - вертелись мысли в моей голове, пытаясь найти ответ, сердце тревожно колотилось. Но видела я только тихое и невозмутимое Чёрное море, корабли и виды, живописнейшие виды вокруг. Да, не показалось и я не оговорилась, со смотровой площадки открывается умопомрачительный вид на всю Цемесскую бухту.
Здесь, на 12-м километре Сухумского шоссе, в память о гибели русской эскадры 18 июня 1918 году, сооружен величественный памятник-мемориал о преданности моряков черноморского флота своей Родине...
Затопление Черноморского флота.
Затопление Черноморского флота России принято считать одним из самых трагических эпизодов Гражданской войны.
Как это было....
Только что произошла октябрьская революция, в стране шла борьба между приверженцами революции и ее противниками, к тому же эта бесконечная война с Германией...
Черноморский флот ещё юной Советской Росси, стоял в Севастополе.Крым и Украина в этот момент уже были оккупированы германо-австрийскими войсками.
Командованию пришло сообщение о Брестском мире и его результатах: согласно Брестскому договору от 1918 года, Черноморский флот должен был быть передан противнику - Германии, Османской империи, Австро-Венгрии, Болгарскому царству.
Командование флота, чтобы уберечь флот от немецкого пленения, перевели его в Новороссийск.
Но это действие обострило взаимоотношения России и Германии, ведь был заключен «мир». Обстановка на фронтах и без того сложная наколилась, немцы выдвинули ультиматум о передаче им черноморского флота, угрожая своим наступлением на Новороссийск.
В это время командованию флота практически одновременно приходит две депеши - телеграммы.
- Одна из Москвы: идти всем в Севастополь и сдавать корабли немцам.
- Вторая, секретная, подписанная Лениным, Троцким и Свердловым.
В.И. Ленин, тщательно изучив доклады Морского генерального штаба, после обсуждения в Высшем военном свете выносит резолюцию: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими авторитетами, флот уничтожить немедленно».
Командующий Черноморского флота Александр Тихменев отказывался уничтожать корабли, делегатское собрание ЧМФ 12 июня 1918 года, постановило:
"В Севастополь не идти, флот не топить, а в случае наступления немцев сражаться до последней возможности и лишь только при явной невозможности отстоять флот – его затопить".
Германия ждала до ночи 18 июня: именно тогда истекал их ультиматум о возвращении Новороссийской эскадры в Севастополь.
Тихменев предложил командирам кораблей голосование: поход в Севастополь или затопление в Новороссийске.
- Большинство офицеров отдали голос первому варианту. 900 проголосовали за Севастополь,
- 450 — за затопление.
- 15 июня командующий объявил, что референдум выступил за Севастополь.
На коряблях всё это время бушевали дискуссии, митинги, так же было неповиновение и массовое дезертирство.
Ночью 17 июня в сторону Севастополя ушли шесть эсминцев, плавбаза "Креста", крейсер "Троян" и линкор "Воля".
Командир, старший лейтенант В. А. Кукель, эсминца "Керчь" подал сигнал судам, идущим в Севастополь: "Позор изменникам России!".
Командование части эскадры, мужественно приняло решение затопить флот и разработало план его затопления.
Утром 18 июня 1918 года все черноморские военные корабли были поставлены на места их затопления.
- Операция под сигналом: "Погибаю, но не сдаюсь!", началась в 15.45.
- Эсминец "Керчь" пустил торпеду в "Фидониси". Это стало сигналом начала операции.
- В течение 35 минут все остальные суда были потоплены открытием кингстонов и подрывом ключевых механизмов.
- Корабли стремительно уходили на дно, члены экипажа эвакуировались на шлюпках и с берега с болью на душе наблюдали за гибелью боевых кораблей.
В бухте Новороссийска всего было затоплено 18 кораблей, среди них были 2 линейных корабля «Свободная Россия» и «Воля», 10 эскадренных миноносцев, 6 миноносцев.
На берегу собралось всё местное население, провожали, оплакивая флот. Цемесская бухта стала братской могилой для судов Черноморского флота.
Памятник Морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь!»
В память о событиях 18 июня 1918 года в Новороссийске открыли Памятник Морякам революции. Его слоган тот же, что и сигнал операции: "Погибаю, но не сдаюсь". Установлен он в 1980 году на берегу Цемесской бухты на холме на высоте 60 метров над уровнем моря. Матрос высотой 12 метров, преклонив колено и прижав бескозырку к груди, с болью утраты во взгляде смотрит вдаль, в море, где затонули корабли.
Напротив матроса через дорогу на постаменте установлен куб, внутри которого из цветного стекла высечен флажной сигнал морского семафора. Он означает: «Погибаю, но не сдаюсь». Все тонувшие корабли подняли этот сигнал.
За ним на парапете воссозданы из бронзы все затопленные корабли в виде стрелок-указателей. Они указывают направление и расстояние до затонувшего корабля, на каждом название корабля, а сбоку его изображение, к сожалению, изображение не на всех, т. к. сведения частично утеряны.
Площадка, где расположен памятник является смотровой, с которой открывается вид на Цемесскую бухту, Новороссийск и Кабардинку.
Флот, что всегда являлся символом страны, символом её непобедимости и несокрушимости, сумел умирая отстоять честь и достоинство России, вызвав бешенство у своего давнего и традиционного противника…
Спасибо, что дочитали!
Если было интересно, не забывайте поставить лайк.
Подписывайтесь на мой канал, будет ещё много интересного.
Путешествуйте с Надеждой.