3 декабря 1966 года. Похороны Неизвестного солдата
3 декабря 1966 года в Москве у Кремлёвской стены состоялись торжественные похороны Неизвестного солдата. Это была первая такая могила в СССР.
А Вечный огонь на могиле загорелся позже, 8 мая 1967 года. Для этого зажжённый факел доставили с Марсова поля в Ленинграде на бронетранспортёре. В столице факел принял легендарный лётчик Алексей Маресьев (1916—2001), Герой Советского Союза. Возле могилы Неизвестного солдата он передал факел Леониду Ильичу Брежневу, Генеральному секретарю ЦК КПСС, и тот зажёг Вечный огонь.
Один из создателей Вечного огня, доктор технических наук Кирилл Ридер рассказывал: «Пламя должно было быть ярким, большим и красивым, а в целом — монументальным. Причём его должно быть видно в светлое время суток при солнечной погоде. Это было одно из требований лично Брежнева. А как это сделаешь, если используется самый обычный природный газ? Вот мы привыкли видеть на газовой плите голубое пламя. Но такое не годилось для Вечного огня. В яркий солнечный день его было бы не видно вовсе, вместо него — какое-то тепловое облако над горелкой, но самого горения точно не разглядеть. Мы придумали, чтобы на форсунки поступал обогащённый воздухом газ в такой пропорции, что он сгорает с ярким, насыщенным жёлтым цветом. Эффект жёлтого пламени виден в любую погоду... Брежневу наше изобретение понравилось, он лично приходил смотреть».
Владимир Климов (1933–2002), архитектор. Авторский эскиз памятника «Могила неизвестного солдата». 1967
3 декабря 1966 года. Похороны Неизвестного солдата
8 мая 1967. Л.И. Брежнев зажигает Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата
Надо заметить, что прежде, в 1930-е годы, западная традиция почитания «неизвестных солдат» в СССР высмеивалась. Вот типичная карикатура на эту тему:
Борис Клинч (1892—1946). «Отцы города. — Здесь мы поставим, мсье, новый памятник новому неизвестному солдату». 1939
И в 1960-е некоторые в СССР сохраняли критическое отношение к этой традиции. Лидер бывшей «антипартийной группы» 1957 года, то есть левой антихрущёвской оппозиции, Вячеслав Молотов говорил в 1972 году: «Я считаю, это неправильно – Вечный огонь. Почему неправильно? Мы пошли по буржуазному пути... Не могилу Неизвестного солдата нам нужно было дать, а могилу Антифашиста. <…> Для буржуазии можно – какой-то неизвестный солдат. А нам – не каждый солдат, а только тот, который помог в борьбе с фашизмом, с империализмом, это вот солдат наш, его мы и прославляем, его мы и популяризируем…»
Евгений Халдей (1916–1997). Женщина с детской коляской у могилы Неизвестного солдата в Москве. 1975
Борис Мухин (1888–1979). Вечный огонь на могиле неизвестного солдата. 1967
Вера Тер-Маркарян (1921–1996). В Александровский сад к могиле Неизвестного солдата. 1988
Внимание
Другие материалы автора блога можно увидеть на канале