Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Как цветы превратились в одну из самых популярных тем в истории искусств

Искусство имеет многовековое наследие и на протяжении всего времени определенные сюжеты находили больший отклик у художников и зрителей. Цветы и другие ботанические изображения, уходящие корнями в древнее искусство и по-прежнему распространенные сегодня, можно увидеть на многих самых значимых произведениях, будь то высеченые из мрамора или играющие главную роль в натюрморте. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ В древнеегипетской мифологии цветок лотоса символизировал солнце и имел тесную связь с концепцией создания и возрождения. Упрощенный и стилизованный мотив лотоса часто использовался для украшения художественных объектов, включая картины на папирусе, амулеты и керамику. В дополнение к декоративному искусству египтяне также использовали цветы в качестве материала. Например, в гробнице Тутанхамона среди его многочисленных сокровищ были найдены различные ожерелья-воротники из окрашенного льна и сухоцветов, включая подсолнухи, васильки, маки и голубые лотосы. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Цветочные моти

Искусство имеет многовековое наследие и на протяжении всего времени определенные сюжеты находили больший отклик у художников и зрителей.

Цветы и другие ботанические изображения, уходящие корнями в древнее искусство и по-прежнему распространенные сегодня, можно увидеть на многих самых значимых произведениях, будь то высеченые из мрамора или играющие главную роль в натюрморте.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Ок. 1479–1458 гг. до н.э. (Фото из интернета)
Ок. 1479–1458 гг. до н.э. (Фото из интернета)

В древнеегипетской мифологии цветок лотоса символизировал солнце и имел тесную связь с концепцией создания и возрождения. Упрощенный и стилизованный мотив лотоса часто использовался для украшения художественных объектов, включая картины на папирусе, амулеты и керамику.

Цветочный воротник из хранилища бальзамов Тутанхамона, ок. 1336–1327 гг. до н. э. (Фото из интернета)
Цветочный воротник из хранилища бальзамов Тутанхамона, ок. 1336–1327 гг. до н. э. (Фото из интернета)

В дополнение к декоративному искусству египтяне также использовали цветы в качестве материала. Например, в гробнице Тутанхамона среди его многочисленных сокровищ были найдены различные ожерелья-воротники из окрашенного льна и сухоцветов, включая подсолнухи, васильки, маки и голубые лотосы.

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

"Купание Сокола", ок. 1400–1415 гг. (Фото из интернета)
"Купание Сокола", ок. 1400–1415 гг. (Фото из интернета)

Цветочные мотивы также использовались в декоративном искусстве Средних веков. В этот период гобелены и другие крупномасштабные текстильные изделия приобрели популярность, все чаще появляясь в замках и церквях по всей Европе. На многих из этих работ объект — часто группа фигур — размещается на однотонном фоне, украшенном повторяющимися цветочными орнаментами. Эти произведения известны как гобелены millefleur (от французского mille-fleurs, или "тысяча цветов").

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сандро Боттичелли, "Весна", 1482-1485 гг. (Фото из интернета)
Сандро Боттичелли, "Весна", 1482-1485 гг. (Фото из интернета)

В эпоху итальянского Возрождения художники вдохновлялись гобеленами мильфлёр и часто изображали цветы на своих полотнах с мифологическими сюжетами. На картине Боттичелли "Весна" богиня весны изображена разбрасывающей бутоны на укрытую цветами лесную поляну. Всего на картине изображено 190 цветов.

Якоб Фосмар, "Ваза с цветами", ок. 1613 г. (Фото из интернета)
Якоб Фосмар, "Ваза с цветами", ок. 1613 г. (Фото из интернета)

В это время многие художники эпохи Возрождения в Северной Европе специализировались на натюрмортах. Часто эти изображения представляли собой композиции, которые, по данным Метрополитен-музея, "обычно объединяли цветы из разных стран и даже разных континентов в одной вазе и в один момент цветения", иллюстрируя важность и распространенность ботанических книг и других флористических исследований в эпоху Северного Возрождения.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Эдгар Дега, "Женщина, сидящая у вазы с цветами", 1865 г. (Фото из интернета)
Эдгар Дега, "Женщина, сидящая у вазы с цветами", 1865 г. (Фото из интернета)

В эпоху импрессионизма французские художники интерпретировали цветочную тематику разными способами. Часто в качестве сюжета выступает красиво оформленный букет, но в отличие от натюрмортов, на этих картинах изображены и люди.

Клод Моне, "Водяные лилии", 1922 г. (Фото из интернета)
Клод Моне, "Водяные лилии", 1922 г. (Фото из интернета)

В других случаях, как в знаковой серии Моне "Водяные лилии", цветущие растения являются центральным элементом картины. Учитывая значимость лилий в его работах, неудивительно, что Моне однажды сказал: "Возможно, именно цветам я обязан тем, что стал художником".

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Винсент Ван Гог, "Подсолнухи", 1889 г. (Фото из интернета)
Винсент Ван Гог, "Подсолнухи", 1889 г. (Фото из интернета)

Винсент Ван Гог, "Ирисы", 1889 г. (Фото из интернета)
Винсент Ван Гог, "Ирисы", 1889 г. (Фото из интернета)

На протяжении всего периода постимпрессионизма цветы были популярным сюжетом у художников и они продолжали изображать их на своих картинах. Эти работы создавались в студиях, как, например, знаменитые "Подсолнухи" Ван Гога. И, как и в случае с импрессионистскими произведениями, запечатлялись на открытом воздухе, как знаменитые "Ирисы".

В обоих случаях цветы и бутоны часто служат основным сюжетом произведений, демонстрируя интерес постимпрессионистов к изображению повседневных предметов.

ФОВИЗМ

Анри Матисс, "Одалиска в красных штанах", 1924–1925 гг. (Фото из интернета)
Анри Матисс, "Одалиска в красных штанах", 1924–1925 гг. (Фото из интернета)

Учитывая акцент фовизма на цвете, картины этого периода часто содержат яркие цветы в качестве декоративных элементов. Во многих знаковых работах Матисса красивые и насыщенные цветочные узоры украшают стены. Как объясняет художественный критик Роберт Хьюз в книге "Шок нового: столетняя история современного искусства — его взлет, его ослепительное достижение, его падение": "Матисс любил абстракцию и абстракцию в абстракции", что делало цветочные обои идеальным акцентом для его композиций.

Рауль Дюфи, "Розовый букет", 1940 г. (Фото из интернета)
Рауль Дюфи, "Розовый букет", 1940 г. (Фото из интернета)

Фовисты также продолжили традицию натюрморта, создавая выразительные букеты, в которых цвет преобладает над формой.

ПОП-АРТ И НЕО-ПОП-АРТ

Энди Уорхол, "Цветы", 1970 г. (Фото из интернета)
Энди Уорхол, "Цветы", 1970 г. (Фото из интернета)

Поп-арт художники создавали смелые произведения искусства, в которых переосмысливали повседневные привычные темы. Цветы — в качестве отдельных этюдов в серии шелкографии Энди Уорхола, и в качестве отдельных элементов упрощенных натюрмортов Роя Лихтенштейна — часто присутствовали в их работах.

Джефф Кунс, "Большая ваза с цветами", 1991 г.
Джефф Кунс, "Большая ваза с цветами", 1991 г.

Джефф Кунс, "Щенок" (Фото из интернета)
Джефф Кунс, "Щенок" (Фото из интернета)

И художник нео-попа Джефф Кунс также часто использует цветы и цветочные мотивы в своем искусстве. Некоторые из его скульптур обладают оттенками натюрмортных изображений эпохи Возрождения. Другие отсылают к древнеегипетскому искусству, где для создания используются настоящие цветы и растения.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

"Цветочный ковер", 2010 г. (Фото из интернета)
"Цветочный ковер", 2010 г. (Фото из интернета)

Как и Джефф Кунс, многие современные художники используют настоящие цветы для создания своих произведений. От небольших цветочных композиций до монументальных скульптур на открытом воздухе и инсталляций, эти произведения искусства прославляют мимолетную красоту цветов и сохраняют их художественное наследие живым.