Искусство имеет многовековое наследие и на протяжении всего времени определенные сюжеты находили больший отклик у художников и зрителей.
Цветы и другие ботанические изображения, уходящие корнями в древнее искусство и по-прежнему распространенные сегодня, можно увидеть на многих самых значимых произведениях, будь то высеченые из мрамора или играющие главную роль в натюрморте.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
В древнеегипетской мифологии цветок лотоса символизировал солнце и имел тесную связь с концепцией создания и возрождения. Упрощенный и стилизованный мотив лотоса часто использовался для украшения художественных объектов, включая картины на папирусе, амулеты и керамику.
В дополнение к декоративному искусству египтяне также использовали цветы в качестве материала. Например, в гробнице Тутанхамона среди его многочисленных сокровищ были найдены различные ожерелья-воротники из окрашенного льна и сухоцветов, включая подсолнухи, васильки, маки и голубые лотосы.
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Цветочные мотивы также использовались в декоративном искусстве Средних веков. В этот период гобелены и другие крупномасштабные текстильные изделия приобрели популярность, все чаще появляясь в замках и церквях по всей Европе. На многих из этих работ объект — часто группа фигур — размещается на однотонном фоне, украшенном повторяющимися цветочными орнаментами. Эти произведения известны как гобелены millefleur (от французского mille-fleurs, или "тысяча цветов").
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху итальянского Возрождения художники вдохновлялись гобеленами мильфлёр и часто изображали цветы на своих полотнах с мифологическими сюжетами. На картине Боттичелли "Весна" богиня весны изображена разбрасывающей бутоны на укрытую цветами лесную поляну. Всего на картине изображено 190 цветов.
В это время многие художники эпохи Возрождения в Северной Европе специализировались на натюрмортах. Часто эти изображения представляли собой композиции, которые, по данным Метрополитен-музея, "обычно объединяли цветы из разных стран и даже разных континентов в одной вазе и в один момент цветения", иллюстрируя важность и распространенность ботанических книг и других флористических исследований в эпоху Северного Возрождения.
ИМПРЕССИОНИЗМ
В эпоху импрессионизма французские художники интерпретировали цветочную тематику разными способами. Часто в качестве сюжета выступает красиво оформленный букет, но в отличие от натюрмортов, на этих картинах изображены и люди.
В других случаях, как в знаковой серии Моне "Водяные лилии", цветущие растения являются центральным элементом картины. Учитывая значимость лилий в его работах, неудивительно, что Моне однажды сказал: "Возможно, именно цветам я обязан тем, что стал художником".
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
На протяжении всего периода постимпрессионизма цветы были популярным сюжетом у художников и они продолжали изображать их на своих картинах. Эти работы создавались в студиях, как, например, знаменитые "Подсолнухи" Ван Гога. И, как и в случае с импрессионистскими произведениями, запечатлялись на открытом воздухе, как знаменитые "Ирисы".
В обоих случаях цветы и бутоны часто служат основным сюжетом произведений, демонстрируя интерес постимпрессионистов к изображению повседневных предметов.
ФОВИЗМ
Учитывая акцент фовизма на цвете, картины этого периода часто содержат яркие цветы в качестве декоративных элементов. Во многих знаковых работах Матисса красивые и насыщенные цветочные узоры украшают стены. Как объясняет художественный критик Роберт Хьюз в книге "Шок нового: столетняя история современного искусства — его взлет, его ослепительное достижение, его падение": "Матисс любил абстракцию и абстракцию в абстракции", что делало цветочные обои идеальным акцентом для его композиций.
Фовисты также продолжили традицию натюрморта, создавая выразительные букеты, в которых цвет преобладает над формой.
ПОП-АРТ И НЕО-ПОП-АРТ
Поп-арт художники создавали смелые произведения искусства, в которых переосмысливали повседневные привычные темы. Цветы — в качестве отдельных этюдов в серии шелкографии Энди Уорхола, и в качестве отдельных элементов упрощенных натюрмортов Роя Лихтенштейна — часто присутствовали в их работах.
И художник нео-попа Джефф Кунс также часто использует цветы и цветочные мотивы в своем искусстве. Некоторые из его скульптур обладают оттенками натюрмортных изображений эпохи Возрождения. Другие отсылают к древнеегипетскому искусству, где для создания используются настоящие цветы и растения.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Как и Джефф Кунс, многие современные художники используют настоящие цветы для создания своих произведений. От небольших цветочных композиций до монументальных скульптур на открытом воздухе и инсталляций, эти произведения искусства прославляют мимолетную красоту цветов и сохраняют их художественное наследие живым.