Найти в Дзене
Друзья Петербурга

Мода Пушкинской эпохи. Что такое «бидермайер»?

Рубрика «Исторический экскурс» После падения Наполеона и победы Российской империи в Отечественной войне 1812 года, во многом поднявшей волну патриотизма среди всех слоёв населения, мода вступает на путь упрощения. И если ранее она вдохновлялась ампирным империализмом, то теперь руководствуется вкусами буржуазии и мещанства. Название нового стиля «бидермайер» происходит от немецкого слова bieder, что в переводе означает «простодушный, обывательский». Этот период также называют эпохой Луи-Филиппа во Франции и ранним романтизмом в Англии. В истории костюма его временные рамки определяют с 1820-х (иногда с 1815-го) по 1830-е. В России на эти десятилетия приходится расцвет творчества Александра Сергеевича Пушкина, модника, избранника Натальи Гончаровой и образцового героя своего времени, глазами которого и мы рассмотрим облик парадного Петербурга. В женском силуэте на смену античным формам приходит романтический историзм – талия женского платья постепенно опускается на естественный уровень

Рубрика «Исторический экскурс»

После падения Наполеона и победы Российской империи в Отечественной войне 1812 года, во многом поднявшей волну патриотизма среди всех слоёв населения, мода вступает на путь упрощения. И если ранее она вдохновлялась ампирным империализмом, то теперь руководствуется вкусами буржуазии и мещанства. Название нового стиля «бидермайер» происходит от немецкого слова bieder, что в переводе означает «простодушный, обывательский».

Этот период также называют эпохой Луи-Филиппа во Франции и ранним романтизмом в Англии. В истории костюма его временные рамки определяют с 1820-х (иногда с 1815-го) по 1830-е. В России на эти десятилетия приходится расцвет творчества Александра Сергеевича Пушкина, модника, избранника Натальи Гончаровой и образцового героя своего времени, глазами которого и мы рассмотрим облик парадного Петербурга.

В женском силуэте на смену античным формам приходит романтический историзм – талия женского платья постепенно опускается на естественный уровень, в то время как юбка снова расширяется. Для поддержания новой формы возвращается утягивающий корсет. Рукава становятся объёмными и достигают максимальной пышности, заимствуя барочные средневековые формы. Со временем появляются сразу несколько новых вариантов рукавов: «жиго», также именуемый «бараньим окороком», перевязанный по всей длине и образующий воланы «мамелюк», а также короткий «буф», по форме напоминающий «берет». Со временем в моду входит народный костюм, состоящий из отдельных блузы и юбки, сшитых из разных тканей. Тогда популярны были узоры в полоску, клетку и мелкий цветок. Наряды обильно украшались разнообразными рюшами, оборками, воланами и бантами, добавляя образу максимальной, порой избыточной, декоративности, что даже становилось поводом для карикатур.

В XIX веке центрами светской жизни становятся многочисленные балы, на которых танцуют вальс. Для свободы телодвижений подол юбки платья поднимается на несколько сантиметров. Собираясь на танцы, дамы не забывают захватить с собой важные атрибуты: веера, нужные для оказания знаков внимания, ридикюли и длинные, как правило белые, лайковые перчатки. Верхняя одежда должна была сохранить пышность рукавов, поэтому в холодные дни и вечера поверх платья надевали накидки со стёганой подкладкой, пелерины или шерстяные рединготы – английского происхождения платья-пальто, позаимствованные из мужского гардероба. Ещё одним отпечатком эпохи стала куртка спенсер – жакет с объёмными рукавами, по крою напоминающий укороченный фрак с завышенной талией.

-2

Отдельного упоминания заслуживают головные уборы. Из-за возвращения моды на сложные, можно сказать, скульптурные причёски, в которые вплетались искусственные цветы и ленты, шляпки требовались соответствующие. Самым распространённым был фасон «капор» – широкополая высокая шляпка, по форме схожая с чепцом. Её завязывали в бант лентами «мантоньерками» под подбородком, а сверху украшали цветами, перьями, вуалями и кружевами. Интерес к ориентализму, преследовавший Европу на протяжении всего века, воплотился в изысканных тюрбанах, которые вместе с ещё одним головным убором – беретом-током – носили в театр и на особые приёмы.

-3

Фасоны мужского костюма по-прежнему диктовал Лондон. По улицам франты разгуливали в атласных жилетах, брюках в пол, под которые надевались кальсоны, сюртуках и обязательно цилиндрах. Для официальных мероприятий и торжеств предпочитали фраки, а в качестве тёплой верхней одежды накидывали плащи и крылатки – безрукавное пальто с длиной пелериной. Последние на прогулки любил надевать сам Пушкин. Актуальными расцветками костюмов считались тёмно-синий, зелёный и бордовый, из узоров – крупная и мелкая полоска. В 1830-е среди петербургских щёголей начинает набирать популярность шотландская клетка.

-4

Что касается придворного облачения, в 1834 году выходит указ Николая I о придворном платье, окончательно закрепляющий традиционный русский сарафан в статусе обязательного для княжён, фрейлин и статс-дам Зимнего дворца. Образ состоял из длинного бархатного платья с объёмными рукавами, треном, дополненного кокошником. Такой регламент просуществует вплоть до конца российской монархии в 1917 году.

Автор: Пётр Кондратенко

Фото: книга «Бидермайер» Елены Федотовой, Wikimedia Commons