«Он был удивительно хорошим человеком, открытым и добрым, заботливым сыном, и бесконечно любящим отцом шестерых детей, мудрым и рассудительным, порядочным и честным. Много читал, любил музыку, хорошо разбирался в политике. Всегда был на позитиве. Таким его запомнили».
Такими теплыми словами вспоминают сегодня родные и близкие Султангири Полонкоева, который погиб при выполнении своего воинского долга в ходе специальной военной операции. Он посмертно был удостоен ордена Мужества.
Султангири Полонкоев родился 12 января 1983 года в селении Агарак Тюменской области Юргинского района. В семье Магомета Ахметовича и Мариет Молладиновны Боковой он был старшим из четверых детей, первым помощником в доме. Помимо него — младший сын Нурдин и две дочери — Хава и Белла. Отец Магомет Полонкоев работал прорабом в колхозе «Россия», а мама оберегала уют домашнего очага. Когда Султангири исполнилось два года, семья переехала в районный центр, куда Магомета Ахметовича пригласили работать инженером-строителем в колхоз «Страна Советов». Здесь маленький Султангири пошел в детский сад, а затем в первый класс Юргинской средней общеобразовательной школы.
В 1991 году семья вернулась на родину и поселилась в селении Троицкое Сунженского района Республики Ингушетия, где Султангири окончил общеобразовательную школу и поступил в Тюменский лесотехнический техникум, куда семья вернулась обратно в 2000 году. Полонкоевы сегодня так и живут по две стороны: на земле предков, где у них вся родня, свой дом и свои корни; и в Тюменской области, с которой их связывают дела, работа, друзья и многое другое. По окончанию техникума Султангири по заключённому договору с учебными заведениями перешёл на третий курс Государственного аграрного университета Северного Зауралья г. Тюмени.
В 2011 году, после окончания института Султангири Полонкоева призвали в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Он служил в Хабаровске в звании сержанта в подразделении противотанковых войск.
В 2017 году Султангири Магомедович решил продолжить службу по контракту. К тому же его настойчиво звал к себе в Воронежскую область друг детства Мустафа Чемурзиев, который уже состоял на службе в воинской части в Богучарах. Так они стали вместе служить в 99-м гвардейском самоходном артиллерийском полку в г. Богучаре Воронежской области. Он начал службу заместителем командира комендантского взвода и в то же время командовал первым отделением.
Два друга — Султангири Полонкоев и Мустафа Чемурзиев были не разлучны с раннего детства, и, если даже между ними лежали километры, они находились в режиме связи и никогда не упускали возможности увидеться, посидеть, получить удовольствие от общения друг с другом. Все свои радости и беды они делили пополам, и когда появилась возможность быть вместе, они не упустили её.
Из воспоминаний отца героя — Магомета Полонкоева
— Он имел хорошую физическую подготовку, спортивный разряд, за его плечами была служба в армии, то есть было всё необходимое для заключения контракта с министерством обороны.
В конце 2021 года их часть отправили на плановые учения. А через некоторое время перекинули в Донецкую область. 24 февраля была объявлена специальная военная операция. Так друзья оказались с первых дней в зоне боевых действий.
С первого дня, на протяжении семи месяцев Султангири с оружием в руках боролся с неофашистами — как в своё время это делали его деды, родные братья моего отца, участники Великой Отечественной войны, которые числятся до сих пор пропавшими без вести.
Последняя битва Султангири была под Лиманом в Донецкой области недалеко от города Макеевка, за что Султангири был награждён орденом Мужества. Мне командир части рассказывал, что, когда они попали в окружение, и несколько дней без связи пробирались к своим, путь им преградили польские танки. Командир полка отправил на их уничтожение два расчета. Одним из них командовал Султангири. Они сумели уничтожить танки, и таким образом, помогли своей части выйти из окружения, при этом ещё сохранили свои самоходные установки. За этот подвиг Султангири и капитана, который командовал вторым расчетом, командир части представил к званию героев, но как мне сказали, поскольку наши войска отступали, им заменили звания на ордена Мужества.
Отец бойца Магомет Полонкоев с болью в сердце вспоминает свою последнюю встречу с сыном
— В конце июня он на три дня вместе с семьёй приезжал в Ингушетию. Эти три дня мы с ним постоянно были вместе. Не могли наговориться! Он рассказывал, что, как и почему все это произошло. Какой беспредел чинили неонацисты по отношению к жителям Донецка и Луганска. Рассказал, что первые свои боевые выплаты он и многие бойцы вместе с командиром полка пожертвовали в пользу вынужденных переселенцев из Луганска и Донецка. Он очень сочувствовал жителям, оставшимся без крова, еды и самых необходимых вещей. Рассказывал, как в освобожденных разрушенных сёлах отпускал с привязи на волю домашних животных, как кормил собак, кошек. Рассказывал, как спасал раненных во время боя. Отец одного из бойцов, командира орудия, которого он спас из под непрерывного обстрела, узнав о смерти Султангири, приезжал к его семье, чтобы выразить своё почтение и благодарность.
Я сказал тогда сыну: «У тебя шестеро детей. У тебя есть право остаться дома. Может не поедешь обратно». А он мне ответил: «Я не могу так поступить. У неонацистов нет ни веры, ни Бога. Если их не остановить, враг скоро окажется у нашего порога. Меня все знают, знают, что я не из трусливых, не отступлю. Я должен вернуться, потому что я командир расчёта. И ещё, там мой друг Мустафа». Так он и уехал.
Родные рассказывают, что с такими же словами вернулся на службу после короткой встречи с родными и Мустафа Чемурзиев. Он сегодня на передовой, и дай Бог чтобы вернулся живым и невредимым.
Из рассказа Султана Маасовича, отца Мустафы Чемурзиева
— Они были крепкими друзьями. Когда приезжали на родину, всегда были вместе, не разлучались никогда, и всегда довольные, весёлые, жизнерадостные. И на передовую Мустафа рвался, когда узнавал, что друг там, и наоборот. Когда они отступали из Изюма, они решили выходить в разных колоннах, чтобы наверняка один имел шанс остаться в живых. В первой колонне шёл Султангири, во второй — Мустафа. Они договорились меж собой, что вдруг если одному из них удастся выжить, то он сделает всё возможное и невозможное, чтобы тело другого как можно быстрее доставить на родину.
22 сентября 2022 года, Тюменская область
Стоял теплый сентябрьский день. Магомет Полонкоев только что вернулся домой, после проводов на срочную службу молодых призывников, сыновей своих тюменских друзей и знакомых.
— И тут мне позвонил незнакомый номер, — вспоминает Магомед Полонкоев. — Он представился Сулейманом, сказал, что брат Мустафы. И я всё понял. Сердце подсказало, что случилось то, чего я больше всего боялся услышать. Я отключил телефон, потом взял себя в руки и сказал, что завтра же вылетаю в Богучары. Но Сулейман ответил, чтобы я летел в Ингушетию, а об остальном он позаботится сам.
Сулейман Чемурзиев: «Мы выполнили свой долг!»
Сулейман Чемурзиев, старший брат Мустафы вот уже несколько лет живёт и занимается сельским хозяйством в Богучарах, на юге Воронежской области. Он бывший военный, отставной капитан, служил в той же части, что и младший брат Мустафа и его друг Султангири. Именно ему позвонил начальник медчасти, знавшийся с ним по службе, и сообщил, что Полонкоев погиб, а Мустафа контужен.
Сулейман сразу же созвонился со своим отцом в Ингушетии, и вызвал к себе на помощь младшего брата Хизира. Уже на второй день они вместе отправились на передовую, где ещё шли бои, чтобы вытащить, и как можно быстрее доставить на родину тело убитого друга.
— Мы и понятия не имели на тот момент, о чем договаривались друзья, когда выходили из окружения, — говорит Сулейман Чемурзиев. — Нам было известно, что Султангири погиб, а Мустафа контужен и где-то в госпитале.
Когда мы прибыли на границу, то на передовой еще шли активные боевые действия. Нам пришлось прождать еще три дня, пока колонна, которая выдвинулась в наступление, не вывезла тела своих боевых товарищей. Мы позаботились о том, чтобы тело друга погрузили в числе первых на вертолет, а сами отправились следом по его маршруту. Когда мы прибыли в Ростов, было уже поздно, рабочий день закончился, а нам необходимо было пройти волокиту с документацией. До утра ждать не могли, обзвонили всех, на помощь которых рассчитывали. Хочется особо отметить помощь командира по воспитательной работе воинской части в Богучарах, и военнослужащего особого отдела воинской части села Троицкое в Ингушетии. Через час-полтора мы уже были в пути.
Утром 26 сентября мы прибыли в Ингушетию, в дом Султангири Полонкоева. Эта была печальная весть для родных, друзей, для всех. Силы давало лишь то, что с соблюдением всех религиозных обрядов, в самый короткий срок мы смогли предать тело друга земле, как того требуют мусульманские традиции.
Султангири был другом нашего брата, а значит и нашим братом. Нужно ли было говорить, что нам делать и как поступать. Мы исполняли свой долг.
Сержант Султангири Полонкоев погиб 22 сентября под Лиманом. Похоронили его 26 сентября в Ингушетии.
«Это вам за Султана!»
— У Султангири осталась семья, — говорит Магомет Полонкоев. —Старшей дочери Амелине сейчас двенадцать лет, Салиме одиннадцать, Далии десять, сыну Халиду семь лет, дочери Халифе пять, а самому маленькому Имрану всего четыре года. Они сегодня живут в Ингушетии, в г. Карабулаке. Мы всегда рядом с ними, всегда вместе, поддерживаем друг друга, силы нам даёт вера во Всевышнего, добрая память о Султангири, о его героических делах и поступках, о его мужестве и непоколебимости духа.
Он был хорошим отцом, заботливым сыном, внимательным братом. Был добрым и отзывчивым, и глубоко верующим, богобоязненным человеком. Его друг Мустафа рассказывал, что Султангири даже в боевых условиях старался вовремя делать намаз и других напутствовал не пропускать молитвы, всегда соблюдал чистоту тела и души.
С сослуживцами сына я держу связь. Они очень уважали его, помнят и чтят память о нём. Они мне говорили, что Султангири был всегда в числе первых, когда шло наступление, и что он никогда не прятался за чужие спины, и в самый тяжелый момент подставлял плечо, рискуя собственной жизнью.
Его сослуживцы прислали мне фотографии, где на боевых снарядах написано «Это вам за Султана!». Они в знак возмездия отправили их на территорию противника.
Вечная память
30 ноября 2022 года сержант Султангири Магомедович Полонкоев за проявленное мужество и героизм в ходе проведения специальной военной операции посмертно награждён орденом Мужества.
— Есть ещё другие награды, они ждут свеого часа, — говорит Магомет Полонкоев. — Руководство не раз отмечало героизм Султангири, о чем мне сказал при встрече командир части, а последней наградой стал орден Мужества, о которой он узнал при жизни. Я горжусь свлим сыном, а мои внуки могут гордиться своим отцом. Он поступил так, как велела ему совесть, как велел долг военного, и долг защитника семьи и родины. А это, прежде всего, непримиримость к насилию.
На мемориале памяти в Юргинском районе Тюменской области по договорённости с Министерством обороны Магомет Полонкоев установил памятник в честь Султангири с символическими мусульманскими знаками — луной и звездой, в числе других погибших на специальной военной операции.
В Юргинской школе № 1, куда он ходил в первый класс, установлена мемориальная доска. Парта, за которой он сидел, названа в его честь «партой героя».
В Юргинском краеведческом музее в электронной базе хранится досье в честь Султангири Полонкоева, участника и орденоносца специальной военной операции
Установили памятник в честь своего сослуживца и на территории воинской части в Богучарах, в Воронежской области.
В Ингушетии, в Троицкой общеобразовательной школе № 2, где учился наш герой, в апреле прошлого года прошла акция высадки дерева в честь участника спецоперации Султангири Магомедовича, на котором присутствовала семья погибшего воина.
18 ноября текущего года в Тюменской областной Думе отцу героя Магомету Полонкоеву вручили медаль общественного признания «Отец солдата» за воспитание достойного сына, настоящего патриота своей страны.
«Я обязательно вернусь!»
Уходя, Султангири Полонкоев сказал матери: «Я обязательно вернусь, мне ещё предстоит рассказывать школьникам свои боевые истории». В последнем своём смс-сообщении он написал отцу: «Не волнуйтесь за меня, всё хорошо. Дай Аллах тебе здоровья. Мой отец», и сыну: «Аллах велик! Он Милосердный! Мы обязательно встретимся, сын мой!». А через несколько часов его не стало...