Найти в Дзене
Наши вам с кисточкой

Земля обетованная.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Следуя поговорке, принимаем приглашение от Елизарьевой Валентины Карповны, приехать в гости в ее родовое поселение вблизи деревни Арбаты в Республике Хакасия. В окружении голубых Саянских отрогов, между двумя горными реками «Джебашом» и «Абаканом» расположилась долина, похожая на все другие долины. Зеленый ковер из трав, сельские домики-избушки, разбросанные, на первый взгляд, случайным порядком. Рыже-бело-черные пятнышки свободно пасущихся коров, оживляют эту безмятежность. Впечатление становится острее, когда вспоминаешь, что дорога, ведущая сюда, по сути, проходит по дикой тайге. Сверни в близлежащий лог без компаса или ориентира, и можно сгинуть без следа. Нас приветливо встречает Валентина Карповна, владелица земельного надела, величиной в один гектар. Хозяйка данного угодья и здесь продолжила работу с родовыми поселениями. Именно это место было выбрано ею для обустройства уже третьего по счету поселения. До этого были организованы пос

Невероятное, но очевидное. Родовое поселение в Хакасии.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Следуя поговорке, принимаем приглашение от Елизарьевой Валентины Карповны, приехать в гости в ее родовое поселение вблизи деревни Арбаты в Республике Хакасия.

В окружении голубых Саянских отрогов, между двумя горными реками «Джебашом» и «Абаканом» расположилась долина, похожая на все другие долины. Зеленый ковер из трав, сельские домики-избушки, разбросанные, на первый взгляд, случайным порядком. Рыже-бело-черные пятнышки свободно пасущихся коров, оживляют эту безмятежность. Впечатление становится острее, когда вспоминаешь, что дорога, ведущая сюда, по сути, проходит по дикой тайге. Сверни в близлежащий лог без компаса или ориентира, и можно сгинуть без следа.

Нас приветливо встречает Валентина Карповна, владелица земельного надела, величиной в один гектар. Хозяйка данного угодья и здесь продолжила работу с родовыми поселениями. Именно это место было выбрано ею для обустройства уже третьего по счету поселения. До этого были организованы поселения в деревнях Имек и Верхний Курлыгаш. В третий раз Валентине Карповне Елизарьевой пришлось начинать эту работу с нуля.

Сегодня, созерцая созданное ею «творение», очень трудно вообразить, как и каким образом, эта хрупкая женщина, одна, среди тайги, в соседстве с небольшой деревней Арбаты, смогла превратить дикое поле в дендрарий, цветник, огород и сад.

-2
-3
-4
-5
-6

Но вернемся на тот самый гектар, который произвел такое яркое впечатление. С первых шагов попадаешь в невероятный мир. Вначале, как зеленые мощные ворота, стоят высокие сосны и кедры. Какие-то деревья росли здесь изначально, но большую часть посадила хозяйка. Здесь же разрастается великолепная коллекция разного рода ив. За тринадцать лет кустики превратились в пышные деревья. Сразу за ними начинается царство цветов.

Невероятные клумбы, словно выложенные из самоцветов, занимают большое пространство. Снова недоумеваешь - неужели я в тайге? Цветущие кустарники, увитые виноградом и хмелем «перголы» (навесы из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца), «рокарии» (цветники, имитирующие горный ландшафт), всевозможные композиции из многолетников. И это все такое ухоженное, яркое, разноцветное, буйное. Все подобрано со вкусом и знанием законов ландшафтного дизайна. Так и подмывает спросить хозяйку: «А вы, случайно, не воплощение «Флоры»»?

После этого радужного великолепия на нашем пути вырастает домик с открытой верандой.

Вся веранда заставлена и увешана кашпо с бегониями. Цветки их такие огромные и пышные, что сомневаешься в их реалистичности. А вдруг это колдовство или голограмма того самого «Эдема»?!

-7

Валентина Карповна неспешно ведет нас дальше, где виднеются купола теплиц. В них есть весь «набор дачника»: огурцы, помидоры, кабачки, перцы.

-8

Чуть подальше, словно кусочек дикой тайги, произвольно растет островок малинника и рядом кусты черной смородины. Завершает угодье фруктовый сад. Яблоневые деревья с пурпурными плодами, облепиха, сливы, кусты крыжовника с бордовыми ягодами.

-9

А за домом продолжение огорода. Ряды картофеля, посаженного в солому. Такой способ из года в год дает высокий урожай. Клубни здоровые, крупные. И собирать легко! Недалеко грядки с морковью, всевозможной зеленью, свеклой, луком, чесноком. Отдельными клумбами сидят кабачки и тыквы. Бахча очень декоративна и служит дополнительным украшением огорода.

Возвращаемся к домику. Дом Валентины Карповны не очень большой, а вот уюта в нем много. Всю отделку внутри и снаружи она сделала сама. Широкие доски пола светятся изнутри теплым цветом светлого дерева, на стенах хозяйские вышивки, на кровати самодельное веселое лоскутное покрывало. У окна большой рабочий стол со швейной машинкой. Валентина Карповна еще и рукодельничает - шьет самобытные костюмы. В доме есть и печь и плита, и полуподвальчик для хранения овощей, и все прочие необходимые удобства.

-10
-11

Усаживаемся на террасе. Хозяйка предлагает чай. А я смотрю на нее, и никак «пазлы» не складываются: такая хрупкая женщина, совсем одна, имея только случайную помощь от посторонних людей, целый гектар пустой земли в тайге превратила буквально в цветущий рай?! Непонятно и непостижимо.

Валентина Карповна поделилась со мной, по какому графику она живет. Встает в три-четыре часа утра летом и уходит в домик около половины одиннадцатого вечера. Вспомнились слова одного крупного бизнесмена: «Если работать семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки, то удача придет сама собой». Но откуда же брать столько сил? Наверное, основной источник - это вера в Бога. Вера в себя. Вера в праведность своих трудов. И это подтверждается большим количеством последователей идеи родовых поселений, которым в их становлении, помогала Валентина Карповна. Ее правота подтверждается вырастающими домами новоселов и садами на местах заброшенных полей. Подтверждается радостью, наполняющей сердца людей, которые живут в единении с природой, лишая душу ненависти и уныния.

Особая, непередаваемая атмосфера какого-то умиротворения вызывает острое желание остаться здесь жить навсегда.

-12
-13