Найти в Дзене

Польская литература. От сложного к простому

Осенью читаю что-то меланхоличное, спокойное, странное и неизбитое. Несколько осеней читала трилогию и еще два романа об Августе Кнута Гамсуна. Но прочитала все. У Гамсуна этой осенью прочла небольшую повесть "Под осенней звездой", больше ничего не выбрала и переключилась на польскую литературу. Люблю ее за неспешность и милую провинциальность. В этом году чтение началось с исторического романа Юзефа Крашевского "Графиня Козель", первого из "Саксонской трилогии". Он рассказывает о самой влиятельной фаворитке курфюрста Саксонии с 1694 по 1733 гг. Августа II (Сильного). Королевство Саксония в 18 веке входило в Германскую империю, а Август II также был королем Польши и великим князем Литовским. Крашевского читала раньше, но исторический роман - впервые. Написан он на основе мемуаров современников Августа и Анны Гойм (Козель),и показалось,
что несколько суховат. Тем не менее. читала с интересом. История Германской империи вообще интересна, и для меня темный лес, но на этом чтение т

Осенью читаю что-то меланхоличное, спокойное, странное и неизбитое. Несколько осеней читала трилогию и еще два романа об Августе Кнута Гамсуна. Но прочитала все. У Гамсуна этой осенью прочла небольшую повесть "Под осенней звездой", больше ничего не выбрала и переключилась на польскую литературу. Люблю ее за неспешность и милую провинциальность.

В этом году чтение началось с исторического романа Юзефа Крашевского "Графиня Козель", первого из "Саксонской трилогии". Он рассказывает о самой влиятельной фаворитке курфюрста Саксонии с 1694 по 1733 гг. Августа II (Сильного). Королевство Саксония в 18 веке входило в Германскую империю, а Август II также был королем Польши и великим князем Литовским.

Крашевского читала раньше, но исторический роман - впервые. Написан он на основе мемуаров современников Августа и Анны Гойм (Козель),и показалось,
что несколько суховат.

Тем не менее. читала с интересом. История Германской империи вообще интересна, и для меня темный лес, но на этом чтение трилогии пока приостановлю. Это слишком далеко и по времени и по месту.

В память о графине в Дрездене, столице Саксонии, остался ее дворец Четырех Сторон Света или Ташенберг. Его история тоже интересна.

Дворец графини Козель https://img.tourister.ru/files/3/1/4/7/5/0/7/clones/870_653_fixedwidth.jpg
Дворец графини Козель https://img.tourister.ru/files/3/1/4/7/5/0/7/clones/870_653_fixedwidth.jpg

Далее книга " Над Неманом" Элизы Ожешко (1887 г.). Как она сама считала, ее лучшее произведение. Когда-то давно увлекалась чтением ее несколько сентиментальных романов и есть с чем сравнить. Этот роман, как обычно у нее, про изживающую себя шляхту и простой народ. Он и политический (недавно, в 1863 г., подавлено восстание), и деревенский ( много описаний природы, быта, сельских работ, обычаев, праздников), и про любовь счастливую и несчастную.

Место действия - Беларусь, имения и деревни в  окрестностях Вильно и Гродно, расположенные над Неманом.

Очень неспешный, немного назидательный, с присутствием самого автора. Одним словом - классический. Но это как раз мне осенью то, что надо. Читать было иногда скучно, но сейчас вспоминать о нем приятно.

Тадеуш Доленга-Мостович "Знахарь", два тома. Первый написан в 1937 году. Место действия Варшава и большая часть - все та же Беларусь в окрестностях Вильно. Темы - медицина, большой талант, любовь, порядочность, подлость, возмездие.

Когда-то был очень популярный телесериал, но я его не смотрела. Поэтому и стала читать. Что сказать? Роман, конечно, попроще, как говорят - для широкого круга. Но зато очень динамичен, насыщен событиями и чувствами. Первый том читала не отрываясь. Второй том тоже хорош, но некоторые сюжетные линии оборвались.

Иоанна Хмелевская "Все красное". Перечитывала. Этот роман знатоки признают у Хмелевской если не лучшим, то уж самым смешным. Первый раз читала давно, ничего смешного не нашла. Но знатоки упорствуют в своем мнении, а я решила перечитать. И, к сожалению, осталась при своем. Все это красное, краска, варенье - вообще не смешно, Аллеред - еще туда-сюда, в тему. Смеяться над человеком, плохо знающим польский язык, глупо. Детективная составляющая ни о чем. Никто ничего не расследовал. Просто шарахались туда-сюда. Пришла в очередной раз к выводу, что Хмелевская все же не мой писатель. Не понимаю, где смеяться.

Если очень кратко, то как-то так. Сейчас не спеша читаю Рождественские истории от известных писателей. Сборник.