27 ноября в Галерее на Шаболовке открылась персональная выставка Александры Щербаковой «Сны на краю цвета». Художник живёт и работает в Москве. Она окончила МГХПА им. С. Г. Строганова, отделение монументально-декоративной живописи по специальности «Художник» и Московский государственный лингвистический университет. Основные направления в творчестве Александры это: абстракция, абстрактный экспрессионизм в живописи, графике и коллаже.
Мы поговорили с Александрой о её пути художника, источниках вдохновения и творческих планах.
Как вы решили стать художником? Связана ли с этим какая-то история?
Все истории начинаются в детстве. Сколько себя помню, мне всегда рассказывали сказки, читали много книг, сочиняли разные истории. Потом я начала делать это сама. Мне очень нравилось фантазировать, придумывать сказочные миры и персонажей для них и, конечно же, всё это рисовать.
С 5 лет я с удовольствием ходила в изостудию, потом (уже постарше) занималась с преподавателем академическим рисунком и живописью. Хотела поступать в МАРХИ, но в итоге окончила иняз по специальности «международные отношения». Почти 15 лет не подходила к мольберту. Но от судьбы не уйдешь! Приняла решение восстановить все навыки. В результате, в 2011 году я оказалась в Строгановке – и с головой ушла в творческий процесс.
Ваше первое образование лингвистическое. Это как-то влияет сейчас на вашу художественную практику?
Безусловно! Язык тесно связан с культурой. Изучая основы языков, структуру и перевод, лучше понимаешь, как можно отразить свои идеи через культурные идентичности, метафоры и символы. В своих работах я использую много текстовых элементов, знаков (часто завуалированных, скрытых), создаю визуальные нарративы, которые рассказывают историю.
К каким темам чаще всего обращаетесь в своём творчестве?
Мифы, легенды и сказки народов мира, знаки и символы. Всё, что с этим связано: загадки, мистика, архетипы, сны, бессознательное и подсознательное. То, что мы не всегда способны понять и объяснить, но можем почувствовать.
Что вдохновляет?
Меня вдохновляет сам творческий процесс. Я давно поняла, что не стоит ждать «нужного» момента. Чем больше погружаешься в работу, тем увлекательнее становится процесс. Ежедневная практика погружения постепенно даёт результаты. Когда ты полностью отдаешь себя своему делу, тогда начинают происходить настоящие чудеса: внезапно открывается второе дыхание, ты полностью забываешь про время, и всё происходит будто бы по волшебству. Такие моменты бесценны в жизни творческих людей, они и есть вдохновение.
Почему выбрали именно абстракцию?
Я начала экспериментировать с разными техниками и стилями, искать себя. В какой-то момент я поняла, что мне скучно копировать реальность, что предметом моего творчества должно стать моё видение окружающего, мой внутренний мир, мои фантазии и эмоции. Только вот как в детстве сделать это не получалось, нужно было найти новую форму самовыражения – так я пришла к абстракции. В этом мне очень помогли мои педагоги на последнем году обучения в академии, а также знакомство с художником-абстракционистом, искусствоведом из Нью-Йорка. Это был 2014 год. Далее последовала череда экспериментов, часто я двигалась вперед путем проб и ошибок. Однако через несколько лет я поняла, что наконец-то мой стиль начинает складываться, и что я, наконец, нашла то направление, в котором хочу развиваться дальше.
Какие периоды в искусстве вам ближе всего?
Меня всегда завораживали наскальные рисунки и древние петроглифы. Сколько их по всему миру, какие они одновременно разные и похожие, о скольких мы ещё не знаем, а может никогда и не узнаем. Подумайте, нет ничего более конкретного, и, вместе с тем, более абстрактного, чем эти рисунки!
Если говорить о современном периоде, то это, конечно же русский авангард, австрийский экспрессионизм и абстракционизм 20-50-х годов XX века. Конечно, мне интересно и современное искусство, то, что происходит здесь и сейчас. Но возвращаясь к русскому авангарду, к его истокам, пожалуй, для меня художник №1 – это Павел Филонов. Более сильных эмоций от искусства я никогда не испытывала!
Вы работаете с другими техниками, помимо абстрактной живописи?
У меня очень много графики. Как в смешанной технике, так и минималистичных рисунков тушью. А ещё я обожаю коллажи! Они для меня как перезагрузка, переключение внимания между основными проектами. Во время работы для меня первична идея. Я придумываю, исследую, начинаю делать много набросков. С коллажами же полная свобода и импровизация, которая позволяет расслабиться и в то же время получить новый импульс, новую идею.
В качестве эксперимента мне бы хотелось попробовать себя и в других медиумах, выйти за рамки холста и поэкспериментировать с мини-скульптурами, арт-объектами.
Как посетителю выставки, которому ближе фигуративная живопись, понять абстракцию?
На этот вопрос у меня целых три ответа:
1. Довериться своему первому впечатлению, попытаться уловить эмоции, которые вызывает картина, попробовать ответить самому себе, почему так.
2. Поиграть в ассоциации! Раньше меня очень расстраивало, когда в моих работах, в беспредметном, искали какие-то литературные вещи, персонажей, но со временем мне это даже стало нравиться и превратилось в своеобразную игру: всегда интересно, что видят зрители, а что на самом деле заложено в картине.
3. Представители Лондонской школы Рональд Брукс Китай и Фрэнсис Бэкон часто спорили о том, нужны ли названия картинам, и стоит ли их объяснять. Первый категорически настаивал на том, что должна быть история, которую художник обязан не только рассказать, но и показать. Бэкон напротив – терпеть не мог литературности. Вопрос спорный! Я скорее за историю. Даже если произведение пишется спонтанно, автору всегда есть, что рассказать. По моему опыту, часто зритель меняет свое мнение после беседы с художником.
С какими сложностями приходится сталкиваться современному художнику?
В первую очередь, с многозадачностью и множеством ролей. Помимо чистого творчества, художник должен быть сам себе менеджером, редактором, администратором и так далее. Во-вторых, это коммерциализация искусства. Вечный выбор – писать, чтобы продавать и быть в тренде, или быть свободным в выборе тем и материалов, но быть готовым, что придется искать альтернативные источники дохода. Иногда это отсутствие поддержки, как финансовой, так и менторской. Как хорошо, что сейчас существует столько возможностей для творческих людей разного уровня и возраста!
В каких выставках или проектах вы хотели бы поучаствовать? Расскажите о своих творческих планах.
Я продолжу свои исследования в области мифов и фразеологизмов разных народов мира. Это очень обширная тема, где есть столько интересного!
Есть наработки и идеи, связанные с живописью и музыкой.
Я внимательно слежу за всеми новостями в сфере искусства и стараюсь не пропускать новые проекты на актуальные для меня темы.
Хотелось бы получить новый опыт участия в творческих резиденциях, выйти из зоны комфорта своей домашней мастерской.
Всему новому я открыта!
Увидеть работы Александры вживую можно до 19 января в Галерее на Шаболовке.
БИЛЕТЫ по ссылке.
Больше интересных историй в нашем Телеграм-канале.