Найти в Дзене
Галерея на Шаболовке

Знакомство с художником. Александра Щербакова

27 ноября в Галерее на Шаболовке открылась персональная выставка Александры Щербаковой «Сны на краю цвета». Художник живёт и работает в Москве. Она окончила МГХПА им. С. Г. Строганова, отделение монументально-декоративной живописи по специальности «Художник» и Московский государственный лингвистический университет. Основные направления в творчестве Александры это: абстракция, абстрактный экспрессионизм в живописи, графике и коллаже. Мы поговорили с Александрой о её пути художника, источниках вдохновения и творческих планах. Как вы решили стать художником? Связана ли с этим какая-то история? Все истории начинаются в детстве. Сколько себя помню, мне всегда рассказывали сказки, читали много книг, сочиняли разные истории. Потом я начала делать это сама. Мне очень нравилось фантазировать, придумывать сказочные миры и персонажей для них и, конечно же, всё это рисовать. С 5 лет я с удовольствием ходила в изостудию, потом (уже постарше) занималась с преподавателем академическим рисунком и живо
Александра Щербакова
Александра Щербакова

27 ноября в Галерее на Шаболовке открылась персональная выставка Александры Щербаковой «Сны на краю цвета». Художник живёт и работает в Москве. Она окончила МГХПА им. С. Г. Строганова, отделение монументально-декоративной живописи по специальности «Художник» и Московский государственный лингвистический университет. Основные направления в творчестве Александры это: абстракция, абстрактный экспрессионизм в живописи, графике и коллаже.

Мы поговорили с Александрой о её пути художника, источниках вдохновения и творческих планах.

Как вы решили стать художником? Связана ли с этим какая-то история?

Все истории начинаются в детстве. Сколько себя помню, мне всегда рассказывали сказки, читали много книг, сочиняли разные истории. Потом я начала делать это сама. Мне очень нравилось фантазировать, придумывать сказочные миры и персонажей для них и, конечно же, всё это рисовать.

С 5 лет я с удовольствием ходила в изостудию, потом (уже постарше) занималась с преподавателем академическим рисунком и живописью. Хотела поступать в МАРХИ, но в итоге окончила иняз по специальности «международные отношения». Почти 15 лет не подходила к мольберту. Но от судьбы не уйдешь! Приняла решение восстановить все навыки. В результате, в 2011 году я оказалась в Строгановке – и с головой ушла в творческий процесс.

Работа Александры Щербаковой «Времена года. Бобровая луна. Осень»
Работа Александры Щербаковой «Времена года. Бобровая луна. Осень»

Ваше первое образование лингвистическое. Это как-то влияет сейчас на вашу художественную практику?

Безусловно! Язык тесно связан с культурой. Изучая основы языков, структуру и перевод, лучше понимаешь, как можно отразить свои идеи через культурные идентичности, метафоры и символы. В своих работах я использую много текстовых элементов, знаков (часто завуалированных, скрытых), создаю визуальные нарративы, которые рассказывают историю.

К каким темам чаще всего обращаетесь в своём творчестве?

Мифы, легенды и сказки народов мира, знаки и символы. Всё, что с этим связано: загадки, мистика, архетипы, сны, бессознательное и подсознательное. То, что мы не всегда способны понять и объяснить, но можем почувствовать.

Работа Александры Щербаковой «Хтонь»
Работа Александры Щербаковой «Хтонь»

Что вдохновляет?

Меня вдохновляет сам творческий процесс. Я давно поняла, что не стоит ждать «нужного» момента. Чем больше погружаешься в работу, тем увлекательнее становится процесс. Ежедневная практика погружения постепенно даёт результаты. Когда ты полностью отдаешь себя своему делу, тогда начинают происходить настоящие чудеса: внезапно открывается второе дыхание, ты полностью забываешь про время, и всё происходит будто бы по волшебству. Такие моменты бесценны в жизни творческих людей, они и есть вдохновение.

Почему выбрали именно абстракцию?

Я начала экспериментировать с разными техниками и стилями, искать себя. В какой-то момент я поняла, что мне скучно копировать реальность, что предметом моего творчества должно стать моё видение окружающего, мой внутренний мир, мои фантазии и эмоции. Только вот как в детстве сделать это не получалось, нужно было найти новую форму самовыражения – так я пришла к абстракции. В этом мне очень помогли мои педагоги на последнем году обучения в академии, а также знакомство с художником-абстракционистом, искусствоведом из Нью-Йорка. Это был 2014 год. Далее последовала череда экспериментов, часто я двигалась вперед путем проб и ошибок. Однако через несколько лет я поняла, что наконец-то мой стиль начинает складываться, и что я, наконец, нашла то направление, в котором хочу развиваться дальше.

Работа Александры Щербаковой «Духи леса»
Работа Александры Щербаковой «Духи леса»

Какие периоды в искусстве вам ближе всего?

Меня всегда завораживали наскальные рисунки и древние петроглифы. Сколько их по всему миру, какие они одновременно разные и похожие, о скольких мы ещё не знаем, а может никогда и не узнаем. Подумайте, нет ничего более конкретного, и, вместе с тем, более абстрактного, чем эти рисунки!

Если говорить о современном периоде, то это, конечно же русский авангард, австрийский экспрессионизм и абстракционизм 20-50-х годов XX века. Конечно, мне интересно и современное искусство, то, что происходит здесь и сейчас. Но возвращаясь к русскому авангарду, к его истокам, пожалуй, для меня художник №1 – это Павел Филонов. Более сильных эмоций от искусства я никогда не испытывала!

Вы работаете с другими техниками, помимо абстрактной живописи?

У меня очень много графики. Как в смешанной технике, так и минималистичных рисунков тушью. А ещё я обожаю коллажи! Они для меня как перезагрузка, переключение внимания между основными проектами. Во время работы для меня первична идея. Я придумываю, исследую, начинаю делать много набросков. С коллажами же полная свобода и импровизация, которая позволяет расслабиться и в то же время получить новый импульс, новую идею.

В качестве эксперимента мне бы хотелось попробовать себя и в других медиумах, выйти за рамки холста и поэкспериментировать с мини-скульптурами, арт-объектами.

Работа Александры Щербаковой «Верх совершенства»
Работа Александры Щербаковой «Верх совершенства»

Как посетителю выставки, которому ближе фигуративная живопись, понять абстракцию?

На этот вопрос у меня целых три ответа:

1. Довериться своему первому впечатлению, попытаться уловить эмоции, которые вызывает картина, попробовать ответить самому себе, почему так.

2. Поиграть в ассоциации! Раньше меня очень расстраивало, когда в моих работах, в беспредметном, искали какие-то литературные вещи, персонажей, но со временем мне это даже стало нравиться и превратилось в своеобразную игру: всегда интересно, что видят зрители, а что на самом деле заложено в картине.

3. Представители Лондонской школы Рональд Брукс Китай и Фрэнсис Бэкон часто спорили о том, нужны ли названия картинам, и стоит ли их объяснять. Первый категорически настаивал на том, что должна быть история, которую художник обязан не только рассказать, но и показать. Бэкон напротив – терпеть не мог литературности. Вопрос спорный! Я скорее за историю. Даже если произведение пишется спонтанно, автору всегда есть, что рассказать. По моему опыту, часто зритель меняет свое мнение после беседы с художником.

С какими сложностями приходится сталкиваться современному художнику?

В первую очередь, с многозадачностью и множеством ролей. Помимо чистого творчества, художник должен быть сам себе менеджером, редактором, администратором и так далее. Во-вторых, это коммерциализация искусства. Вечный выбор – писать, чтобы продавать и быть в тренде, или быть свободным в выборе тем и материалов, но быть готовым, что придется искать альтернативные источники дохода. Иногда это отсутствие поддержки, как финансовой, так и менторской. Как хорошо, что сейчас существует столько возможностей для творческих людей разного уровня и возраста!

В каких выставках или проектах вы хотели бы поучаствовать? Расскажите о своих творческих планах.

Я продолжу свои исследования в области мифов и фразеологизмов разных народов мира. Это очень обширная тема, где есть столько интересного!

Есть наработки и идеи, связанные с живописью и музыкой.

Я внимательно слежу за всеми новостями в сфере искусства и стараюсь не пропускать новые проекты на актуальные для меня темы.

Хотелось бы получить новый опыт участия в творческих резиденциях, выйти из зоны комфорта своей домашней мастерской.

Всему новому я открыта!

Работа Александры Щербаковой «Магия вуду»
Работа Александры Щербаковой «Магия вуду»

Увидеть работы Александры вживую можно до 19 января в Галерее на Шаболовке.

БИЛЕТЫ
по ссылке.

Больше интересных историй в нашем
Телеграм-канале.