Найти в Дзене
ПОД СТУК

Пенсионерка сорвала стоп-кран и исполнился страшный сон машиниста - поезд остановился на участке без электричества.

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Стоп-кран - вещь определённо нужная в пассажирском поезде (и неважно, вагон ли это дальнего следования, или электричка), однако, шаловливые ручки неокрепших (а иногда и вполне окрепших) умов частенько так и тянутся к этой манящей рукоятке.

Впрочем, иногда стоп-кран срывается не столько для развлечения, сколько по какому-нибудь необоснованному поводу, типа подождать опаздывающего товарища или что-то в таком духе. В реальности же, стоп-кран можно задействовать только тогда, когда есть угроза жизни или здоровью (для пассажиров электрички это, например, случай, когда человека зажало в дверях). Во всех остальных случаях, необоснованный срыв стоп-крана карается штрафом, а если последствия серьёзные, то и уголовная статья может иметь место быть. Про один из таких случаев - сегодня в статье.

Случай на Дальневосточной железной дороге

Если вкратце, то обстоятельства произошедшего были следующие. Пенсионерка ехала в поезде, как вдруг услышала страшные звуки, «как будто одно колесо начало крошиться». Реакция - испуг и сорванный стоп-кран. Поезд, ведомый электровозом, остановился, но тронуться больше не смог, а вспомогательный локомотив смог добраться только через четыре часа. Последствия - сильно сбитый график движения - Транссиб, всё таки. Что потом произошло с пассажиркой - неизвестно.

Из-за чего встал поезд?

Дело в том, что на участках переменного тока (очень редко - постоянного) устраиваются нейтральные вставки - тот же самый контактный провод, но с нулевым потенциалом (грубо говоря - без напряжения).

При электрификации переменным током, отдельные участки контактной сети питаются от разных фаз для того, чтобы обеспечить более-менее симметричную нагрузку. Для того, чтобы не возникло замыкания между фазами - как раз и устраивается нейтральная вставка, которая должна быть такой длины, чтобы на неё полностью поместился электровоз, либо электропоезд со всеми поднятыми токоприёмниками.

-2

Впрочем, если вы человек далёкий от электротехники, то можно считать, что нейтральная вставка - это просто кусок контактного провода без напряжения. При прохождении нейтральной вставки машинист либо опускает все токоприёмники, либо выключает ток, исключая электрическое соединение токоприёмника с электрическими цепями подвижного состава.

На уровне проектирования инфраструктуры, нейтральная вставка устраивается там, где поезд сможет её проехать по инерции. Вот здесь то и кроется вся «соль» того случая с пенсионеркой - остановленный её руками поезд встал как раз на нейтральной вставке. Точнее, какая-то часть поезда стояла вполне себе под «нормальным» контактным проводом с напряжением, однако локомотив - под нейтральной вставкой.

Автор: AndreyAlex24
Автор: AndreyAlex24

И вот тот самый страшный сон машиниста - поезд останавливается там, откуда сам тронуться не сможет. Конечно, на электровозе есть аккумуляторы, но обеспечить даже минимальную тягу они не смогут и нужны совсем не для этого.

В целом, для таких случаев предусмотрена возможность подачи напряжения на нейтральную вставку энергодиспетчером. Но именно в этот день и именно на этом участке возможности этого сделать не было из-за неисправности соответствующего реле.

Автор: Машинист пивного крана
Автор: Машинист пивного крана

Итог - четыре часа ожидания вспомогательного локомотива и соответствующие задержки поездов на главном ходу Транссибирской магистрали. Что было с пожилой женщиной дальше - история умалчивает.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5