Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Стоп-кран - вещь определённо нужная в пассажирском поезде (и неважно, вагон ли это дальнего следования, или электричка), однако, шаловливые ручки неокрепших (а иногда и вполне окрепших) умов частенько так и тянутся к этой манящей рукоятке.
Впрочем, иногда стоп-кран срывается не столько для развлечения, сколько по какому-нибудь необоснованному поводу, типа подождать опаздывающего товарища или что-то в таком духе. В реальности же, стоп-кран можно задействовать только тогда, когда есть угроза жизни или здоровью (для пассажиров электрички это, например, случай, когда человека зажало в дверях). Во всех остальных случаях, необоснованный срыв стоп-крана карается штрафом, а если последствия серьёзные, то и уголовная статья может иметь место быть. Про один из таких случаев - сегодня в статье.
Случай на Дальневосточной железной дороге
Если вкратце, то обстоятельства произошедшего были следующие. Пенсионерка ехала в поезде, как вдруг услышала страшные звуки, «как будто одно колесо начало крошиться». Реакция - испуг и сорванный стоп-кран. Поезд, ведомый электровозом, остановился, но тронуться больше не смог, а вспомогательный локомотив смог добраться только через четыре часа. Последствия - сильно сбитый график движения - Транссиб, всё таки. Что потом произошло с пассажиркой - неизвестно.
Из-за чего встал поезд?
Дело в том, что на участках переменного тока (очень редко - постоянного) устраиваются нейтральные вставки - тот же самый контактный провод, но с нулевым потенциалом (грубо говоря - без напряжения).
При электрификации переменным током, отдельные участки контактной сети питаются от разных фаз для того, чтобы обеспечить более-менее симметричную нагрузку. Для того, чтобы не возникло замыкания между фазами - как раз и устраивается нейтральная вставка, которая должна быть такой длины, чтобы на неё полностью поместился электровоз, либо электропоезд со всеми поднятыми токоприёмниками.
Впрочем, если вы человек далёкий от электротехники, то можно считать, что нейтральная вставка - это просто кусок контактного провода без напряжения. При прохождении нейтральной вставки машинист либо опускает все токоприёмники, либо выключает ток, исключая электрическое соединение токоприёмника с электрическими цепями подвижного состава.
На уровне проектирования инфраструктуры, нейтральная вставка устраивается там, где поезд сможет её проехать по инерции. Вот здесь то и кроется вся «соль» того случая с пенсионеркой - остановленный её руками поезд встал как раз на нейтральной вставке. Точнее, какая-то часть поезда стояла вполне себе под «нормальным» контактным проводом с напряжением, однако локомотив - под нейтральной вставкой.
И вот тот самый страшный сон машиниста - поезд останавливается там, откуда сам тронуться не сможет. Конечно, на электровозе есть аккумуляторы, но обеспечить даже минимальную тягу они не смогут и нужны совсем не для этого.
В целом, для таких случаев предусмотрена возможность подачи напряжения на нейтральную вставку энергодиспетчером. Но именно в этот день и именно на этом участке возможности этого сделать не было из-за неисправности соответствующего реле.
Итог - четыре часа ожидания вспомогательного локомотива и соответствующие задержки поездов на главном ходу Транссибирской магистрали. Что было с пожилой женщиной дальше - история умалчивает.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!