Гоззо, как большинство традиционных средиземноморских судов XVIII в., несли латинский парус треугольной формы. Рей на парусном вооружении такого типа называется Рю. Он довольно длинный, поэтому состоит из двух деревьев принайтовленных друг к другу вулингами (несколько шлагов пенькового троса). Оба дерева имеют довольно сильную погибь и перехлёст между собой. Для лучшего сопряжения деревьев в месте перехлёста в верхнем дереве выдолблено ложе. Как правило, мачту, бушприт и рю изготавливали из сосны. Я же продолжу использовать светлую грушу, чтобы не менять оттенок рангоута.
Перед подготовкой материала необходимо определиться с технологией изготовления изогнутых деревьев рю.
В выпуске №15 я рассказывал о своём опыте изгибания распаренного бушприта в пресс форме. В случае с рю такой способ не подойдёт, т.к. каждое дерево имеет довольно большую длину (верхнее 305, нижнее 358 мм.). Проще вытесать каждое дерево из заготовки пошире.
Чтобы определить ширину заготовок, я провёл непосредственно на чертеже монографии параллельные линии по верхней и нижней границе каждого дерева. Подобрал подходящую рейку светлой груши и напилил на необходимые размеры. Толщину рейки сделал на миллиметр больше максимального диаметра дерева - припуск на дальнейшую обработку.
Чтобы перенести чертёж на заготовку, мне пришлось сделать составные лекала из двух листов А4, т.к. длина деревьев рю больше листа. Перед копированием чертежа монографии, я нанёс перпендикулярные репера примерно посередине каждого элемента, чтобы по ним ориентировать сращивание двух листов в один без перехлёста.
Лекала приклеивал к заготовке по линиям прочерченным ранее на чертеже монографии. При копировании они также перенеслись на лекала. Сначала ножом по линейке обрезал лекало по этой линии, затем совместил срез с ребром заготовки. Обрезал поперечный срез, четко по обозначенному реперу. Второе лекало подготовил по такому же принципу, совместил с первым и ребром заготовки. Припуски от лекал обрезал после приклеивания.
Закрасил цветными карандашами будущие заготовки на лекалах.
Дальнейшую обработку я производил вручную. Рубанком снял материал с выгнутой части заготовок, стружком с вогнутой. Довольно быстро это делается и результат легко контролируется. Особенное внимание уделял сопрягаемым участкам.
После придания заготовкам формы согласно лекалам, я перешёл к обработке торцов. Начал с, так называемого, "рыла". Это нижняя часть верхнего дерева.
Вырезал фигурные торцы на обоих заготовках ножом.
Сделал ложе в месте сопряжения деревьев, после чего окончательно обработал заготовки придав им проектную округлую в сечении форму.
Пошлифовал получившиеся деревья и склеил между собой. Клея наносил совсем немного, в нескольких местах, чтобы в будущем не удалять выступившие излишки клея из стыка. Стянул между собой заготовки на время схватывания клея толстой ниткой. Затем покрыл в той же последовательности, что и мачту с бушпритом - шеллак, битум, масло.
Далее необходимо наложить вулинги стягивающие оба дерева. Здесь у меня случился большой перерыв в работе, т.к. я начал подготовку к новой для меня науке. До этого я не имел опыта работы с такелажем. Не мотал тросиков и узлов. Обвязка рю лишь первый шаг, к которому я решил подойти со всей ответственностью, и подготовить задел на будущие такелажные работы.
Во-первых, я сделал тросомот, отладил его и попрактиковался в кручении тросов из различных исходных нитей.
Во-вторых, изготовил клетневалку.
В-третьих, определился опытным путём с покраской тросов. Купил несколько тюбиков масляной краски по цвету близких к пеньке. Разбавил в пинене каждый цвет, и выкрасил по несколько пробников в разной степени разбавленности краски.
Пробники сделал небольшие. Наносил краску установив трос в клетневалку. После окрашивания ветошью протирал трос, чтобы убрать излишки краски. Я пробовал красить трос окунанием в банку, но получается большой расход краски. Кисточкой удобнее. Но надо покрывать в хорошо освещенном месте, чтобы не было пропусков.
Тросы пеньковые, как оказалось, имеют совершенно разные оттенки в разные моменты своей жизни. Поэтому какого-то конкретного оттенка я не искал, а, наоборот, хотел получить немного разные, но все же близкие к пеньке оттенки. Из всех приобретенных красок я выделил 5 наиболее близких:
- Ван-дик коричневый. Мне понравился больше всего. Как в сильно разбавленном виде, так и в насыщенном.
- Сиена натуральная.
- Умбра жжёная. Трудно различима с Ван-Диком, особенно в разбавленном виде. А в насыщенном между прядями троса проглядывает более терракотовый оттенок.
- Умбра натуральная. Зеленит.
- Сажа газовая. Очень укрывистая. Чёрная. Из неё же можно делать серые тросы разной насыщенности.
Кроме вышеуказанных цветов я пробовал охру (светлую и золотистую, обе они прозрачные, для лессировки, совершенно не укрывистые), серую пейну и марс коричневый.
Для начала я решил намотать тросы для вулингов рю и покрасить ван-диком. Нитки использую Serafil 120/2, жена выдала несколько бабин по 5 км. Покупала себе для шитья, но не подошли. А мне в самый раз. ))
Для вулинга под строп навил трос диаметром 0,78 мм, трёхпрядный по 6 каболок в пряди. Остальные вулинги накладывались тросом потоньше - 0,65 мм, трёхпрядный по 4 каболки в пряди. Намотал с запасом и выкрасил Ван-Диком посветлее и потемнее. На фото выше видна небольшая разница в оттенках. Дал тросикам неделю высохнуть в расправленном виде и намотал на катушки. Впереди много экспериментов с узлами, поэтому запас не помешает.
Тросики у меня есть, а понимания как их укладывать и вязать нет ни какого. Связался с Олегом Серёгиным, он помог мне сделать первые шаги. Направил на Марквардта. Самое интересное, что у меня давным давно куплена эта книга (Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века), но как это обычно бывает, понимание изучаемого материала приходит непосредственно в процессе работы. Заранее изучить и понять не получается у меня. Но у Марквардта приведено не много узлов в книге. Полез поискать на озон книги и нашёл интересное издание "Книга узлов" Клиффорд Уоррен Эшли. В книге почти 1000 страниц. Множество схем и описаний. Рекомендую ( ссылка на книгу ).
Итак, понимание первых узлов пришло и я перешёл к работе, наложил первые шлаги и затянул бензелем. Держатся крепко! Концы обрезал.
Собственно, сама работа по изготовлению деревьев рю и наложение на них вулингов заняла совсем немного времени. А подготовка оборудования для тросов и обкатка технологии растянулась на месяцы.
Масштаб 1:12 требует от меня подойти к такелажным работам с особой тщательностью.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Подпишитесь 🔔 на канал, чтобы не пропустить новый выпуск.
Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.
Спасибо за внимание и до встречи на канале!