Найти в Дзене

Выпуск №17. Рей (Рю). Постройка модели Gozzo S.Caterina 1759 в масштабе 1:12. Судомоделизм.

Гоззо, как большинство традиционных средиземноморских судов XVIII в., несли латинский парус треугольной формы. Рей на парусном вооружении такого типа называется Рю. Он довольно длинный, поэтому состоит из двух деревьев принайтовленных друг к другу вулингами (несколько шлагов пенькового троса). Оба дерева имеют довольно сильную погибь и перехлёст между собой. Для лучшего сопряжения деревьев в месте перехлёста в верхнем дереве выдолблено ложе. Как правило, мачту, бушприт и рю изготавливали из сосны. Я же продолжу использовать светлую грушу, чтобы не менять оттенок рангоута. Перед подготовкой материала необходимо определиться с технологией изготовления изогнутых деревьев рю. В выпуске №15 я рассказывал о своём опыте изгибания распаренного бушприта в пресс форме. В случае с рю такой способ не подойдёт, т.к. каждое дерево имеет довольно большую длину (верхнее 305, нижнее 358 мм.). Проще вытесать каждое дерево из заготовки пошире. Чтобы определить ширину заготовок, я провёл непосредств

Гоззо, как большинство традиционных средиземноморских судов XVIII в., несли латинский парус треугольной формы. Рей на парусном вооружении такого типа называется Рю. Он довольно длинный, поэтому состоит из двух деревьев принайтовленных друг к другу вулингами (несколько шлагов пенькового троса). Оба дерева имеют довольно сильную погибь и перехлёст между собой. Для лучшего сопряжения деревьев в месте перехлёста в верхнем дереве выдолблено ложе. Как правило, мачту, бушприт и рю изготавливали из сосны. Я же продолжу использовать светлую грушу, чтобы не менять оттенок рангоута.

Перед подготовкой материала необходимо определиться с технологией изготовления изогнутых деревьев рю.

В выпуске №15 я рассказывал о своём опыте изгибания распаренного бушприта в пресс форме. В случае с рю такой способ не подойдёт, т.к. каждое дерево имеет довольно большую длину (верхнее 305, нижнее 358 мм.). Проще вытесать каждое дерево из заготовки пошире.

Чтобы определить ширину заготовок, я провёл непосредственно на чертеже монографии параллельные линии по верхней и нижней границе каждого дерева. Подобрал подходящую рейку светлой груши и напилил на необходимые размеры. Толщину рейки сделал на миллиметр больше максимального диаметра дерева - припуск на дальнейшую обработку.

Чтобы перенести чертёж на заготовку, мне пришлось сделать составные лекала из двух листов А4, т.к. длина деревьев рю больше листа. Перед копированием чертежа монографии, я нанёс перпендикулярные репера примерно посередине каждого элемента, чтобы по ним ориентировать сращивание двух листов в один без перехлёста.

Лекала приклеивал к заготовке по линиям прочерченным ранее на чертеже монографии. При копировании они также перенеслись на лекала. Сначала ножом по линейке обрезал лекало по этой линии, затем совместил срез с ребром заготовки. Обрезал поперечный срез, четко по обозначенному реперу. Второе лекало подготовил по такому же принципу, совместил с первым и ребром заготовки. Припуски от лекал обрезал после приклеивания.

Закрасил цветными карандашами будущие заготовки на лекалах.

Дальнейшую обработку я производил вручную. Рубанком снял материал с выгнутой части заготовок, стружком с вогнутой. Довольно быстро это делается и результат легко контролируется. Особенное внимание уделял сопрягаемым участкам.

После придания заготовкам формы согласно лекалам, я перешёл к обработке торцов. Начал с, так называемого, "рыла". Это нижняя часть верхнего дерева.

Вырезал фигурные торцы на обоих заготовках ножом.

Сделал ложе в месте сопряжения деревьев, после чего окончательно обработал заготовки придав им проектную округлую в сечении форму.

Пошлифовал получившиеся деревья и склеил между собой. Клея наносил совсем немного, в нескольких местах, чтобы в будущем не удалять выступившие излишки клея из стыка. Стянул между собой заготовки на время схватывания клея толстой ниткой. Затем покрыл в той же последовательности, что и мачту с бушпритом - шеллак, битум, масло.

Далее необходимо наложить вулинги стягивающие оба дерева. Здесь у меня случился большой перерыв в работе, т.к. я начал подготовку к новой для меня науке. До этого я не имел опыта работы с такелажем. Не мотал тросиков и узлов. Обвязка рю лишь первый шаг, к которому я решил подойти со всей ответственностью, и подготовить задел на будущие такелажные работы.

Во-первых, я сделал тросомот, отладил его и попрактиковался в кручении тросов из различных исходных нитей.

Во-вторых, изготовил клетневалку.

В-третьих, определился опытным путём с покраской тросов. Купил несколько тюбиков масляной краски по цвету близких к пеньке. Разбавил в пинене каждый цвет, и выкрасил по несколько пробников в разной степени разбавленности краски.

Пробные выкрасы тросиков
Пробные выкрасы тросиков

Пробники сделал небольшие. Наносил краску установив трос в клетневалку. После окрашивания ветошью протирал трос, чтобы убрать излишки краски. Я пробовал красить трос окунанием в банку, но получается большой расход краски. Кисточкой удобнее. Но надо покрывать в хорошо освещенном месте, чтобы не было пропусков.

Окрашивание троса.
Окрашивание троса.

Тросы пеньковые, как оказалось, имеют совершенно разные оттенки в разные моменты своей жизни. Поэтому какого-то конкретного оттенка я не искал, а, наоборот, хотел получить немного разные, но все же близкие к пеньке оттенки. Из всех приобретенных красок я выделил 5 наиболее близких:

  • Ван-дик коричневый. Мне понравился больше всего. Как в сильно разбавленном виде, так и в насыщенном.
  • Сиена натуральная.
  • Умбра жжёная. Трудно различима с Ван-Диком, особенно в разбавленном виде. А в насыщенном между прядями троса проглядывает более терракотовый оттенок.
  • Умбра натуральная. Зеленит.
  • Сажа газовая. Очень укрывистая. Чёрная. Из неё же можно делать серые тросы разной насыщенности.

Кроме вышеуказанных цветов я пробовал охру (светлую и золотистую, обе они прозрачные, для лессировки, совершенно не укрывистые), серую пейну и марс коричневый.

Пробники
Пробники

Для начала я решил намотать тросы для вулингов рю и покрасить ван-диком. Нитки использую Serafil 120/2, жена выдала несколько бабин по 5 км. Покупала себе для шитья, но не подошли. А мне в самый раз. ))

Катушки с готовыми к работе тросами.
Катушки с готовыми к работе тросами.

Для вулинга под строп навил трос диаметром 0,78 мм, трёхпрядный по 6 каболок в пряди. Остальные вулинги накладывались тросом потоньше - 0,65 мм, трёхпрядный по 4 каболки в пряди. Намотал с запасом и выкрасил Ван-Диком посветлее и потемнее. На фото выше видна небольшая разница в оттенках. Дал тросикам неделю высохнуть в расправленном виде и намотал на катушки. Впереди много экспериментов с узлами, поэтому запас не помешает.

Первые шлаги, первые узлы.
Первые шлаги, первые узлы.

Тросики у меня есть, а понимания как их укладывать и вязать нет ни какого. Связался с Олегом Серёгиным, он помог мне сделать первые шаги. Направил на Марквардта. Самое интересное, что у меня давным давно куплена эта книга (Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века), но как это обычно бывает, понимание изучаемого материала приходит непосредственно в процессе работы. Заранее изучить и понять не получается у меня. Но у Марквардта приведено не много узлов в книге. Полез поискать на озон книги и нашёл интересное издание "Книга узлов" Клиффорд Уоррен Эшли. В книге почти 1000 страниц. Множество схем и описаний. Рекомендую ( ссылка на книгу ).

Итак, понимание первых узлов пришло и я перешёл к работе, наложил первые шлаги и затянул бензелем. Держатся крепко! Концы обрезал.

Центральный вулинг.
Центральный вулинг.

Собственно, сама работа по изготовлению деревьев рю и наложение на них вулингов заняла совсем немного времени. А подготовка оборудования для тросов и обкатка технологии растянулась на месяцы.

Рей (Рю) в сборе.
Рей (Рю) в сборе.

Масштаб 1:12 требует от меня подойти к такелажным работам с особой тщательностью.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Мой Telegram-канал.

Подпишитесь 🔔 на канал, чтобы не пропустить новый выпуск.

Здесь сосредоточены все статьи по постройке модели.

Спасибо за внимание и до встречи на канале!