Самые популярные вопросы, которые мне задают родители дошкольников, а порой и школьников, касаются школы. Вот уже подходит к концу период детского сада, и вся семья стоит на пороге очередного нового важного и ответственного этапа жизни и судьбоносного выбора — выбора школы. «Довольны ли вы своим выбором школы? Что вам нравится? А вашему ребенку нравится? Как его успехи и как он себя чувствует?» — слышу я и вижу озабоченные глаза стоящего передо мной родителя.
Как человек, сердечно заинтересованный в том, как будет складываться жизнь и дальнейшее обучение не только наших «подопечных», но и всех детей, я уже набираю воздуха в легкие, чтобы пуститься в долгий разговор, надеясь на то, что и я и мой собеседник располагаем достаточным временем для него.
В ходе этих разговоров мне пришла мысль о том, чтобы написать эту статью и вложить в нее материал, который поможет родителю в поиске лучшей школы для своего ребенка.
Здесь я делюсь с вами своими критериями при выборе школы. Рассказываю о том, что для меня послужило самой честной и настоящей презентацией школы. А также пишу о том, что, на мой взгляд, является невежеством в наше время.
Признаюсь, что большой вклад в возникновение интереса к этому вопросу внесло мое собственное детство с богатым опытом обучения (а также связанными с этим переживаниями) в разных школах. Материал, которым я хочу поделиться в этой статье, приобретался и формировался в связи со сферой деятельности, связанной с образованием, через обучения в программах выдающихся общественных деятелей, кандидатов наук в сфере психологии, посредством личностного самопознания. И конечно, научные гипотезы, если можно так выразиться, прошли проверку через собственный опыт со своими детьми. Тем не менее, я не претендую на истинность, а делюсь жизненным личным и профессиональным опытом.
Мы живем во времена, когда у нас как у родителей есть возможность, право и даже ответственность выбора образования для своих детей. И многие заинтересованные родители, понимая это, ищут лучшее.
Итак, как понять, какая же школа подходит вашему ребенку?
Для этого ответим на вопрос: «что такое школа для ребенка? Какие задачи на нее возлагаются?»
А задачи-то судьбоносные
Вот ребенку 7 лет и перед ним еще целый путь взросления — узнавания о том, как устроен мир, и кто есть он сам в этом мире. Более того — это время не только познания, но и непосредственной практики, получения опыта, который значительно отражается на его характере и отношении к себе, на его уверенности в своих способностях преодолевать сложности, на его вере в себя, какими бы не казались жизненные ситуации сложными, на его желании учиться, способности строить гармоничные отношения с людьми и быть в них, и в целом, на его возможности быть счастливым человеком. Ребенок растет, получает опыт и потом этот опыт применяет в жизни.
Таким образом, кроме того, что школа несет образовательную функцию, она участвует в формировании личности и оставляет большой след в растущем человеке.
И вот первый критерий, на который я обращаю внимание при выборе школы — осознает ли она сама, какую роль играет в жизни ребенка. А кто может осознавать это в школе? Правильно, ЛЮДИ, которые в ней работают, — УЧИТЕЛЯ.
Первое, к чему я стремилась, когда искала школу для своего ребенка — это познакомиться с человеком, который будет ему наставником в столь ответственный и уязвимый период жизни. И интересно заметить, что далеко не в каждой школе эту возможность можно найти. Так что моя первая рекомендация родителям — найти возможность познакомиться с первым учителем вашего ребенка. Кажется логичным, что в школе, где есть понимание ключевой роли учителя в учебном процессе, возможность познакомиться с ним будет предоставлена. И даже сама школа и учителя будут в этом заинтересованы. Более того, это говорит о том, что в школе существует ценность тандема учителя и родителей, о важности которого мы поговорим чуть позже.
А сейчас вернемся к фигуре первого Учителя, которая очень важна и с точки зрения детской психологии, особенно в начальной школе. Ребенок переходит от родителей, значимых для него людей, к другому значимому человеку в совершенно новую для него среду. Именно от учителя зависит, чтобы эта среда детского коллектива формировалась в здоровом русле, и именно учитель как взрослый отвечает за формирование отношений с каждым ребенком.
Пожалуй, школа — это место, в котором личность человека имеет самое большое значение. Кто он как человек? А не только специалист в своей сфере. Как он относится к жизни? И что он может дать детям? Клаудио Наранхо, известный общественный деятель в сфере образования, медицины и психологии говорил: «Учитель передает либо свою болезнь, либо свое здоровье». И я с этим согласна.
Лишь личностно зрелый человек с открытым сердцем способен давать плоды.
Зрелый учитель знает, что именно взрослые влияют на учебную мотивацию детей: они будут заинтересованы настолько, насколько учитель сможет построить учебный процесс — и это настоящее искусство в современном обществе не срубить на корню, а лишь питать естественное стремление детей к познанию окружающего мира.
Зная об этом природном стремлении детей учиться, зрелый учитель не будет вешать ярлыки «ленивый», «невнимательный» и т.д. на них, а будет понимать и искать вместе с родителями возможные причины, по которым тот или иной ребенок испытывает трудности в обучении. Благо, что современная наука о развитии мозга и психики дает такие возможности. На мой взгляд, не учитывать современные знания нейропсихологии и психологии в образовании — это невежество. Учитель по призванию этого не допустит. Даже не обладая всеми знаниями мира, что нормально, он будет искать нужный подход к ребенку, побуждая к этому и родителей.
Да, я искала такого учителя. И по Милости Бога нашла.
Помню, как приходила в разные школы: редко, когда мне удавалось увидеть людей, которые будут с моим ребенком. Мне рассказывали о специфике школы, показывали красивые помещения, знакомили с идеями и методиками. Все прекрасно, но кто это все будет передавать? Очень много будет зависеть от человека, который эти идеи реализует. Это ключевое.
Иногда нужно увидеть, как учитель общается с детьми во время учебного процесса. А еще лучше — и с вашим ребенком. В моем случае это сыграло определяющую роль — мне все стало понятно, и я была готова вверить ему то дорогое, что у меня есть.
Ребенок чувствует, какая школа ему подойдет
За время общения с родителями я отмечаю один важный и непростой вопрос, на который я бы обратила и внимание читателей. В вопросе выбора школы есть:
1) родительские ожидания от школы,
2) а еще важно, чтобы школа подходила ребенку.
И это связано с другим не менее актуальным вопросом: насколько ожидания родителей от ребенка соотносятся с природой самого ребенка. Под природой ребенка я понимаю его ресурсы, физиологические и психологические особенности, предрасположенности к той или иной деятельности и т.д. И если рассматривать школу как социальный институт, то мне близка идея о том, что ее задача состоит в том, чтобы раскрывать уже заложенный природой потенциал, иметь для этого «питательную среду, где семя будет прорастать». Одна и та же хорошая школа с точки зрения родительских ожиданий может подходить одному ребенку, и не подходить другому.
Задание для родителя, который ищет школу для своего ребенка
Задание для родителя, который ищет школу для своего ребенка: подумать о своем ребенке и представить, какая школа нужна именно ему.
Я помню картину, которая развернулась на моих глазах в одной престижной и известной своим качеством образования школе. Это была суббота, я провожала своего ребенка на первый этап тестирования для поступления в школу. Время тестирования совпало со временем занятий подготовительной школы выходного дня, так что в коридоре было много людей, и мое внимание обратили на себя ребенок, который был расстроен и вот-вот заплачет, и родитель, который старался его успокоить и уговаривал пойти на очередное занятие в подготовительной школе. Прошло какое-то время, и я стала свидетелем следующей картины: все дети подготовительной школы уже выстроились по парам по указанию учителя, пришедшего за ними, а того ребенка, уже рыдающего, папа запихивал в дверной проем, чтобы тот успел присоединиться к своей группе. В моем уме пронесся вопрос: «И так каждый раз?»
Через какое-то время вернулся мой ребенок с тестирования и сказал, что на второй тур, который будет через неделю, он не хочет идти. В этот момент я вспоминаю только что развернувшуюся картину и понимаю, что вот так — я не хочу.
Я убеждена, что ребенку должно быть в школе хорошо с самого начала
Мы способны чувствовать среду, которая будет благоприятствовать развитию. И здесь важный фактор — доверие. Ребенок чувствует, какая школа ему подойдет.
Сейчас во многих школах предусмотрены вступительные собеседования, в ходе которых ребенок взаимодействует с некоторыми из его будущих учителей. Часто ребенок после первого такого знакомства со школой может сказать, хотел бы он там учиться или нет.
Школа, где личность ребенка — это ценность
Я думаю, что на предпочтение детей к той или иной образовательной организации влияет ее отношение к детям. Никакая внешняя красота организации или методики не сможет заменить сердечного отношения и внимания к личности ребенка. И дети всегда замечают главное.
Помню, как завуч во время презентации в школе, которую мы потом выбрали, отреагировала на ребенка, который отвлек ее, чтобы что-то спросить. Ее любящее отношение к ребенку, то, как они тепло и эмоционально открыто и близко взаимодействовали — это послужило настоящей самой честной презентацией.
Школа не только передает знания, но и воспитывает
Часто я слышу беспокойство родителей о том, что ребенок не сможет адаптироваться в новом коллективе: «Ребенок идет и не знаешь, как он себя на самом деле чувствует, не обижают ли его. Регулирует ли кто-то отношения, которые складываются в классе?»
И действительно, порой отношения в классе как складываются, так складываются. А складываться может, к сожалению, по-разному. Не каждый учитель понимает свою роль в этом вопросе: работать над созданием доброй и здоровой атмосферы. Не каждая школа принимает на себя роль воспитания новых членов общества.
Есть школы, которые много работают над воспитанием: и в ходе учебного процесса, и в разнообразных внеклассных мероприятиях. Учителя по мере взросления и становления юных личностей передают им знания о добродетелях и помогают научиться их проявлять в насыщенной событиями и чувствами школьной жизни. Направляют их в построении добрых отношений друг с другом и с окружающим миром, помогая порой увидеть последствия тех или иных поступков. Есть школы, которые помогают детям расти личностно: узнавать о своих сильных и слабых сторонах, работать над собой и тренировать себя. В таких школах учитель заинтересован в детях, в развитии отношений с ними и между ними, благодаря чему дружная школьная жизнь переливается частыми увлекательными мероприятиями и совместными походами, оставляя навсегда греющие воспоминания в сердце.
И наконец: государственная школа или частная?
Я считаю, что если школе есть «учитель с большой буквы», и если школа выбрана с учетом индивидуальности ребенка, то неважно какую форму организации она имеет.
Здесь мне бы также хотелось развеять миф о том, что в частных школах страдает уровень академического образования. Далеко не во всех! Уровень образования может страдать независимо от формы организации школы. Поэтому я с этим не соглашусь.
Время завершать
В этой статье я привела все важные, на мой взгляд, условия, опираясь на которые, я смогла найти лучшую и любимую школу своего ребенка. И я очень рада наблюдать, как эти рекомендации помогают тем, ради кого я и делюсь своими знаниями — детям.
Если у вас есть, что добавить, пожалуйста, пишите. Делитесь своим мнением, знанием. Задавайте вопросы. Давайте вместе участвовать в воспитании здорового и любящего поколения.
Лейла Низамова, психолог и сооснователь частного детского сада «Флагман Сад»