Первый крестовый поход (1095-1102) — это военная кампания западноевропейских войск с целью вернуть Иерусалим и Святую Землю из-под мусульманского контроля. Идея крестового похода возникла после обращения византийского императора Алексея I Комнина к папе римскому Урбану II. Крестовый поход оказался успешным: христианские войска захватили Иерусалим 15 июля 1099 года.
В походе участвовало около 60 000 солдат, а также большое количество мирных людей, которые следовали за армией. Кампания началась в 1095 году, и после серии сражений в Малой Азии и на Ближнем Востоке были отвоёваны такие крупные города, как Никея и Антиохия. Однако настоящей целью был Иерусалим. После успеха Первого крестового похода последовали новые походы, с расширением их целей и полем боевых действий. В ходе этих кампаний даже Константинополь оказался под угрозой.
Эта война стала основой для целой серии крестовых походов, которые оказали глубокое влияние на отношения между христианским и мусульманским мирами, а также на будущее Ближнего Востока и Европы.
Причины Первого крестового похода
Первым и важнейшим событием, приведшим к началу Первого крестового похода, стало восхождение мусульманских сельджуков — тюркского народа степей. Сельджуки одержали значительные победы в Малой Азии против византийских войск, особенно в битве при Манцикерте в августе 1071 года на территории древней Армении. В результате они захватили такие крупные города, как Эдесса и Антиохия, а около 1078 года создали Сельджукский султанат Рум, с столицей в Никее в Бифинии на северо-западе Малой Азии. К 1087 году они захватили Иерусалим.
Византийский император Алексей I Комнин (правил с 1081 по 1118 год) понял, что экспансия сельджуков в Святую Землю может стать шансом для привлечения западных армий в борьбе за контроль над Малой Азией. Поэтому в марте 1095 года Алексей обратился за помощью к Западу. Обращение было отправлено папе римскому Урбану II (правил с 1088 по 1099 год), который откликнулся на него с удивительной быстротой, как и тысячи европейских рыцарей. Папа Урбан II уже посылал войска на помощь византийцам в 1091 году в борьбе с печенегами, вторгшимися в северную часть Дунайского региона империи. Он был готов помочь по ряду причин. Крестовый поход, направленный на возвращение Святой Земли под христианский контроль, был важной целью сам по себе. Какой же лучший способ защитить такие святые места, как Гроб Господень в Иерусалиме? Христиане, жившие там или приезжавшие на паломничество, также нуждались в защите. Кроме того, существовали и другие полезные преимущества.
Крестовый поход увеличил бы престиж папства, которое возглавило бы объединённую западную армию, и укрепил бы его позиции в Италии, где папы в прошлом столетии столкнулись с серьёзными угрозами со стороны Священной Римской империи, что даже заставило их переместить резиденцию из Рима. Урбан II также надеялся стать главой единой Западной (католической) и Восточной (православной) церкви, выше патриарха Константинопольского. Эти две церкви были разделены ещё в 1054 году из-за разногласий в доктрине и литургических практиках. Для того чтобы оправдать насилие в ходе крестового похода, можно было ссылаться на определённые места из Библии, подчеркивая, что это была борьба за освобождение, а не нападение, и что цели были справедливыми и праведными.
27 ноября 1095 года Урбан II призвал к крестовому походу в своей речи на Клермонском соборе во Франции. Его послание, известное как индульгенция, было направлено в первую очередь к рыцарям: те, кто будет защищать христианство, отправятся в паломничество, их грехи будут прощены, а души получат незримую награду в следующей жизни. Впоследствии Урбан II отправился по Франции с проповедническим туром в 1095-1096 годах, где его послание было приправлено преувеличенными рассказами о том, как в данный момент христианские памятники оскверняются, а христианских верующих преследуют и мучают безнаказанно. Посольства и письма были отправлены в различные уголки христианского мира. Главные церкви, такие как в Лиможе, Анже и Туре, стали центрами набора, как и многие сельские храмы и монастыри. Призыв «взять крест» — когда люди давали клятву стать крестовыми походниками и носили крест на плечах в знак своей обязательности — оказался невероятно успешным. По всей Европе, взбудораженные религиозным рвением, личным спасением, паломничеством, приключениями и желанием заработать, в 1096 году собрались тысячи воинов, готовых отправиться в Иерусалим. Дата отправления была назначена на 15 августа того же года. Около 60 000 крестоносцев, включая около 6 000 рыцарей, приняли участие в первых волнах похода.
Мусульманский враг
Сельджукские мусульмане, которые захватили большую часть Малой Азии и северной Сирии в последние десятилетия XI века, сталкивались с собственными проблемами ещё до прибытия крестоносцев. Находясь в конфликте со своими злейшими врагами, шиитами Фатимидами, которые базировались в Египте, суннитские сельджуки отвоевали Иерусалим у них. Однако серьёзный удар по амбициям сельджуков нанёс уход мощного сельджукского султана Меликшаха в 1092 году, что привело к борьбе за власть между местными феодалами, но никто из них не смог установить единоличную власть. Кроме того, базой сельджуков был Багдад, расположенный на значительном расстоянии от мест сражений, которые произошли в ходе Первого крестового похода, и поэтому не было централизованной поддержки или управления войной.
Добавим, что шиитские мусульмане смогли вернуть контроль над Иерусалимом у сельджуков всего за несколько месяцев до того, как крестоносцы появились на сцене. Вероятно, обе мусульманские группы не осознавали религиозного характера похода крестоносцев и не отличали их от обычных византийских набегов. Однако западные рыцари вовсе не стремились просто грабить врага и увозить трофеи. Они пришли на Ближний Восток не для того, чтобы устраивать набеги, а с целью завоевания этих земель на постоянной основе.
Пётр Пустынник и его голодранцы
Иронично, но, несмотря на то, что папа Урбан II целенаправленно обращался к рыцарям (как и просил император Алексий I), множество других людей также поддались духу крестового похода. Первая большая группа, известная как народная армия, состояла из бедняков и мелких рыцарей. Её возглавляли проповедник Пётр Пустынник и рыцарь Вальтер Безземельный (Сансавуар). Не имея должного снаряжения, они, переходя через Европу, были вынуждены заниматься мародёрством, и по пути не завоевали много друзей. Пётр ранее совершал паломничество в Святую землю, где был захвачен мусульманами и подвергся пыткам, и теперь у него был шанс отомстить. В то же время вторая группа крестоносцев, столь же бедная и плохо организованная, двигалась по Рейну. Её возглавлял граф Эмихо из Ленигена, и группа прославилась тем, что направила свою религиозную ненависть против евреев в Шпайере, Майнце, Трире и Кёльне.
Обе группы крестоносцев, иногда называемые «Народным крестовым походом» (хотя среди них были и рыцари), прибыли в Константинополь в начале лета 1096 года с целью продолжить путь в Иерусалим, чтобы изгнать сельджуков. Эти первопроходцы описаны в «Алексиаде» Анны Комниной (1083-1153), историком и дочерью византийского императора: «И с этими франкскими солдатами шло безоружное войско, числом более песка и звезд, с пальмами и крестами на плечах; женщины и дети также покидали свои страны.»
Их быстро переправили в Азию Меньшую, где, проигнорировав советы византийцев, они были окружены и уничтожены сельджукской армией под командованием Кылыч-Арслана I 21 октября 1096 года близ Никеии.
Падение Антиохии
Вторая волна крестоносцев, на этот раз состоящая из более благородных рыцарей и профессиональных воинов, прибыла в Константинополь осенью и зимой 1096 года. Эта группа не слишком улучшила ситуацию для византийского императора, поскольку среди её лидеров оказался старый враг — норманн Боэмунд из Таранто. Он и его отец, Роберт Гвизкард (включая прозвище «Лукавый»), герцог Апулии, атаковали Византийскую Грецию в 1081-1084 годах. В 1097 году Боэмунд со своими рыцарями прибыл в Константинополь, и сначала все шло хорошо, поскольку норманн присягнул на верность императору, а также другие лидеры крестоносцев, такие как Годфруа Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, и Раймунд IV (Раймунд Сен-Жиль), граф Тулузы. Среди них было еще много дворян, каждый из которых командовал своим отрядом рыцарей. При этом из-за языковых барьеров и практических проблем можно было бы считать чудом, что эта армия вообще добилась каких-либо успехов. И тем не менее, их успех удивил всех.
Алексий умело использовал крестоносцев, несмотря на разграбление и насилия со стороны менее благочестивых членов западных армий, которые наводили хаос, переходя через Европу и территории империи. Норманны стремились победить сельджуков и создать свои собственные новые королевства. Возможно, Алексий согласился с этим планом, так как такие королевства могли стать полезным буфером на границе империи. Смешанная армия крестоносцев и византийцев, командованная византийским генералом Татикасом, в июне 1097 года смогла вернуть Никею, хотя сельджуки, по сути, предпочли покинуть её и перенести бой на другой день. Затем они двинулись по Анатолийской равнине и одержали великую победу при Дорилеоне 1 июля 1097 года.
В сентябре 1097 года армия крестоносцев и византийцев разделилась: одна часть направилась в Эдессу, на восток, а другая — в Киликию, на юго-восток. Основная армия пошла в сторону Антиохии в Сирии, ключа к фронтиру Евфрата. Этот великий город был одним из пяти патриарших центров христианской церкви, когда-то домом для святого Павла и Петра, а также, возможно, родным городом святого Луки. Овладение Антиохией стало бы отличным пропагандистским успехом.
Хотя город был хорошо укреплён и слишком велик, чтобы его полностью окружить, крестоносцы все же захватили Антиохию 3 июня 1098 года после тяжёлой осады, продолжавшейся 8 месяцев, во время которой осаждающие сами оказались в осаде со стороны мусульманской армии из Мосула. Крестоносцы также страдали от чумы, голода и дезертирства. К сожалению для Алексия, на пути к поддержке осады города он встретил беженцев, которые ошибочно сообщили ему, что крестоносцы на грани поражения от огромной мусульманской армии, поэтому император вернулся домой. Боэмунд был весьма недоволен тем, что его армию оставили без помощи византийцы, даже несмотря на то, что он всё-таки захватил город и победил силы, пришедшие на выручку. Норманн решил не выполнять своё обещание вернуть всю захваченную территорию императору и оставил город себе. Таким образом, отношения между двумя лидерами стали окончательно испорченными.
Захват Иерусалима
В декабре 1098 года армия крестоносцев продолжила свой путь в сторону Иерусалима, захватив на своем пути несколько сирийских портовых городов. Наконец, 7 июня 1099 года они прибыли к своей конечной цели. Из огромной армии, покинувшей Европу, к этому времени осталось лишь около 1300 рыцарей и 12 500 пехотинцев, которым предстояло выполнить основную цель Крестового похода.
Иерусалим, защищенный массивными стенами и сочетанием рвов и обрывов, оказался крайне сложной военной целью. К счастью, в самый нужный момент прибыли генуэзские корабли с древесиной, из которой были построены две осадные башни, катапульты и тараны. Несмотря на наличие этих орудий, защитники города упорно сопротивлялись осаде, хотя мусульманский гарнизон, вероятно, не решался выходить и устраивать набеги на осаждавших, возможно, довольствуясь ожиданием обещанного подкрепления из Египта. Затем, в середине июля, Годфруа Бульонский решил атаковать, по его мнению, слабый участок стены. Скрытно установив осадную башню и заполнив часть рва, крестоносцы смогли приблизиться к стенам. Под руководством Годфруа они взобрались на укрепления и оказались внутри города 15 июля 1099 года. После этого последовала массовая резня мусульман и евреев, хотя цифры в 10 000 или даже 75 000 убитых, вероятно, являются преувеличением. Современный мусульманский источник (Ибн аль-Араби) сообщает, что было убито около 3000 человек из примерно 30 000 жителей города.
Через месяц большая египетская армия подошла, чтобы вернуть город, но была разбита под Аскалоном. Иерусалим, по крайней мере на какое-то время, оказался вновь в руках христиан. Годфруа Бульонский, герой осады, был коронован как король Иерусалима. Тем временем в Италии папа Урбан II умер 29 июля 1099 года, не узнав о победе своего крестового похода. Для некоторых историков сражение под Аскалоном знаменует конец Первого крестового похода.
Другие победы
Завершив свою основную миссию, многие крестоносцы вернулись в Европу, некоторые с богатствами, немногие — с святынями, но большинство из них было сильно измотано годами тяжелых сражений и скудными наградами. Однако вскоре в Константинополь прибыла новая волна крестоносцев, организованная Раймоном Тулузским. 17 мая 1101 года был захвачен город Кесария, а 26 мая пал и Акры. Однако для будущих крестовых походов это принесло тревожные предвестия — мусульмане начали всё лучше осваивать западные боевые тактики и оружие. В сентябре 1101 года армия крестоносцев, состоящая из ломбардцев, французов и немцев, была разбита сельджуками. Это было только началом более сложных испытаний для западных армий, которые предстояло пройти в следующие два столетия войн.
Тем временем Алексий не оставил попыток вернуть Антиохию. Он отправил войска, чтобы атаковать город или хотя бы изолировать его от окружающих территорий, контролируемых крестоносцами. Однако Боэмунд покинул город, и, вернувшись в Италию, он убедил папу Пасхалия II (правил с 1060 по 1118 годы) и французского короля Филиппа I (правил с 1060 по 1108 годы), что настоящей угрозой для христианского мира являются именно византийцы. Их коварного императора и сбившуюся с пути церковь нужно было уничтожить, и в 1107 году была предпринята попытка вторжения в Византию. Однако эта кампания потерпела неудачу, в основном потому, что Алексий мобилизовал лучшие силы для встречи с врагом, и папа отказался поддерживать это вторжение. В результате Боэмунд был вынужден признать подчинение византийскому императору, который позволил ему править Антиохией от его имени. Таким образом, был установлен новый порядок раздела захваченных территорий.
Итог: Достижения и неудачи
Первый крестовый поход оказался успешным в том, что Иерусалим был возвращен в христианские руки, но для того, чтобы Святой город оставался под контролем христиан, необходимо было создать различные западные поселения в Леванте (которые стали известны как Крестоносные государства, Латинский Восток или Оутремер). Также были основаны рыцарские ордена для лучшей обороны этих территорий. Очевидно, что для обеспечения стабильности и защиты этих земель потребовался постоянный приток новых крестоносцев, а значит, и налоги на их финансирование. Изначально крестоносцы прибегли к массовым убийствам местного населения, но вскоре поняли, что для удержания завоеванных территорий им нужно заручиться поддержкой местных, крайне разнообразных народов. В результате в регионе постепенно выросла терпимость к нехристианским религиям, хотя с определенными ограничениями.
Несмотря на продолжающиеся наборы новых крестоносцев в Европе и попытки создать постоянные "колонии" и королевства, удержание завоеваний Первого крестового похода оказалось невозможным, и потребовались новые кампании для возвращения таких городов, как Эдесса и сам Иерусалим, который снова был потерян в 1187 году. В XII-XIII веках было проведено восемь официальных крестовых походов и несколько неофициальных, все из которых, в конечном счете, завершились большими неудачами, чем успехами.
Крестовый поход также привел к непредвиденным и отрицательным последствиям, в первую очередь к разрыву отношений между Западом и Византией, а также к ужасу византийцев от действий бесконтрольных отрядов крестоносцев, сеющих хаос на их территории. Конфликты между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом, и недоверие к их намерениям только росло. Это было проблемное отношение, которое с каждым годом ухудшалось, и взаимная неприязнь между Востоком и Западом продолжалась, обострившись к 1204 году, когда Константинополь был разграблен.
Кроме того, крестовые походы вдохновляли группы крестоносцев, чаще всего не рыцарей, а бедных горожан, на атаки против меньшинств, особенно евреев в Северной Франции и Рейнской области. Крестовый поход распространился также в Испании, где во второй и третьей декадах XII века начались нападения на мавров. В дальнейшем крестовые походы охватили Пруссию, Балтику, Северную Африку и Польшу, а также другие регионы, где армии крестоносцев действовали до XVI века. Несмотря на сомнительные военные успехи, идея крестовых походов продолжала привлекать западных лидеров, солдат и простых людей, а их цели расширялись: теперь помимо мусульман, крестовые походы стали нацелены и на язычников, раскольников и еретиков. Что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях