Найти в Дзене
Алина Науменко

Это как-то странно...Подборка самых странных книг

Всем привет! Есть такой сериал «Очень странные дела». А я хочу сделать свой – «Очень странные книги». Ну или просто «постмодернизм». Но не беспокойтесь, в мою подборку попадут только «хорошие» книги… Итак, прошу! «Стрекоза ее восьми лет» не столько роман, сколько завораживающая притча. И нет, это не «Алхимик» Паоло Коэльо, где все истины лежат на поверхности. Хотя и Коэльо в тот или иной период жизни может «зайти». Да, да, я в семнадцать лет, я сейчас к тебе обращаюсь! «Стрекоза…» из тех книг, которую нельзя пересказать. Даже если перечислить все основные события – герой пошел туда-то, потом с ним случилось то-то, сама книга останется для читателя загадкой. Потому что сюжет здесь – не основное. Как во всяком действительно хорошем произведении. Чего стоит аннотация, посвященная даже не самой главной героине, а ее улыбке… Первый вызов в самой главной героине. Наша Фио Регаль трудится….шантажисткой. Ну вот такая профессия. Кто-то врач, кто-то парикмахер, кто-то втюхивает покупателям китай
Оглавление

Всем привет! Есть такой сериал «Очень странные дела». А я хочу сделать свой – «Очень странные книги». Ну или просто «постмодернизм».

Но не беспокойтесь, в мою подборку попадут только «хорошие» книги…

Итак, прошу!

Мартин Паж «Стрекоза ее восьми лет»

«Стрекоза ее восьми лет» не столько роман, сколько завораживающая притча. И нет, это не «Алхимик» Паоло Коэльо, где все истины лежат на поверхности. Хотя и Коэльо в тот или иной период жизни может «зайти». Да, да, я в семнадцать лет, я сейчас к тебе обращаюсь!

«Стрекоза…» из тех книг, которую нельзя пересказать. Даже если перечислить все основные события – герой пошел туда-то, потом с ним случилось то-то, сама книга останется для читателя загадкой. Потому что сюжет здесь – не основное. Как во всяком действительно хорошем произведении. Чего стоит аннотация, посвященная даже не самой главной героине, а ее улыбке…

Первый вызов в самой главной героине. Наша Фио Регаль трудится….шантажисткой.

Ну вот такая профессия. Кто-то врач, кто-то парикмахер, кто-то втюхивает покупателям китайский мусор под видом чего-то, без чего те жить не смогут. В сравнении с последним «работа» Фио, наверное, выглядит не таким уж преступлением.

Фио сирота. Ее родителей «приговорили к разлуке» по решению суда и отправили в разные тюрьмы. Ах, да, я забыла сказать – ее родители грабили банки. А точнее – «напоминали богатым о существовании бедных». Просто этот урок лучше усваивается с поднятыми руками – так кровь быстрее приливает к мозгу.

Сама Фио рассылает людям письма примерно такого содержания: ««Нам все про вас известно. У вас неделя, чтобы собрать деньги». И адрес, где деньги должны быть оставлены. Сама она называла это «налогом с негодяев». ведь человек, которому нечего скрывать, просто пожмет плечами, решив, что это чья-то шутка и выбросит письмо в мусорное ведро (хотя, конечно, с этим можно поспорить – оно вполне могло попасть в руки тревожному и мнительному человеку, а тот, получив его, начнет копаться в своем прошлом и найдет какой-нибудь незначительный проступок. Но об этом мы не знаем).

Конечно, Фио повезло, что ни одна из ее жертв не додумалась отнести это письмо в полицию – иначе Фио отправилась бы вслед за своими родителями.

Что-то я очень много внимания уделяю этой части биографии Фио – гораздо больше, чем сам автор. И, возможно, в другом произведении это было бы центром истории. Хотя Фио, надо сказать, не годится на главную роль в романе о ловкой мошеннице. Слишком она…пассивна. Единственное ее желание – спрятаться от мира, который не дал ей ничего хорошего, и где живут люди, зацикленные только на себе. У нее есть питомец – хамелеон, которого она слышит, но ни разу не видела. Настолько эта ящерица идеально сливается с обстановкой. Конечно, хамелеоны так не умеют – это просто метафора ее внутреннего желания спрятаться от мира, слиться с цветом мебели, чтобы ее никто не видел. Так что роман следовало бы назвать не «Стрекоза..,», а «Хамелеон ее восьми лет». Но, конечно, стрекоза – это красивее. Хоть и служит пищей для тех же хамелеонов…

У Фио есть подруга – полная ей противоположность. Бывшая топ-модель Зора. В отличие от нее, Зора находится с миром в непримиримой войне. И, конечно, обе терпят поражение. Прятаться от мира нельзя, но и воевать с ним – невозможно…

«Стрекоза ее восьми лет» - гениальная насмешка над людьми в целом и миром искусства в частности, где каждый занят только собой и буквально молится на свой талант. Ну и, конечно, если вы выписываете интересные мысли и абзацы из книг, то эту книгу вам придется переписать полностью. Каждая фраза здесь – как причудливая бусина…

Великий кутюрье привык к славе и восторгам, ему и в голову не приходило, что девушка может чувствовать какую-то неловкость. Это мир должен был приспосабливаться к его, Оттавиани, творениям, а не наоборот. Если его платья не годились для поездок на метро, то следовало создать более подходящее метро — единственно разумное решение в подобной ситуации. Ему бы и в голову не пришло спрашивать у Фио ее мнение: с той же очевидностью, с какой яблоко всегда падает вниз, по всем законам физики девушка могла лишь восхищаться его творениями.

Алессандро Барикко «Море-океан»

«Проблеск человеческого уязвляет покой за миг до того, как он обернется истиной, немедленно обращая его в ожидание и вопрос: в этом кроется бесконечная власть человека, который и есть прореха и проблеск, но он же и отдушина, извергающая потоки событий, и многое из того, что могла бы быть, бездонная пробоина, восхитительная язва, исхоженная вдоль и поперек тропа, где не может быть ничего настоящего, но все еще будет».

Мне кажется, уже этот отрывок говорит о книге больше, чем могла бы сказать я.

Алессандро Барикко – очень странный итальянский писатель. Его хрестоматийный «Шелк» будто гипнотизирует читателя или слушателя. Текст проскальзывает сквозь твои пальцы, как шелковый платок. И только финал резко выпадает из общего медитативного настроя, оставляя читателя в недоумении: «Что это было?».

«Море-океан» - тоже в некотором роде роман-притча. И герои здесь – не живые реальные люди, а некие символы. И понимать их следует именно так.

Впервые я познакомилась с этой историей на сцене театра. И была околдована.

Герои – обитатели таверны «Альмайер». Они живут у моря, от которого каждый из них что-то желает. Художник хочет море понять, девушка с необычным именем Элизевин хочет вылечиться. Муж Анны Девериа привез ее в «Альмайер», чтобы вылечить…от супружеских измен.

Что касается моря, то, конечно, море здесь не просто море само по себе. Мое предположение – это самые глубины нашего внутреннего мира. Именно поэтому почти каждого из героев сопровождает ребенок. И поэтому герои приходят к морю за исцелением и ответами на вопросы.

Этот роман один из тех, где вы можете забыть имена героев, но запомните завораживающий язык автора и парадоксальные мысли.

Кстати, Сальвадор Дали писал картины по своим снам. Возможно, Барикко тоже пишет по своим сновидениям. Ну откуда можно взять художника, который пишет морской пейзаж…морской водой?

-2

Паскаль Лэне «Кружевница»

Наконец, Помм, настало и твое время…

Помните, в подборке «Незаслуженно забытых книг» ко мне пришла молчаливая полная девушка (толстушкой я ее как-то не могу назвать)? Так вот, теперь у меня, наконец, дошли до нее руки. Знакомьтесь – Помм. В переводе означает «яблочко».

Название книги – «Кружевница», у меня сразу вызывает ассоциации с одноименной картиной Василия Тропинина. Притом, что главная героиня не имеет никакого отношения к этому ремеслу. Да и автор вряд ли хоть раз ее видел.

Книга Паскаля Лэне на первый взгляд рассказывает простую – и даже банальную историю. Деревенская девушка влюбляется в аристократа, что ничем хорошим для нее не заканчивается. Большой привет от Карамзина и его бедной Лизы, пушкинской Русалки и Тесс от Томаса Харди (впрочем, ее трагедия началась в момент, когда ее отец-крестьянин неожиданно узнал, что где-то в веках у него затесались предки-рыцари).

Судьба Помм могла бы сложиться иначе. Все-таки она живет не в девятнадцатом веке, а в двадцатом – в эпоху автомобилей, эмансипации и всего хорошего. Однако…

Помм – девушка простая до мозга костей. Красива ли она? Трудно сказать.

Природа не слишком трудилась над Помм, но она, казалось, вытесала девушку из монолита, удивительно крепко сбила ее. Такой же цельной и наполненной была, наверное, у нее и душа. Помм не принадлежала к тем созданиям, присутствие которых сводится лишь к пустому взгляду и пустым словам — каждый ее жест, каждое, пусть даже самое пустяковое, занятие как бы запечатлевались в вечности данной минуты. Вот она накрывает на стол, вот стирает белье или делает уроки (с умилительным прилежанием), и любая ее поза, любой ее жест на редкость естественны, они необходимы, и все вокруг становится сразу таким безмятежным.

Помм такая, какая она есть. У нет зубов и когтей, которыми она могла бы защититься от мира. И миру нет до нее никакого дела. Даже когда Помм падает в обморок у всех на глазах, окружающих волнует лишь возникшая из-за этого пробка, и что они вовремя не смогут добраться на работу…

Следующим пунктом хотела добавить роман «Изобретения Мореля» за авторством аргентинского писателя Адольфо Биой Касареса. Но, наверное, оставлю для следующей подборки.

Хотите увидеть ее? Тогда с вас лайк, подписка и комментарий!