Турция официально объявила о возобновлении транспортировки газа из Катара через Сирию в Европу. Проект газопровода был предложен еще в 2009 году, однако сирийские власти во главе с президентом Башаром Асадом категорически выступили "против". Асад, будучи в альянсе с Ираном и Россией, не проявлял интереса к подобному проекту, который бы усилил влияние Турции.
Новые турецкие власти, которые поддерживает Турция, проявляют большую гибкость. Тем более что Турция станет основным транзитером газа в Европу, что позволит ей увеличить доходы от транспортировки и налогообложения. Турция сможет политически контролировать поставки газа в Европу из трех ключевых источников - российского, катарского и азербайджанского газа. Это создаст для Турции огромные экономические выгоды и увеличит ее влияние на европейский энергетический рынок.
Однако теперь проект сталкивается с противодействием со стороны других региональных и глобальных игроков, особенно Саудовской Аравии и США. Саудовская Аравия, имея напряженные отношения с Катаром, не заинтересована в укреплении его позиций.
Европейцы вряд ли также будут заинтересованы в том, чтобы их энергетика теперь полностью зависела от Турции (как раньше от России). Кроме того, строительство газопровода требует стабильной политической обстановки в самой Сирии и контроля над территориями, по которым пройдет труба. А Турция контролирует далеко не все террористические и повстанческие группировки в этих провинциях.
Неслучайно сразу после свержения Асада директор турецкой Национальной разведывательной службы (MIT) Ибрагим Калын экстренно прибыл в сирийскую столицу Дамаск. Калын один из самых непубличных турецких политиков, и за рубеж отправляется редко.
Калын был замечен в мечети Омейядов, где, по информации местных источников, он провел встречи с новыми лидерами повстанцев, включая Ахмеда аль-Шараа и исполняющего обязанности премьер-министра Мохамеда аль-Башира. Это стало первым визитом крупного иностранного чиновника в Дамаск после падения режима Асада.
МИД Турции опровергло информацию о том, что министр иностранных дел Хакан Фидан также находился в Дамаске во время визита Калына, заявив, что он оставался в Турции. Фидан в этот день участвовал в мероприятиях в Анкаре и планировал встречу с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Турция готовится к послевоенному разделу Сирии, оставшейся без президента. Президент Реджеп Эрдоган ранее заявил, что хотел бы лично отправиться на молитву в мечеть Омейядов - главную в Сирии.