Найти в Дзене
ПРО ТРИ ВНУТРИ

Что такое нирвана?

Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением тому, что есть. Будда Шакьямуни Есть состояние, в котором нет мучения. Нет даже тени его. Нет тоски, уныния, злости, скуки, страха, похоти... А есть блаженство. Безмятежное блаженство, которого не касается беспокойство: о том или этом, по поводу или без… Ты находишься в покое. Но не бездействуешь. Не спишь. Не ленишься. Ты бодр, ты действуешь, ты активен. Но остаешься в покое. Гаутама Будда называл это состояние «нирваной». И хотя для большинства людей это только слово, а не реальный опыт, многие слышали о «нирване». Нирвана как реальное состояние – это решение всех психологических проблем, с которыми сталкивается человек. И это единственное решение. В том смысле, что только в нем изживается корень «проблемности» как таковой. Это освобождение, и тот, кто свободен, не станет рабом вновь. И когда я говорю, что нирвана – это освобождение, я не имею в виду, что освобождает приверженность буддизму или какой-либо другой религии. Освобождает не рел
Ваши страдания вызваны вашим сопротивлением тому, что есть.
Будда Шакьямуни

Есть состояние, в котором нет мучения. Нет даже тени его. Нет тоски, уныния, злости, скуки, страха, похоти... А есть блаженство. Безмятежное блаженство, которого не касается беспокойство: о том или этом, по поводу или без… Ты находишься в покое. Но не бездействуешь. Не спишь. Не ленишься. Ты бодр, ты действуешь, ты активен. Но остаешься в покое. Гаутама Будда называл это состояние «нирваной». И хотя для большинства людей это только слово, а не реальный опыт, многие слышали о «нирване».

Нирвана как реальное состояние – это решение всех психологических проблем, с которыми сталкивается человек. И это единственное решение. В том смысле, что только в нем изживается корень «проблемности» как таковой. Это освобождение, и тот, кто свободен, не станет рабом вновь. И когда я говорю, что нирвана – это освобождение, я не имею в виду, что освобождает приверженность буддизму или какой-либо другой религии. Освобождает не религиозность, а истина. Но имеет ли она для нас настоящую ценность?

В этом одно из главных противоречий человеческой психики. Все мы хотим быть счастливы. Не так ли? И мы ищем средства достижения счастья. Чаще всего, достигая того или иного, во внешнем мире или изменяясь внутри, мы остаемся несчастными. Счастье случается, как некоторые проблески, как вспышки света, недолгие, хоть и яркие. О чем говорил Будда? Он открыл одну вещь. С помощью с чего вы бы не стремились достигнуть счастья, вы упустите его. Не важно, что это. Деньги, слава, власть, знания, духовная практика… Да, даже духовная практика.

Христиане верят в то, если они будут много молиться, то окажутся в раю, в Царстве Божием. Буддисты верят, что если они будут регулярно и правильно медитировать, то достигнут просветления и спасутся от страдания. Психологи верят в эффективность той методологии, которую они используют. И традиционные религии и современные школы психологии способны помочь. До определенной степени. Они могут помочь (или не помочь, а еще больше запутать, что, к сожалению, тоже часто встречаются) в решении какой-то конкретной проблемы. Но они не способны избавить от «проблемности» как таковой, вытащить корень, из которого произрастает дерево «тысячи и одной» проблемы.

Будда говорит о том, что ничто не поможет «достигнуть», потому что нечего достигать. Само желание чего-то достигнуть, что-то обрести, куда-то дойти, является ошибкой. Все уже здесь. Но мы не видим и не знаем этого всего, которое уже здесь. И не знаем мы этого, потому что подлинная реальность нас не интересует. Мы готовы пожертвовать истиной во имя своих иллюзий.

У каждого они свои. Расстаться с ними непросто. Очень непросто. Но только это помогает. По-настоящему. Но иллюзии нам дороги. Однако лишь тот, кто решил расстаться с иллюзиями бесповоротно, тотально, обретает блаженство, которое не проходит. Он обретает его не потому, что хотел обрести счастье, а потому что отважился посмотреть в лицо своего несчастья и самого себя, породившего его.

Видя себя, которого на самом деле нет, осознавая, что тот человек, который создал все эти мучения и злоключения, только обман незрелого ума, ты оказываешься в реальности. И в этой реальности есть полнота, которую не убавить. И тогда не возникает желания что-либо добавить, присовокупить, поиметь. Все уже есть. И ты блаженен, созерцая то, что есть. Таким, какое оно есть. Этого достаточно. Но ведь мы хотим большего? И потому упускаем.

Конечно, я не буду давать определения нирваны. Это глупо. Мой посыл в том, чтобы побудить читающего это строки обратиться к себе, к своей истине. Я не говорю: погрузиться в свой внутренний мир, в свои мысли, мечты, фантазии или заняться психоанализом своей личности. Нет, обратиться к реальности.

Ищите истину, и вы найдете то, что Будда называл нирваной. Нет нужды верить в красивые слова о нирване или чем-то подобном. Красивые слова не помогут. Найдите то, что выше слов. То, что выше философии. То, что выше ума. И тогда вы поймете речь Будды. Ибо главное в его речи то, что не было сказано.

Дживан Гири, йогин, саньясин, наставник