По мнению StranTV, главной жемчужиной деревянного зодчества Прионежья, способной бросить вызов всемирно известным Кижам, является церковь святого Дмитрия Мироточивого, то есть, великомученика Дмитрия Солунского.
Церковь эта, пятиглавая, включающая в свой ансамбль стройную колокольню, находится в Щелейке, поселения Вознесенское, возвышаясь над Свирью и Онежским озером. Воздвигнута она была в 1783 году, в правление Екатерины Великой, при которой, после полувекового забвения вновь начали разрабатывать русский северо-запад, и освящена в честь одного из самых почитаемых на Руси святых - Дмитрия из Салоник.
Святой этот известен на Руси аж с X века - его популярность, объясняется, вероятно, греческим происхождением - ведь, как мы помним, начальное христианство на Руси проповедовалось исключительно греческими иереями, прибывшими на Русь из Византии.
Вообще, личность и деяния святого Дмитрия из Фессалоник весьма примечательны: будучи отпрыском богатого и знатного греческого рода, он, несмотря на гонения, коим подвергались ранние христиане на территории римской империи - а его родные Салоники входили в ее состав, он открыто проповедовал учение Христа, за что, по приказу тогдашнего императора Максимилиана, был брошен в темницу, где, впрочем, не утратил своего христианского пыла и, в конечном итоге, был заколот римскими копьями. Но после кончины его истерзанное тело, мало того, что осталось нетронутым тленьем, но еще и замироточило - в силу чего в святцах он именован Дмитрием Мироточивым.
Надо сказать, что культ Св. Дмитрия Солунского, считавшегося покровителем воинов, очень кстати пришелся на Руси - о нем упоминается даже в «Повести Временных Лет». В честь святого уже в XI - XII веке воздвигаются многочисленные храмы – в частности, ему посвящен самый красивый из домонгольских каменных соборов во Владимире, заложенный, по легенде, самим Андреем Боголюбским и отстроенный итальянскими мастерами, присланными самим Фридрихом Барбароссой.
Что же касается деревянной церкви в Щелейке, интересна, во-первых, как образец деревянного зодчества эпохи высокого барокко, совмещая в себе черты традиционных шатровых храмов с купольно-маковичными навершиями, что, в целом, придаёт ей вид, одновременно, легкий и торжественный.
Вторым важным моментом является ее месторасположение, на берегу Свири, всего в 500 м от онежского озера - Дмитриевская церковь выступает здесь, как явная доминанта, структурирующая и одухотворяющая окружающее пространство.
Есть некая закономерность между тем образом воина-страстотерпца, каковым на Руси считали Дмитрия Солунского и сходством этой церкви и, особенно, ее колокольни, с оборонительно-фортификационными сооружениями. И тут самое время вспомнить, что имя Дмитрий, весьма часто встречающееся у русских князей и бояр, начиная с XIV века, отсылает напрямую к нашему святому и его активной воинственной роли.
Самый известный Дмитрий - московский князь, разбивший войско Мамая на Куликовом поле в 1380 году и за сей подвиг получивший прозвище Донской. Другой носитель этого имени - младший сын Ивана Грозного, надежда на которого оборвалась в связи с трагической гибелью царевича в Угличе. И донской, и Дмитрий Иоаннович Угличский, впоследствии были причислены к русским региональным святым - так что наша деревянная церковь стоит и в их память.
Итак, святой Дмитрий на Руси - прежде всего, защитник и воин, страж земель и порядка. И прионежская церковь, стоящая над Свирью и Онегой - такой же страж этих земель. Сейчас это, скорее, символ, но еще в XVIII веке, когда и шведы, и другие гости, нет-нет, да и пытались наведаться на русский север, эта церковь вполне успешно исполняла роль форпоста.
Не говоря уже о том, что, в эпоху отсутствия телекоммуникаций, звучные колокола служили единственной сигнальной системой оповещения округи - как в смысле бед - например, пожаров, так и в смысле благих вестей. Потому и обзавелась эта церковь не приземистой, как это часто встречалось на Руси, звонницей, но полновесной высокой и крепко срубленной колокольней в старорусском деревянном стиле.
Со временем, конечно, значение церкви поубавилось - и даже после того, как прекратились в России гонения на православие и прочие религии, когда этот храм был возвращен РПЦ, он не стал местом проведения служб, то есть, приходской церковью. Да, увы, деревни русского севера, медленно, но верно, вымирают и пустеют. А немногие местные жители почти и не приходят сюда - так что, единственной публикой, относительно регулярно захаживающей в храм Дмитрия Мироточивого, являются, тоже, к сожалению, немногочисленные туристы. Хотя, по красоте видов, открывающихся с колокольни и по великолепию деревянной архитектуры церкви, ее судьба могла бы быть намного интересней.