Найти в Дзене
StranTV

Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово

Пожалуй, самой примечательной из всех сохранившихся деревянных церквей Прионежья является церковь Георгия Победоносца, что в селе Родионово, Юксовичи, в Подпорожском районе Ленинградской области. Точная дата основания этой церкви до сих пор не установлена, но по относительно более поздним источникам, за таковую можно принять 90-е годы XV века. Эта церковь примечательна тремя моментами. Во-первых, она находится на своём историческом месте, её никуда не переносили, не разбирали и не перебирали. Во-вторых, есть в летописях указания, что эту церковь посещал сам Иоанн Грозный во время своего северного похода, продвигаясь в сторону Вологды, которую, кстати сказать, он в своё время намеревался сделать столицей своей державы. Здесь же бывал патриарх Никон, который также совершал большой рейд по северным территориям и дошёл аж до Соловецкого монастыря... И, в-третьих, если сравнить изображение церкви Георгия Победоносца и упомянутой Ставкирхи в Норвегии, можно поразиться, насколько они похожи.
Пожалуй, самой примечательной из всех сохранившихся деревянных церквей Прионежья является церковь Георгия Победоносца, что в селе Родионово, Юксовичи, в Подпорожском районе Ленинградской области. Точная дата основания этой церкви до сих пор не установлена, но по относительно более поздним источникам, за таковую можно принять 90-е годы XV века.

Эта церковь примечательна тремя моментами. Во-первых, она находится на своём историческом месте, её никуда не переносили, не разбирали и не перебирали.

Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово
Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово

Во-вторых, есть в летописях указания, что эту церковь посещал сам Иоанн Грозный во время своего северного похода, продвигаясь в сторону Вологды, которую, кстати сказать, он в своё время намеревался сделать столицей своей державы. Здесь же бывал патриарх Никон, который также совершал большой рейд по северным территориям и дошёл аж до Соловецкого монастыря...

-2

И, в-третьих, если сравнить изображение церкви Георгия Победоносца и упомянутой Ставкирхи в Норвегии, можно поразиться, насколько они похожи. Рубленная из лиственниц и елей церковь Георгия Победоносца с удивлением пережила многие каменные церкви в округе и до сих пор поражает своей действительно очень интересной, даже, очень остроумной конструктивной частью. Любопытно, что выстроенная в конце, в 90-е годы XV века, эта церковь, Георгия Победоносца, в 1642 году была перестроена, причём перестройка не коснулась её конструкции, она была только немного расширена за счёт пределов и немножечко возвышена, увеличена в высоту.

И тогда же она была обшита тёсом, что вообще было редкостью, крайней редкостью для не только церквей, для любых деревянных сооружений Руси. И работала эта церковь безостановочно, аж до середины 30-х годов XX века.

И только вот в это время, во время известных гонений на церкви, она была закрыта и передана под сельский клуб. Благополучно пережила Вторую Мировую, которая сюда, слава богу, как известно, не дошла. Но после войны подверглась новым испытаниям. Здесь устроили склад горюче-смазочных материалов.

Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово
Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово

И до сих пор на досках пола можно найти следы мазута и машинного масла. В начале 70-х годов состоялась, на фоне подъема интереса к собственной истории, радикальная реставрация этой церкви, а было восстановлено крыльцо с резными архитектурными столбами. А после очередной реставрации в 1993 году эта церковь была передана Русской Православной Церкви и сейчас является действующим храмом.

В церкви Георгия Победоносца вообще очень много примет именно XV века.

Во-первых, крохотные волоковые окошки, расположенные в алтаре и на северной и южной сторонах церкви, а также жесткое каркасное построение столбообразного сруба четверика, с острой клинчатой кровлей на два ската, что как раз и делает её в какой-то степени похожей на упомянутую ставкирку Норвегии.

-4

Верхняя же часть сруба расширяется, формируя тройной накат, который поддерживают кровлю с небольшой головой. И эта главка уже чисто российское изобретение. Вот такие же главки-маковки венчают многие храмовые сооружения, начиная с середины XVI века. В частности, храм Василия Блаженного на Красной пл. в Москве. И эти главки-маковки, пришли, конечно, не из Византии и, тем паче, не из Скандинавии, но являются зримым следом нашей истории, знаменитых волжских походов Иоанна Грозного - который, как мы все помним, и Казань брал, и Астрахань брал.

И тюрбаны исламских мечетей Поволжья органично вписались в русско-византийскую #архитектуру, став чисто нашими, #православными, маковками.

Разумеется, эта маковка возникла не в конце XV и не в начале XVI века, а, скорее всего, появилась только в ходе первой реконструкции...

Ну и, наконец, достройки, опять-таки, XVII века. Два низких сруба — алтаря и притвора, но они также венчаются заостренными кровлями, таким образом рифмуясь с центральным срубом. В результате получается тройственная гармония срубов, вписанных друг в друга в строгом соответствии с золотым сечением.

Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово
Церковь Георгия Победоносца, с. Родионово
Также стоит отметить найденную недавно жалованную грамоту новгородского архиепископа Феодосия Георгиевской церкви в Юксовичах, данную 24 января 1543 года, где упоминается находящийся неподалеку от Юксовичей ансамбль геморетского погоста.

К сожалению, до наших дней сохранился в очень усеченном виде. Но церковь Рождества Богородицы, которая является примерно более или менее родственником уже помянутой Георгиевской церкви в Юксовичах и датируемая 50-60-ми годами XVI века, сохранилась.

Продолжение здесь