Найти в Дзене

Три направления совершенствования стоиков

Из беседы Эпиктета о том, "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах", можно почерпнуть, что "Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком". Это Итак, три направления совершенствования стоика: 1) избавление от страстей; 2) выполнение надлежащего; 3) познание реальности. Причем порядок перечисления здесь не случаен. Первое направление самое важное, а второе важнее третьего: "А нынешние философы, оставив в стороне первый вопрос и второй, предаются занятию третьим: изменяющимися рассуждениями, рассуждениями, приводящим к умозаключению путем вопросов, условными рассуждениями, ложными рассуждениями. - Ведь следует, - говорит, - и имея дело с этими предметами сохранить незаблуждаемость. - Кому? Добродетельному человеку. Так тебе этого недостаёт? Все остальные предметы ты уже преодолел своим усердием? Что касается презренной монетки, незаблуждаем ли ты? Если увиди

Из беседы Эпиктета о том, "В чем следует упражняться на деле тому, кто намерен совершенствоваться, и что мы не заботимся о главнейших вещах", можно почерпнуть, что "Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком". Это

  1. "вопрос, касающийся стремлений и избеганий, - для того чтобы ни в своём стремлении не терпеть неуспеха, ни в своём избегании не терпеть неудачи". Это то, что сейчас называется дихотомией контроля. Делим всё сущее на две большие категории: находящееся под нашим контролем и не находящееся под нашим контролем. В отношении вещей из первой категории мы можем добиться гарантированного успеха, а в отношении вещей из второй категории мы ничего гарантировать не можем и должны полагаться на волю судьбы.

    Соответственно, к вещам из первой категории можно стремиться или избегать их, а вторые должны быть безразличны. Первых вещей очень немного. Это мнения, стремления, желания, уклонения. А все остальные относятся к безразличному. Это, в том числе, и богатство, и здоровье, и власть и всё прочее, вызывающее человеческие страсти.

    Эпиктет указывает, что
    "это вопрос, касающийся страстей: страсть ведь возникает только в том случае, если стремление терпит неуспех или избегание терпит неудачу. Именно это приносит смятения, волнения, несчастия, злополучия, сокрушения, стенания, страхи, делает завистливыми, ревнивыми, вследствие чего мы даже не в состоянии внимать разуму". То же самое можно выразить и в терминах зависимости. Такие внешние вещи, как алкоголь, вкусная еда, секс, деньги, слава и т.п. делают людей зависимыми и ввергают в страсти;
  2. "вопрос, касающийся влечений и невлечений, словом, касающийся надлежащего, - для того чтобы вести себя порядком, благоразумно, не беззаботно". Это о том, как жить среди внешних безразличных вещей. Что надлежит или не надлежит делать с ними. Стоики рекомендуют следовать своей природе смертного разумного существа, добросовестно играть свою роль, отведенную нам судьбой в данном мире. И при этом не забывать вопрос №1, - что здесь наше, а что не наше, что для нас важно, а что безразлично.

    Эпиктет разъясняет:
    "это вопрос, касающийся надлежащего: я ведь должен быть неподверженным страстям не как статуя, но соблюдая отношения, природные и приобретенные, как благочестивый, как сын, как брат, как отец, как гражданин". В этом стоицизм отличается от других аскетических учений. Стоики не призывают уйти от мира в какой-нибудь скит. Наоборот, они зовут к активной общественной жизни, к добросовестному исполнению своих обязанностей в семье и в обществе;
  3. "вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в общем, касающийся согласий". Это вопрос познания, что истинно, а что ложно. Работаем со своими представлениями, избавляемся от заблуждений, качаем понимание окружающей реальности, ищем единственно верный в данных обстоятельствах путь, общий для всех добродетельных людей и потому согласный с мировым разумом.

    Согласно Эпиктету
    "это вопрос уже для совершенствующихся, вопрос, касающийся непоколебимости в самом всём этом, так чтобы даже во сне не упустить неисследованным какое-нибудь явившееся представление, даже при опьянении, даже когда нападет умопомрачение". По выражению философа это вопрос "незаблуждаемости". Т.е. мало избавиться от страстей, мало жить надлежащей жизнью. Надо еще уметь распознать страсть. Надо твердо знать, какая жизнь является надлежащей, что есть правильно, а что неправильно.

Итак, три направления совершенствования стоика: 1) избавление от страстей; 2) выполнение надлежащего; 3) познание реальности. Причем порядок перечисления здесь не случаен. Первое направление самое важное, а второе важнее третьего:

"А нынешние философы, оставив в стороне первый вопрос и второй, предаются занятию третьим: изменяющимися рассуждениями, рассуждениями, приводящим к умозаключению путем вопросов, условными рассуждениями, ложными рассуждениями. - Ведь следует, - говорит, - и имея дело с этими предметами сохранить незаблуждаемость. - Кому? Добродетельному человеку. Так тебе этого недостаёт? Все остальные предметы ты уже преодолел своим усердием? Что касается презренной монетки, незаблуждаем ли ты? Если увидишь красивую девчонку, в состоянии ли ты устоять против этого представления? Если сосед твой получит наследство, не гложет ли тебя зависть? Сейчас тебе недостаёт всего лишь только непоколебимости?"

То есть в первую очередь избавляемся от страстей. Это даёт нам возможность следовать надлежащему. И только когда мы обуздали страсти и живём надлежащим образом, у нас появляется возможность честно и беспристрастно исследовать происходящее вокруг: "Я не гневаюсь, не печалюсь, не завидую, не испытываю помех, не испытываю принуждений. Что мне остаётся? У меня есть досуг, я спокоен. Посмотрим-ка, как следует вести себя с изменениями рассуждений. Посмотрим-ка, как приняв какое-то условие, не быть приведённым ни к чему нелепому".

Иногда встречаются люди, которые отказываются от практических шагов по избавлению от страстей, отказываются от исполнения своих обязанностей на том основании, что не понимают смысла жизни, не уверены, что надлежащее является действительно надлежащим: "Может мы вообще в матрице живём, и какой тогда смысл во всех этих стараниях?"

Ответить на этот вопрос легко, но для большинства людей ответ покажется неубедительным, так как для его понимания слов недостаточно. Ответ требует работы над собой. Во-первых, брось пить, курить, чревоугодничать, блудить, стяжать... Во-вторых, научись быть добросовестным человеком, сыном, мужем, отцом, соседом, коллегой, гражданином... И вот тогда сможешь легко и убедительно разрешить свои сомнения, если они к тому времени еще останутся.

Хотел бы также указать на то, что три эти направления различны скорее по приоритету, чем по времени, когда их следует практиковать. То есть, когда человек борется со страстями, он не освобождается от необходимости вести себя благоразумно, не освобождается от необходимости думать. Но нужно правильно расставлять приоритеты.

Например, не получается быть хорошим отцом? Нет смысла искать оправдания. Вместо этого найди, какая страсть мешает тебе, и избавься от неё. Начни с избавления от спиртного. Мозг постоянно придумывает повод выпить? Это потому что ты зависим от алкоголя. Поставь правильные приоритеты - в первую очередь отказ от потребления алкоголя, затем возложение на себя ответственности за свою жизнь и за жизнь своей семьи, затем работа над своими представлениями, избавление от проалкогольных убеждений и выработка трезвеннических.

И так всегда и во всём: 1) отказ от зависимости; 2) замещение её проактивностью; 3) расширение кругозора. Проделываем это в цикле всё более выправляя свою жизнь, тем самым освобождаясь от проблем и достигая таким образом счастья.

Пешеходная зона "Литовский Вал". Калининград, июнь 2022.
Пешеходная зона "Литовский Вал". Калининград, июнь 2022.