От репертуара певицы-эмигрантки до телепередачи с экс-министром культуры
«Проснись и пой, проснись и пой, попробуй в жизни хоть раз, не выпускать улыбку из открытых глаз», - строки советского хита начала 70-х впечатались в память нескольких поколений. Жизнеутверждающая композиция стала своего рода «экзистенциальным гимном оптимистов». У многих она ассоциируется с фильмом Александра Серого «Джентльмены удачи» 1971 года, действие которого происходит под Новый год, а потому, несмотря на своеобразную тему, эта картина попала в число нетленной новогодней классики, ставшей обязательным пунктом кинопоказа в праздничные дни.
В преддверии Нового года музыкальный канал «Журнал МУЗилка» решил обратиться к истории песни, прозвучавшем в этом кино, представив подборку интересных фактов.
1. Песня писалась для спектакля театра сатиры.
Обретшая широкую популярность, прозвучав в кинофильме, песня писалась не для картины «Джентльмены удачи». История её началась годом ранее и связана с театром. Она восходит к одноименной постановке Театра сатиры 1970 года.
Первоисточником спектакля «Проснись и пой» послужила пьеса венгерского драматурга Миклоша Дьярфаша «Лазейка» в русском переводе Г. Лабутина. На сцене Театра сатиры мотивы произведения были воплощены двумя режиссерами – Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом.
Вопрос о том, кто будет писать музыку для этого спектакля, не стоял. Режиссер Захаров давно и прочно сотрудничал с Геннадием Гладковым.
Специально к этому спектаклю прославленный композитор, автор любимых поколениями хитов из кино и мультфильмов написал песню с таким же названием. Мотивирующие стихи вышли из-под пера поэта Владимира Лугового.
Первенство в исполнении песни принадлежит Нине Кириенко, которая запела её с театральной сцены в рамках спектакля от лица своей героини – Карелы.
В 1974 году спектакль театра сатиры обрел видеоверсию, показанную по телевидению. К тому моменту песня, занимавшая в телевизионном варианте центральное место, уже была всесоюзным хитом.
2. Автор слов этой песни известен русскоязычными текстами хитов на зарубежные мелодии.
Поэт Владимир Моисеевич Луговой хорошо знаком поклонникам советских ВИА и, в частности, группы «Веселые ребята». Его имя фигурирует на ставшем культовом альбоме «Музыкальный глобус» с русскими версиями зарубежных хитов. Тексты большинства песен на нём написаны Луговым. Выпускник института им. Мориса Тереза, детский писатель, в качестве поэта-песенника наиболее известен как создатель русских текстов на популярные зарубежные мелодии. И это были не переводы, а вполне себе самостоятельные, оригинальные стихи на готовый мотив. Под его пером хиты испанцев Хосе Луиса Пералеса «Por que te vas» и группы «Baccara» «Саra mia» в репертуаре «Веселых ребят» превратились в популярные в СССР песни «В последний раз» и «Не было печали». Вокал в обеих композициях записан Людмилой Тадьевной Барыкиной.
Луговой много работал и с советскими авторами. «Проснись и пой» часто выделяют как самую известную песню с текстом Лугового на оригинальную музыку советского композитора. Сотрудничество поэта с Геннадием Гладковым продолжилось в подходящем к нынешнему сезону фильме-сказке «Новогодние приключения Вити и Маши» 1975 года. Песни к этой картине написаны тандемом Гладков - Луговой.
3. В «Джентльмены удачи» песня попала с подачи Георгия Данелии как акт поддержки другу – режиссеру.
Содержание картины, вошедшей в ряд «новогодних фильмов» - не праздничное. Сюжет строится вокруг поиска украденной исторической реликвии, а главные герои - преступники, сбежавшие из мест лишения свободы. Такая тематика выбрана неспроста. Режиссеру картины «тюремная романтика» знакома не понаслышке. Александр Серый провел 4 года в местах не столь отделенных. После освобождения режиссеру отказывали в работе на киностудии «Мосфильм».
Поддержку Серому оказал его друг, однокурсник Георгий Данелия, прославленный режиссер помог приятелю вернуться к жизни и к работе в кино. При помощи обладавшего авторитетом в кинематографических кругах Данелии Серый получил право снимать картины сначала -в соавторстве с другими режиссерами, позже – самостоятельно.
Для самостоятельной работы в качестве режиссера картины был выбран лежавший на «Мосфильме» сценарий «Рецидивист» за авторством Валентина Ежова. Его сочли сырым и до съемок не допустили. Тогда Данелия привлек к работе известную писательницу Викторию Токареву. Вместе они написали сценарий «Джентльменов удачи».
Данелия курировал работу над фильмом, участвовал в принятии ключевых решений, сам Георгий Николаевич определял свою роль как художественный руководитель. Даже на премьере, вместо заболевшего Серого, картину представлял Данелия. Отсюда и корни по сей день встречающегося заблуждения, что «Джентльмены удачи» – режиссерская работа Георгия Данелии. Официально режиссером этого фильма значится только Александр Серый.
Пригласить к работе над фильмом композитора Геннадия Гладкова было как раз решением Серого. Ему хотелось видеть в своём фильме песенные номера с музыкой Геннадия Игоревича. Гладков их написал для героев Вицина и Крамарова. Тут вмешался Данелия. Он счел музыку «слишком водевильной» для такого фильма и вынес альтернативное предложение. Раз уж Серому хочется музыки Гладкова – пусть в фильме будет песня, обращенная как бы к нему самому. Выбрав эту песню для фильма, Данелия таким образом поддержал друга, возвращавшегося к полноценной творческой жизни.
4. Певица, исполнившая хит в фильме, эмигрировала из СССР
В «Джентльменах удачи» песня звучит от лица вымышленной безымянной певицы. В кадре её изображает Галина Микеладзе. Поёт актриса не своим голосом. Фонограмму песни «Проснись и пой» записала Лариса Мондрус.
К тому моменту эта была широко популярная певица, работавшая в Москонцерте. Успех к ней пришел в середине 60-х. Она регулярно выступала на «Голубых огоньках», полюбилась слушателям лирическим репертуаром, исполняя песни о любви авторства видных композиторов и поэтов. В фильме Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» она сыграла певицу и своим голосом исполнила песню «Добрый город» Анатолия Лепина на стихи Александра Галича. Со стороны официальной цензуры и чиновников от культуры Лариса Израилевна неоднократно подвергалась критике. Как раз в год выхода фильма, в 1971, певица была отлучена от телеэфира, а спустя два года подала документы на выезд, решив эмигрировать из СССР.
В 1973 году Мондрус переезжает в ФРГ, где продолжает певческую карьеру, выступая на эстраде. Певица-полиглот исполняет песни на 7 разных языках, не считая русского. По сей день 82-летняя артистка проживает в Германии. Уже в новом веке, на правах звезды прошлого Лариса Израилевна вновь стала посещать Россию и постсоветские страны. Впервые после эмиграции она приехала в Москву в 2001, выступала на «Новой волне» в латвийской Юрмале, сотрудничая с одним из её учредителей – Раймондом Паулсом, чьи песни Мондрус исполняла ещё будучи «советской певицей». В разные годы XXI столетия певица периодически появлялась на российском телевидении.
В реалиях Советского Союза 70-х творчество уехавших деятелей культуры предавали забвению, не гнушались уничтожать записи, вырезать песни из эфира. Так многие любимые слушателям хиты 60-х перешли либо в разряд подзабытых, либо были подхвачены другими исполнителями. Оставшаяся в «Джентльменах» песня «Проснись и пой» в историческом масштабе оказалась, пожалуй, самой известной из тех, что у представителей старшего поколения ассоциируется с голосом и репертуаром Ларисы Мондрус.
5. В XXI веке песня звучала в телепередаче, которую вел бывший министр культуры.
Во второй половине нулевых песня «Проснись и пой» стала еженедельно звучать в телеэфире. Произошло это благодаря программе, идея которой строилось на том, чтобы исполнители новой эпохи перепевали песни прошлых лет. Инициатива создания шоу, известного под названием «Жизнь прекрасна», принадлежала Левону Оганезову.
Первоначально проект был запущен на «втором» канале под названием «Песни 20 века», с сентября 2004 она стала выходить на СТС как «Жизнь прекрасна». К реализации идеи приложил руку Михаил Ефимович Швыдкой. Ранее на протяжении четырех лет (с 2000 по 2004) он занимал пост Министра культуры Российской Федерации. Он же стал одним из ведущих познавательно-развлекательной программы, лицом этого шоу.
«Жизнь прекрасна» продержалась в эфире СТС до 2010 года. Песне Геннадия Гладкова и Владимира Лугового в ней была выделена особая роль. Её сделали заглавной. Коллективное исполнение песни участниками программы под аккомпанемент Левона Оганезова и его ансамбля закрывало каждый выпуск.
Есть песни, над которыми не властно время, смена государственного строя и прочие исторические факторы. Они не теряют актуальности, переходя от поколения к поколению. Сочиненный Владимиром Луговым «гимн оптимиста», зазвучавший под яркую мелодию Геннадия Гладкова уже по самой своей направленности, содержанию и эстетике был призван стать экзистенциальным девизом. Добрая, оптимистичная композиция, в разные годы звучавшая с театральной сцены, в кино и в телеэфире, переходит от поколения к поколению, разучивается на музыкальных занятиях в школах и детских садах, став частью культурного кода, ведь умение позитивно смотреть на жизнь помогает во все времена.
Материал создан в развлекательных целях на базе информации открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.