«
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИН И АППАРАТОВ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗ¬ВОДСТВ»
направление 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» профиль «Машины и аппараты химических производств»
Омск 2016
О программе.
Название программы: Инженер-конструктор
Вид программы: профессиональная переподготовка
Формат обучения: дистанционный + поддержка куратора
*Программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи
1. Цели и задачи дисциплины
Цель: получение знаний в области теории и практики проектирования машин и аппаратов химических производств.
Основные задачи дисциплины:
1. Получение знаний о составе и требованиях предъявляемых к конструкторской документа¬ции.
2. Получение знаний по теории и практике проектирования, по монтажу, обслуживанию и безопасной эксплуатации колонных аппаратов, применяемых на химических и нефтехими¬ческих предприятиях;
3. Получение навыков проектирования колонных аппаратов, применяемых на химических и нефтехимических предприятиях, и подбора вспомогательного оборудования, с учетом тре¬бований к их монтажу, эксплуатации и обслуживанию.
2. Место дисциплины в структуре
Дисциплина «Проектирование машин и аппаратов химических производств» входит в цикл дисциплин по выбору.
Заочная форма обучения:
Предшествующие дисциплины: Процессы и аппараты химических производств, Термодина¬мика и теплопередача, механика жидкостей и газов.
Дисциплины, изучаемые одновременно: автоматизация технологических установок, компью¬терные технологии в химическом и нефтегазовом машиностроении, компрессорной и низкотемпе¬ратурной технике, основы производства, ремонта и монтажа технологического оборудования хи¬мической и нефтегазовой отрасли.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. В результате освоения дисциплины «Проектирование машин и аппаратов химических производств» должны быть сформированы следующие компетенции:
Шифр
направления Формируемая компетенция (формулировка - (шифр))
15.03.02 - владением достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером (ОПК-2);
- способностью обеспечивать технологичность изделий и оптимальность процессов их изготовления, умением контролировать соблюдение технологи¬ческой дисциплины при изготовлении изделий (ПК-10);
- способностью проектировать техническое оснащение рабочих мест с раз¬мещением технологического оборудования, умением осваивать вводимое обору¬дование (ПК-11);
- умением выбирать основные и вспомогательные материалы, способы реа¬лизации технологических процессов, применять прогрессивные методы эксплуа¬тации технологического оборудования при изготовлении технологических ма¬шин (ПК-15).
3.2. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать освоение указанны¬ми компетенциями по дескрипторам «знания, умения, владения», соответствующие тематическим модулям дисциплины, и применимые в их последующем обучении и профессиональной деятель¬ности:
Знать:
3.1. Основные термины и понятия, а также отечественный и зарубежный опыт по проектирова¬нию машин и аппаратов химических и нефтехимических производств;
3.2. Программы автоматизированного проектирования машин и аппаратов химически произ¬водств;
3.3. Основы технологии изготовления основных элементов машин и аппаратов химически произ¬водств;
3.4. Методики проектирования, размещения и ввода в эксплуатацию машин и аппаратов химиче¬ских и нефтехимических производств;
3.5. Основное и вспомогательное оборудование, используемых на химических и нефтехимических производствах, их устройство, применяемые материалы, принцип работы и подбора, основные ха¬рактеристики.
Уметь:
У. 1. Выполнять основные проектные расчеты и разрабатывать техническую документацию в соот¬ветствии с требованиями ЕСКД на ПК;
У.2. Проектировать размещение технологического оборудования;
У.3. Выполнять подбор технологического оборудования для реализации технологических процес¬сов.
Владеть:
В.1. Навыками проектирования технологического оборудования и разработки технической доку¬ментации в соответствии требованиями ЕСКД;
В.2. Навыками проектирования размещения технологического оборудования;
В.3. Навыками подбора технологического оборудования для реализации технологических процес¬сов.
3.3 Проектируемые результаты и признаки формирования компетенций
Компетентностная модель дисциплины
Индекс ком¬петенции Проектируемые результаты освоения дисцип¬лины «Проектирование машин и аппаратов химических производств» и индикаторы фор¬мирования компетенций Средства и технологии оценки Технология
формирования
компетенции
Знания (3) Умения (У) Владения (В)
Эчная/заочная форма обучения
ОПК-2 3.1, 3.2 У.1 В.1 Курсовой проект, диф. зачет 6.1.1-6.1.4*
ПК-10 3.3 У.1 В.1 Устный оп¬рос, отчеты по практиче¬ским работам, зачет 6.1.1-6.1.4*
ПК-11 3.4 У.2 В.2 Устный оп¬рос, курсовой проект, зачет 6.1.1-6.1.4*
ПК-15 3.5 У.3 В.3 Устный оп¬рос, отчеты по практиче¬ским заняти¬ям, курсовой проект, лиф. 6.1.1-6.1.4*
зачет
* - см. пункт 6.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах и зачетных единицах Очная форма обучения
Вид занятий Всего (час./ зач.ед.) С е м е с т р ы
1 2 3 4 5 6 7 8
Всего аудиторных занятий: 36 36
Лекции 0 0
Практические занятия 36 36
Лабораторные работы 0 0
Самостоятельная работа: 72 72
Самостоятельное изучение материала для выполнения практических заданий 32 32
Курсовой проект 40 40
Количество часов на экзамен - -
Всего по дисциплине 108 108
Вид аттестации за семестр (зачет, дифферен¬цированный зачет, экзамен) 3ачет Диф. зачет 3ачет Диф. зачет
Заочная форма обучения
Вид занятий Всего (час./ зач.ед.) С е м е с т р ы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Всего аудиторных занятий: 24 24
Лекции 0 0
Практические занятия 24 24
Лабораторные работы 0 0
Самостоятельная работа: 84 84
Самостоятельное изучение мате¬риала для выполнения практических заданий 44 44
Курсовой проект 40 40
Количество часов на экзамен - -
Всего по дисциплине 108 108
Вид аттестации за семестр (зачет, диф¬ференцированный зачет, экзамен) 3ачет Диф. за¬чет 3ачет
Диф.
зачет
5. Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины по модулям:
5.1.1. Основы проектирования и конструирования машин и аппаратов химических производств;
5.1.2. Механические расчеты машин и аппаратов;
5.1.3. Вспомогательное оборудование, технологические трубопроводы и арматура;
5.1.4. Монтаж и ремонт технологического оборудования;
5.1.5 . Основы безопасной эксплуатации машин и аппаратов химических производств.
Содержание модулей Форма обучения
Очная 3аочная
Количество часов (СРС)
1 семестр
1 Модуль 1. Основы проектирования и конструирования машин и аппаратов химических
производств
Требования, предъявляемые к химическому и нефтехимиче¬скому оборудованию. Нормативные документы, используемые при проектировании оборудования. 3 4
Методы и приемы конструирования. Конструкционные мате¬риалы. Основные требования, предъявляемые к конструкцион¬ным материалам. 3 4
2 Модуль 2. Механические расчеты машин и аппаратов
Методика расчета толщины корпуса цилиндрических аппара¬тов. Методика расчета толщины днищ и крышек. 2 4
Методика расчета укреплений отверстий колонных аппаратов. Расчет фланцевых соединений. 3 4
Методика расчета опор аппаратов. 3 4
3 Модуль 3. Вспомогательное оборудование, технологические трубопроводы и арматура
Классификация вспомогательного оборудования. Резервуары для жидкостей: вертикальные и горизонтальные; теплообмен¬ные оборудование; перекачивающие насосы. Подбор вспомо¬гательного оборудования. 3 4
Классификация трубопроводов. Компенсаторы, опоры и под¬вески. 3апорно-регулирующая и предохранительная арматура. 3 4
4 Модуль 4. Монтаж и ремонт технологического оборудования
Организация монтажных работ. Основное грузоподъемное оборудование, механизмы и приспособления. Методики расче¬та и выбора такелажной оснастки. 3 4
Монтаж вертикальных цилиндрических аппаратов. Монтаж горизонтальных аппаратов. Выверка, закрепление и испытание смонтированного оборудования. 3 4
5 Модуль 5. Основы безопасной эксплуатации машин и аппаратов химических производств
Безопасная эксплуатация машин и аппаратов химических про¬изводств и нефтегазопереработки. Основы безопасности при монтажных и ремонтных работах. 3 4
Безопасная эксплуатация, массообменных колонных аппара¬тов. Безопасная эксплуатация теплообменного оборудования, трубопроводов. 3 4
Итого 0/32 0/44
5.2. Содержание практических и лабораторных занятий
5.2.1. Содержание практических занятий
Цель практических занятий - привитие студентам навыков расчета и проектирования машин и
аппаратов химических и нефтехимических предприятий.
Содержание практических занятий Форма обучения
Очная Заочная
Количество часов
Модуль 2. Механические расчеты машин и аппаратов
Расчет толщины корпуса, крышек и днищ ректификационной колонны 4 4
Расчет укреплений отверстий ректификационной колонны 6 6
Расчет опоры ректификационной колонны 6 -
Модуль 3. Вспомогательное оборудование, технологические трубопроводы и арматура
Подбор вспомогательного оборудования ректификационной колонны 4 4
Модуль 4. Монтаж и ремонт технологического оборудования
Расчет такелажной оснастки при подъеме аппарата двумя вертикальны¬ми мачтами методом скольжения 6 6
Расчет такелажной оснастки при подъеме аппарата мачтами методом по¬ворота вокруг шарнира 6 -
Выбор такелажной оснастки 4 4
Итого 36 24
5.2.2. Содержание лабораторных работ
В курсе “Проектирование машин и аппаратов химических производств” учебным планом не пре¬дусмотрены лабораторные занятия.
6. Образовательные технологии
6.1 Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины «Машины и аппараты хими¬ческих производств» используются следующие технологии:
6.1.1. Информационно-развивающие технологии:
Цель - подготовка специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации.
Используемые технологии:
- использование мультимедийного оборудования при проведении занятий;
- получение необходимой учебной информации специалистом под руководством преподавателя или самостоятельно (www.omgtu.ru или (https://sites.google.eom/site/khktit/https://sites.google.com/site/khktit/));
- метод IT-применение компьютеров для доступа к Internet-ресурсам;
6.1.2. Деятельностные практико-ориентированные технологии:
Цель - подготовка специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Используемые технологии:
- организация профессионально-ориентированной учебно-исследовательской работы;
- контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выстраивания отноше¬ний между конкретным знанием и его применением;
6.1.3. Развивающие проблемно-ориентированные технологии:
Цель - подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть и формулировать про¬блемы, выбирать способы и средства для их решения:
Используемые технологии:
- «проблемное обучение» («проблемные» лекции) - стимулирование студентов самостоятельно «добывать» знания, необходимые для решения конкретно поставленной задачи;
- «работа в команде» - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, на¬правленная на решение общей поставленной задачи;
- сase-study;
- обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студентов за счет ассо¬циации их собственного опыта с предметом изучения;
- «междисциплинарное обучение» - использование знаний из разных областей, группируемых и концентрируемых в контексте конкретных задач;
6.1.4. Личностно ориентированные технологии обучения:
Цель - формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно коррек¬тировать свою учебно-познавательную деятельность.
Используемые технологии:
- консультации;
- «индивидуальное обучение» - выстраивание для студентов собственных образовательных траек¬торий с учетом интересов и предпочтений студента;
- «опережающая самостоятельная работа» - изучение студентами нового материала до его изло¬жения преподавателем на лекции или других аудиторных занятиях;
- подготовка к докладам на студенческих конференциях.
Форма обучения: очная, заочная
Методы Практические занятия СРС
Метод IT +
Case-study +
Работа в команде
Проблемное обучение
Контекстное обучение
Обучение на основе опыта
Индивидуальное обучение
Междисциплинарное обучение
Опережающая самостоятельная ра¬бота +
Самостоятельная работа направлена на закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний, развитие навыков практической работы.
7.1 Объем СРС и распределение по видам учебных работ в часах (для очной и заочной форм обучения)
Вид СРС Количество часов
Форма обучения
Очная Заочная
С е м е с т р ы
7 9
1. Работа с теоретическим материалом, самостоя¬тельное изучение отдельных тем дисциплины; поиск и обзор литературы и электронных источников; чтение и изучение учебника и учебных пособий. 32 44
2. Выполнение курсового проекта 40 40
ИТОГО 72 84
ИТОГО по дисциплине 72 84
Обоснование трудоемкости (в часах) на выполнение СРС: анкетирование и опрос студентов о вре¬мени затраченном ими на самостоятельное изучение учебника и учебных пособий, подготовку к зачету, выполнение и защита курсового проекта.
7.2 Курсовое проектирование по модулям
Курсовой проект Количество часов
Форма обучения
Очная Заочная
С е м е с т р ы
7 9
Модуль 1. Основы проектирования и конструирования ма¬шин и аппаратов химических производств 40 40
Темы Курсовых проектов
Модуль 1. Основы проектирования и конструирования машин и аппаратов химических производств
1. Расчет ректификационной колонны непрерывного действия для разделения смеси бензол-толуол
2. Расчет ректификационной колонны непрерывного действия для разделения смеси ацетон-бензол
3. Расчет ректификационной колонны непрерывного действия для разделения смеси ацетон -этанол
4. Расчет ректификационной колонны непрерывного действия для разделения смеси сероуглерод- четыреххлорный углерод
5. Расчет ректификационной колонны непрерывного действия для разделения смеси ацетон-вода
7. Методическое обеспечение системы оценки качества освоения программы дисциплины
К промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Проектирование машин и аппара¬тов химических производств» могут привлекаться в качестве внешних экспертов: представители работодателей.
7.1. Фонды оценочных средств (в соответствии с П ОмГТУ 73.05 «О фонде оценочных средств по дисциплине»)
Фонд оценочных средств позволяет оценить знания, умения и уровень приобретенных компе¬тенций.
Фонд оценочных средств по дисциплине «Проектирование машин и аппаратов химических
производств» включает:
- вопросы к зачету;
- варианты курсового проектирования;
- кейс-задача;
- задания для практических занятий;
- вопросы для самостоятельного изучения.
Оценка качества освоения программы дисциплины «Проектирование машин и аппаратов хи¬мических производств» включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию (по модулям), итоговую аттестацию.
Предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса.
7.2. Контрольные вопросы по дисциплине Модуль 1
1. Классификация технологического оборудования;
2. Понятие «аппарат»;
3. Техническе задание - структура, содержание;
4. Понятие «машина»;
5. Показатели качества оборудования;
6. Основные требования, предъявляемые к разрабатываемому оборудованию химических произ¬водств;
7. Понятие проектирования;
8. Понятие конструирования;
9. Стадии подготовки конструкторской документации;
10. Методы конструирования;
11. Приемы конструирования;
12. Требования, предъявляемые к конструкционным материалам химического оборудования;
Модуль 2
1. Принципиальная методика расчета толщины корпуса;
2. Типы днищ и крышек аппаратов;
3. Принципиальная методика расчета толщины крышек и днищ эллиптических;
4. Принципиальная методика расчета толщины крышек и днищ плоских;
5. Принципиальная методика расчета укреплений отверстий;
6. Принципиальная методика расчета опор аппаратов;
7. Принципиальная методика расчета фланцевых соединений.
Модуль 3
1. Понятие «вспомогательное оборудование»;
2. Понятие «резервуара»;
3. Факторы, определяющие выбор резервуаров;
4. Устройство вертикальных резервуаров;
5. Устройство горизонтальных резервуаров;
6. Типы и устройство теплообменных аппаратов, применяемых в составе массообменного колон¬ного оборудования;
7. Типы и устройство перекачивающих насосов, применяемых в составе массообменного колонно¬го оборудования;
8. Особенности подбора вспомогательного оборудования для массообменного колонного оборудо¬вания;
9. Типы и группы трубопроводов;
10. Виды фасонных деталей трубопроводов;
11. Типы компенсаторов трубопроводов, их устройство;
12. Типы и конструкция опор и подвесок трубопроводов;
13. Понятие арматуры, классы арматуры;
14. Типы, устройство и назначение запорной арматуры;
15. Выбор запорной арматуры;
Модуль 4
1. Понятие «монтаж оборудования»;
2. Подготовительные и монтажные работы;
3. Документация для монтажных работ;
4. Хранение оборудования;
5. Транспортировка оборудования до монтажа;
6. Классификация грузоподъемного оборудования;
7. Мачтовые подъемники: устройство, принцип работы;
8. Портальные подъемники: устройство, принцип работы;
9. Порядок монтажа вертикальных цилиндрических аппаратов;
10. Метод монтажа порталами;
11. Монтаж горизонтальных аппаратов;
12. Ремонт колонных аппаратов;
13. Ремонт теплообменных аппаратов;
14. Ремонт насосов и фильтров.
Модуль 5
1. Безопасная эксплуатация теплообменных аппаратов;
2. Безопасная эксплуатация массообменных аппаратов;
3. Безопасная эксплуатация трубопроводов;
4. Основы безопасности при монтажных и ремонтных работах;
5. Контроль безопасности на химических предприятиях со стороны государства;
9 Ресурсное обеспечение дисциплины.
9.1 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс: Компьютерный класс с персональными компьютерами на базе процессора Intel Pentium IV - 6 шт., объединённых в локальную сеть; ма¬кетные образцы конструкций технологического оборудования нефтепереработки.
9.1.2. Технические средства обучения и контроля.
1. Демонстрация учебных кино- и видеофильмов.
2. Использование презентаций на практических занятиях.
3. Схемы технологических установок нефтехимических предприятий.
9.1.3 Вычислительная техника.
Компьютерный класс: Компьютерный класс с персональными компьютерами на базе процессора Intel Pentium IV - 6 шт., объединённых в локальную сеть;
9.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
9.2.1 Основная литература
1. Машины и аппараты химических производств: учебное пособие для вузов / А.С. Тимонин и др. / Под общей редакцией А.С. Тимонина. - Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2008. - 872 с.
2. Таранова, Л. В. Машины и аппараты химических производств [Электронный ресурс: ЭБС Лань и LAN САБ ИРБИС] : учебное пособие. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. — 201 с.
9.2.2 Дополнительная литература
1. Поникаров И.И., Поникаров С.И., Рачковский С.М. Расчеты машин и аппаратов химиче¬ских производств и нефтегазопереработки (примеры и задачи). Учебное пособие. - М. :
Альфа - М, 2008. - 720с.
2. Калекин, в.с. машины и аппараты химических производств : учебное пособие / в. С. Ка- лекин, А. Л. Ануфриенко. - Омск : ОмГТУ, 2008. - 271 с.
9.2.3. Периодические издания
1. Химическое и нефтегазовое машиностроение. 1997 -2016 г.;
2. Химическое, нефтеперерабатывающее и полимерное машиностроение. 1973 - 2016 г.;
3. Химическая техника. 2004-2014 г.;
4. Нефтегазовые технологии. 2004-2015 г.;
5. Нефтегазовое машиностроение. 2004 -2009 г.
9.2.4. Информационные ресурсы
1. ЭБС «АРБУЗ»
2. Научная электронная библиотека elibrary.ru
3. «Integrum».
9.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
9.2.1 Основная литература
-1. Машины и аппараты химических производств: учебное пособие для вузов / А.С. Тимонин и др. / Под общей редакцией А.С. Тимонина. - Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2008. - 872 с.
2. Таранова, J1. В. Машины и аппараты химических производств [Электронный ресурс: ЭБС Лань и LAN САБ ИРБИС] : учебное пособие. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. — 201 с.
9.2.2 Дополнительная литература
1. Поникаров И.И., Поникаров С.И., Рачковский С.М. Расчеты машин и аппаратов химиче¬ских производств и нефтегазопереработки (примеры и задачи). Учебное пособие. - М. :
Альфа - М, 2008. - 720с.
9.2.3. Периодические издания
1. Химическое и нефтегазовое машиностроение. 1997 -2016 г.;
2'.'-Химическое, нефтеперерабатывающее и полимерное машиностроение. 1973 - 2016 г.;
3. Химическая техника. 2004-2014 г.;
Нефтегазовые технологии. 2004-2015 г.; 5j.
РАБОЧАЯ ПРОГР АММА.
Программа обучения конструкторов машиностроителей.
О программе
Название программы: Инженер-конструктор
Вид программы: профессиональная переподготовка
Формат обучения: дистанционный + поддержка куратора
*Программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи
Учебный план
В процессе этого обучения абсолютно все слушатели смогут сформировать мнение по поводу того, что такое Инженер-конструктор, как они смогут применить свои приобретенные знания для продуктивной работы в данной области.
Программа профессиональной переподготовки «Инженер-конструктор» подготовлена опытным специалистом , что гарантирует ее структурированность, проработанность и наполненность информацией, необходимой для грамотного ведения трудовой деятельности.
Программа профессиональной переподготовки "Инженер-конструктор" рассчитана на 630 ч. Благодаря дистанционным технологиям интенсивность обучения студенты выбирают сами согласно своим предпочтениям. При Вашем желании длительность курса может быть экстерном СОКРАЩЕНА В 2 РАЗА! Или уточнена и наполнена дополнительными сведениями соответствии вашего требования. Подробности уточняйте по телефону на сайте или отправьте нам заявку для консультации.
Данный курс позволит Вам освоить специальность «Инженера-конструктора». И получить все знания и навыки, необходимые для успешной деятельности:
- Техническая механика;
- Проектирование;
- Автоматизация производства;
- Детали машин и механизмов: конструирование;
- Технические измерения и приборы;
- Основы конструирования и расчета элементов технологического оборудования;
- Инженерная и компьютерная графика;
- Методология проектной деятельности инженера-конструктора;
- Основы технологии машиностроения;
- Технология сборки и монтажа;
- Охрана труда и промышленная безопасность;
- Техносферная безопасность;
- Методы и средства измерений, испытаний и контроля;
и многое другое ...
Категория слушателей: программа профессиональной переподготовки «Инженер-конструктор» предназначена:
для специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование по специальности инженер- механик, инженер - машиностроитель.
После обучения на курсе можно работать на должности:
Инженер-конструктор;
Методы обучения:
Обучение проводится по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
Посещать лекции не требуется, это позволяет совмещать обучение с работой.