20-е годы XIX века. Имам Гази-Мухаммад ведет активную агитационную работу в Тарковском шамхальстве. В результате в ряде областей Кумыкии создается общество шихов - особо преданных мюридов, ведущих аскетический образ жизни. Шамхальские кумыки стали основной силой движения имама Гази-Мухаммада.
Н. Дубровин отмечает:
Предоставленные сами себе, шамхальцы явились первыми последователями учения Кази-муллы и послужили первым ядром его вооруженной силы.
Потерпев ряд поражений под Хунзахом, Гази-Мухаммад перенес военные действия на равнину. В местечко Агачкале, куда он прибыл с пол сотней сторонников, стали стекаться многочисленные местные жители. Вскоре сюда из Чечни прибывает кумыкский князь Ирази-бек, изгнанный из своих земель А.П. Ермоловым. Этот факт привел к восстанию и присоединению к имамату самых крупных аулов. Поэтому, когда восставшие прибыли к аулу Атлы-Боюн, их силы насчитывали порядка 2 тыс. человек.
Для подавления восстания к улу был направлен генерал-майор М.М. Таубе. Он вел 808 солдат Бутырского пехотного полка, две сотни Моздокского и Гребенского полков при четырех орудиях. Помощь Таубе должен был оказать направляющийся к аулу с противоположной стороны Куринский полк подполковника фон-Дистерло. Но согласно ряду источников он так и не успел прибыть к месту сражения.
А. А. Неверовский пишет:
Узнав о приближении войск, шедших с Линии, Кази-Мулла немедленно расположился в сел. Атлы-Буюн, лежащем между Тарками и Темир-Хан-Шурою, с тем, чтобы во время движения их к Кафыр-Кумыку, действовать им во фланг. С нашей стороны, по получении известия о занятии неприятелем Атлы-Буюна, начальники условились между собою напасть на Кази-Муллу с двух сторон: батальоны направленные с Линии должны были атаковать его по дороге от Тарков, а отряд, находившийся уже в Шамхальских владениях, по дороге от Кафыр-Кумыка. К сожалению, эта разъединенная атака была сверх того ведена не одновременно; а потому войска наши должны были отступить без всякого успеха.
Шамхальская милиция, которая должна была оказать содействие русскому отряду и атаковать повстанцев с тыла, перешла на сторону мюридов. Тогда Таубе, после артподготовки, приказал пробиться к аулу через ущелье. Но Бутырский полк, подойдя к ущелью обнаружил, что оно перекрыто оборонительным завалом, который невозможно обойти. Тем временем восставшие заняли покатые склоны гор и открыли огонь по русским солдатам.
Преодолев первый каменный завал бутырцы увидели два новых. Остановившись, они попали под перекрестный огонь повстанцев. Таубе, видя как его солдаты гибнут под вражеским огнем, бросил им на помощь сотню спешенных казаков и вывел бутырцев из ущелья. Таубе, приказав собрать убитых и оказать помощь раненным, двинулся назад. Пройдя семь верст он остановился.
Известный исследователь Кавказской войны Николай Ильич Покровский отмечал:
Через месяц сюда были подтянуты достаточные силы, однако сражение, завязавшееся у Атлы-Боюна закончилось поражением для русских войск. Им пришлось поспешно отступать к Кяфир-Кумуку, а Гази-Мухаммад приобрел в результате победы громадное влияние на всем Северном Кавказе.
Подписывайтесь на мои каналы в Телеграм, Однокласниках или Вконтакте