«Я зашла в купе при посадке и обнаружила, что моё место занято. Пожилая женщина брала билеты с пересадкой, но опоздала на свой поезд и села на мой. Проводник предлагал войти в положение опоздавшей, уступить ей место и бесплатно занять другое.
Я бы, может, и согласилась – в конце концов я уважаю старость, но место мне предложили в плацкарте! А я специально брала билет именно в купе. Почему я должна страдать от чужой безалаберности – и как быть, если ситуация повторится?» — такое письмо я получила от одной из своих подписчиц.
Билет при опоздании
Вначале – коротко о том, как такая ситуация вообще может возникнуть.
Согласно ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ, пассажир, опоздавший на поезд, имеет право в течение 12 часов с момента отправления своего поезда возобновить действие билета при условии оплаты сервисного сбора РЖД за переоформление – и стоимости плацкарты (предоставления свободного места). Так что опоздавшая вполне могла сесть на следующий поезд.
А вот дальнейшее – явное следствие системного сбоя. Резервированием мест и билетно-кассовыми операциями сотрудники РЖД и его дочерних пассажирских компаний занимаются через автоматизированную систему управления «Экспресс». А она хоть и надёжна – но изредка случаются сбои, когда на одно и то же место продаются два разных билета.
Как вариант, это может быть и халатность проводника, посадившего человека не на те места и не желающего признавать ошибку.
Правила проезда на поездах дальнего следования
Согласно п. 92 Правил перевозки пассажиров, пассажир должен занимать то место, которое указано в его проездном документе. При этом, согласно п. 108 Правил и ст. 84 Устава, при невозможности обеспечить место, перевозчик обязан предоставить другое:
- Если вагон более высокой категории – доплата не взимается.
- Если пассажир согласился ехать на месте более низкой категории (например, согласился перейти из купе в плацкарт) – перевозчик возмещает ему разницу в стоимости билетов.
Но обращаю внимание: пересадка осуществляется только с согласия самого пассажира. Если же он не согласен, согласно п. 111 Правил составляется акт за подписью начальника поезда, который вручается пассажиру. Этот документ в случае необходимости подтвердит в суде, что поездка не состоялась по вине перевозчика.
Что делать пассажиру
В описанной ситуации пассажир, чьё место оказалось занятым, может:
- Всё-таки согласиться на переход в плацкарт и получить компенсацию от перевозчика.
- Отказаться от поездки с возмещением перевозчиком полной стоимости билета (ст. 83 Устава).
- Прервать поездку и воспользоваться местом на следующем поезде того же перевозчика (та же статья). В этом случае доплачивать ничего не надо – даже сервисный сбор оплатит сама пассажирская компания.
Попутно отмечу, что в любом случае беседовать в такой ситуации надо не с проводником. Замена места – уже компетенция начальника поезда, и разговаривать надо с ним.
Кроме того, если поездка сорвалась вообще или пришлось ехать следующим рейсом – значит, перевозчик не выполнил свои обязанности по оказанию транспортной услуги. А в этом случае могут применяться и нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».
Так что, если дело дойдёт до суда, можно будет говорить и о компенсации морального вреда, и о штрафе в пользу истца при выигрыше дела. Но здесь уже лучше обратиться за помощью к юристу, специализирующемуся именно на этой категории исков – тем более, что при удовлетворении требований перевозчик оплатит и судебные расходы.
🔥Подписывайтесь на мой Телеграм-канал ZakonGuru.