Сирия как единое государство не существует с 2012 г., когда значительные её территории были заняты отрядами разномастных повстанцев. К 2021 г. сирийская армия, при решающей помощи России, Ирана и ливанской «Хезболлы» вернула многие города и земли, но далеко не все. Более четверти национальной территории осталось в руках курдских отрядов, а участки вдоль границы с Турцией с тех пор контролируются т.н. Сирийской национальной армией (СНА), вооружённой и обученной турками и частично укомплектованной сирийскими туркоманами. А на северо-западе была создана т.н. Идлибская зона деэскалации – обширный район с населением в 4 млн. чел. (большая часть из них – беженцы из других районов), куда отошли различные оппозиционные вооружённые формирования.
27 ноября 2024 г. исламистские формирования Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ) начали стремительное наступление, приведшее к падению режима Асада. Крупнейшие города Сирии, включая столицу Дамаск, и большая часть её территории перешла под контроль ХТШ. Одновременно протурецкая СНА развернула наступление против курдов.
С самого начала многие эксперты утверждали, что ХТШ пользуется поддержкой Турции, и полагали, что её наступление было спланировано и организовано из Анкары. Правда, этому во многом противоречил тот факт, что эта группировка состоит из бывших формирований «Аль-Каиды»* и ИГИЛ*, членом которого был и её лидер Ахмед Хусейн аль-Шараа (аль-Джулани). Президент Турции Тайип Реджеп Эрдоган – умеренный светский исламист, и его контакты с ультрарадикалами из ИГИЛ и «Аль-Каиды», по крайней мере долговременные, вряд ли возможны.
Но ХТШ в 2016 г. открестилась от «Аль-Каиды» и ИГИЛ, и, управляя Идлибской зоной, прокламировала терпимость к национальным и религиозным меньшинствам, а придя к власти, запрещает заставлять женщин одевать чадру, и обещает защищать христиан. Насколько она будет и дальше следовать этому курсу, или же, укрепившись у власти, станет действовать, подобно афганскому «Талибану», пока неясно. Однако в нынешнем виде ХТШ вполне подходит в качестве партнёра Турции.
13 декабря 2024 г. в интернете появилось шокирующее сообщение о том, что Эрдоган на съезде правящей в Турции Партии справедливости и развития заявил о несправедливости раздела Османской империи после Первой мировой войны, и о том, что Сирия будет присоединена к Турции. «Города, которые мы называем Алеппо, Идлиб, Дамаск и Ракка, станут нашими провинциями, как Антеп, Хатай и Урфа!» - так, например, привела слова турецкого лидера «Фонтанка».
На следующий день РИА Новости со ссылкой на неназванные дипломатические источники в Турции сообщили, что журналисты переврали слова Эрдогана, «переведя их с помощью искусственного интеллекта», и на самом деле они звучали так: «Что бы произошло, если бы условия сложились иначе, когда Первая мировая война переопределяла границы в нашем регионе? Вероятнее всего, города, которые мы называем Алеппо, Идлиб, Хама, Дамаск, Ракка, стали бы нашими провинциями, как Антеп, как Хатай, как Урфа».
Как бы то ни было, Эрдоган открыто выступил против результатов раздела Османской империи, и именно в отношении Сирии. А влиятельное турецкое издание Hurriyet не скрывает, что наступление ХТШ – дело рук Турции: «Величайшая победа - это победа без боя. Пока проводились эти операции в Сирии, ни у одного мехметчика (так в Турции ласково называют своих солдат) даже кровь из носа не пошла» (Интернет-издание «ВЗГЛЯД»).
Районы, занятые СНА на севере Сирии, практически интегрированы в Турцию. Там ходит турецкая лира, и стоят части турецкой армии. Трудно сомневаться в том, что, если Турция захватит курдскую Рожаву, она тоже, по факту, станет турецкой.
Кроме того, Сирия, находящаяся под жесткими санкциями, будет зависеть от турецкого экспорта, причём практически всего. Новой власти придётся вооружать армию: вооружение армии Асада уничтожено Израилем – и Турцией, войска которой точно так же уничтожают склады оружия, боеприпасов и бронетехнику бывшей сирийской армии. А откуда новой сирийской армии брать оружие, как не из Турции?
Таким образом, новая Сирия, если не произойдёт ничего экстраординарного, окажется в сильнейшей зависимости от Турции. При этом маловероятно, что Турция попытается её аннексировать: сирийцы, арабы и курды, с этим никогда не согласятся. Как и арабские страны, Запад, Россия, Китай и Иран.
Вероятнее попытка превращения Сирии в фактический протекторат Турции при формальном сохранении всех атрибутов независимого государства. Причём эта ситуация вряд ли продлится долго: со временем Сирия восстановится, и покончит с зависимостью.
Тем временем другая интрига разворачивается на противоположном конце Сирии – на её крайнем юге. 13 декабря жители шести друзских деревень, примыкающих к аннексированным Израилем Голанским высотам, попросили Израиль присоединить их к себе. Они опубликовали в социальных сетях видео собрания в деревне Хадер в районе горы Хермон, в ходе которого участники обратились к Израилю с соответствующей просьбой. На видео ведущий собрания спрашивает его участников, кто теперь будет заботиться о друзах после падения режима Асада. И собравшиеся отвечают: «Израиль». «Если нам придется выбирать, мы выберем меньшее зло, даже если это будет означать, что мы присоединимся к Голанам. Это гораздо меньшее зло, чем то зло, которое приближается к нам», - говорит спикер, имея в виду ХТШ, захватившее Дамаск.
Друзы известны тем, что всегда лояльны любому правительству стран, где они проживают. Друзская община Израиля насчитывает 150 000 человек, и она лояльна Израилю. Друзы в 1957 г. даже обратились к правительству Израиля с просьбой призывать их в армию на тех же основаниях, что и евреев (израильские арабы служат в армии только добровольно). Друзы служат в элитных войсках Израиля, в т.ч. занимают офицерские должности, в т.ч. генеральские, и отличаются отменной храбростью.
В 1967 г. Израиль в ходе Шестидневной войны занял часть Голанских высот, и аннексировал их в последующие годы, в результате чего четыре сирийских друзских посёлка оказались под израильским контролем. В них проживают около 24 тысяч человек. При этом голанские друзы в большинстве своём отказались принимать израильское гражданство, сохранив лояльность Сирии, и гражданство этой страны.
До начала гражданской войны сирийские друзы (ок. 700-880 тысяч, или 3% населения в 2010 г.) компактно проживали в провинции Эс-Сувейда на юге Сирии. Они были лояльны власти партии БААС и отцу и сыну Асад, несмотря на то, что их не допускали до высших должностей в государстве. С началом гражданской войны незначительная часть друзов примкнула к повстанцам, некоторые воевали на стороне Асада под командованием генерала-друза Иссама Захреддина, другие же вошли в состав друзского ополчения, воевавшего с исламистами, но отказавшегося войти в состав правительственной армии.
В июле 2018 г. в друзскую столицу Эс-Сувейда ворвались террористы ИГИЛ: погибло 258 мирных жителей. С тех пор между исламистами и друзами пролегла кровь. И друзы знают, что ХТШ – это бывшая «Аль-Каида» вперемешку с ИГИЛ, и что в рядах последнего состоял лидер группировки аль-Джулани. Ещё будучи лидером в Идлибской зоне, задолго до наступления, аль-Джулани говорил, что сирийские христиане, как «люди Писания», находятся под защитой ХТШ, хотя и должны платить специальный повышенный налог, а «еретики» - алавиты и друзы – должны отказаться от ереси и вернуться в лоно «правильного» ислама. Разумеется, для алавитов и друзов отказ от «ереси» означает лишение идентичности, которой уже около тысячи лет, и которой они строго придерживаются, даже в течении нескольких поколений живя за границей. Например, в Бразилии друзы живут с XIX века: они давно говорят только по-португальски, но сохраняют религию, обычаи и друзскую идентичность. Важно и то, что в Сирии друзы живут богаче, чем сунниты, и превращаться в суннитов, причём «второго сорта», они не желают.
Тем не менее ожидать включения в состав Израиля сирийской провинции Эс-Сувейда не приходится. Во-первых, для Израиля это означало бы жуткий международный скандал и политическую изоляцию. Во-вторых, в Израиль попросилась лишь маленькая часть сирийских друзов, живущих на границе, большинство из которых имеют родных на израильских Голанских высотах. Друзы же, обитающие дальше от границы, по некоторым, причём непроверенным, сведениям, надеются на помощь Израиля, но в Израиль не просятся.
В самом Израиле СМИ пишут, что можно создать буферное квази-государство друзов у границы с Израилем, наподобие христианской Армии Южного Ливана, существовавшей в 1978-2000 гг. у северной границы Израиля, и получавшей от него военную и материальную помощь. Но это может реализоваться, только если власть ХТШ отойдёт от своих обещаний не трогать меньшинства. Либо если в Сирии так не появится общенациональное правительство, и она останется раздробленной. В этом случае друзское квази-государство может распространиться на всю Эс-Сувейду. Оно наверняка будет получать помощь от Израиля, но о включении в его состав даже говорить не стоит – на это не пойдёт ни Израиль, ни сами сирийские друзы. Если друзы Израиля привыкли жить в Израиле, и им там комфортно, то друзы сирийские также привыкли жить в Сирии, и не захотят менять «прописку».
Поэтому почти невероятно, чтобы Турция и Израиль поделили Сирию. Хотя в случае продолжающегося раскола этой страны её суннитская часть может стать фактическим турецким протекторатом, а друзский юг – анклавом, дружественным Израилю.
Но формальной аннексии Сирии северным и южным соседями не будет.
*Запрещены в РФ.