#физика #8_класс
Есть компетенция, а по-русски просто умение черпать информацию из текста. И это умение нужно прививать, развивать, ну и тому подобное. И не на литературе это должно делаться, а на существенных дисциплинах, например, на физике.
Я попытался. И предлагаю работу с текстом на 4 варианта. Идея проста до примитивизма. Нужно прочесть текст и ответить на вопросы. Но что важно? Поскольку лист с текстом получает каждый ученик, то отвечая на вопрос, пусть отметит в тексте то место, на основании которого он ответ дает.
Вы думаете это слишком примитивно? Отнюдь. Ситуация включает в себя 4 комбинации развития: дан неверный ответ и неверная фраза текста, дан либо неверный ответ, либо неверно отмечено место в тексте, и, наконец, желаемый вариант – дан верный ответ и верно указано место в тексте.
Вы опять подумаете, что большинство покажут желаемый вариант – дан верный ответ и верно указано место в тексте. Но это не так. Реализуются все 4 комбинации. Впрочем, проведите опыт сами и убедитесь.
Вариант 1
Озон
Озон – это газ, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (О3). Впервые озон обнаружил в 1785 г. голландский физик М. ван Марум по характерному запаху, который приобретает воздух после пропускания через него электрических искр. Название вещества озон предложено немецким химиком X. Ф. Шёнбейном в 1840 г.
Озон образуется во многих процессах, сопровождающихся выделением атомарного кислорода. Электрические разряды в атмосферном воздухе способствуют образованию этого вещества, они дают атомам кислорода энергию, достаточную для разрыва молекулярной связи. Образование озона проходит с затратой энергии согласно уравнению
В промышленности озон получают из воздуха или кислорода в озонаторах действием электрического разряда. Озон образуется также при облучении воздуха ультрафиолетовым излучением. Тот же процесс протекает в верхних слоях атмосферы, где под действием солнечного излучения образуется и поддерживается озоновый слой.
Атмосферный озон играет важную роль для всего живого на планете. Образуя озоновый слой в стратосфере, он защищает растения и животных от жёсткого ультрафиолетового излучения. Поэтому проблема образования озоновых дыр имеет особое значение.
Озонирование – это экологически чистая технология очистки, основанная на использовании озона. После взаимодействия с загрязняющими примесями в воде или воздухе озон превращается в кислород. Озон уничтожает все известные микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибки, водоросли, цисты простейших и т.д. Озон уничтожает микроорганизмы в 300–3000 раз быстрее, чем любые другие дезинфекторы.
Выберите верный ответ на вопрос, и отметьте в тексте то место, которое служит основанием для ответа, а также решите задачу.
1. Во время сильной грозы воздух приобретает характерный свежий «электрический» запах. Какие процессы приводят к его появлению?
1) Под действием солнечного ультрафиолетового излучения образуется озон из атмосферного кислорода, имеющий резкий характерный запах.
2) Под действием электрических разрядов образуется озон из атмосферного кислорода, имеющий резкий характерный запах.
3) В озонаторах под действием электрического разряда образуется озон из атмосферного кислорода, имеющий резкий характерный запах.
4) Озон образуется путем присоединения одиночных атомов кислорода к молекулам кислорода О2.
2. Озоновый слой в атмосфере на высоте 25 км образуется
1) во время гроз под действием электрических разрядов
2) в озонаторах под действием электрических разрядов
3) при озонировании помещений в учреждениях здравоохранения
4) под действием ультрафиолетового излучения Солнца
3. Для получения 2 моль озона требуется 285 кДж энергии. Один моль – это количество вещества содержащее примерно 6·10 в степени 23 молекул. Какая энергия должна быть затрачена для образования 1 молекулы озона?
Вариант 2
Огни святого Эльма
Перед грозой иногда на остриях высоко поднятых предметов (мачтах кораблей, шпилях соборов, антеннах, остроконечных утесах, высоких деревьях) вспыхивают похожие на кисточки конусы света. Это явление называют огнями святого Эльма.
Огни святого Эльма возникают в сильном электрическом поле, сопровождаются образованием озона и являются формой так называемого коронного газового разряда. Перед грозой, когда нижняя часть грозового облака несет большой отрицательный заряд, а предметы на земле заряжены сильно положительно, ионы, всегда содержащиеся в воздухе, начинают ускоренно двигаться под действием электрических сил. Энергия, появляющаяся у ионов, ускоряющихся под действием электрических сил, достаточна для того, чтобы при соударениях изменять форму электронных оболочек ионов и атомов, что и вызывает их свечение.
Упорядоченное движение ионов (заряженных частиц) является признаком протекания электрического тока между предметами на земле и грозовым облаком. Опыт показывает, что если между заряженными телами, находящимися на расстоянии около 1 метра, существует электрическое напряжение более 3 миллионов вольт, то возникнет коронный разряд, который будет продолжаться до тех пор, пока заряды на телах не уменьшатся.
Коронный разряд, появляющийся на высоковольтных линиях электропередачи, приводит к значительным потерям электроэнергии.
Выберите верный ответ на вопрос, и отметьте в тексте то место, которое служит основанием для ответа, а также решите задачу.
1. При форме электризации, описанной в тексте, электрический ток коронного разряда в форме огней святого Эльма направлен
1) в разные стороны от предмета
2) от земли к грозовому облаку
3) от грозового облака к земле
4) от одной части грозового облака к другой
2. При форме электризации, описанной в тексте, электрический ток коронного разряда в форме огней святого Эльма образован
1) упорядоченным движением электронов
2) упорядоченным движением положительных ионов
3) упорядоченным движением отрицательных и положительных ионов
4) упорядоченным движением нейтральных атомов
3. В лаборатории удалось передать телу заряд –20 мКл. К телу поднесли металлическую отвертку без соприкосновения с заряженным телом. Вокруг отвертки возникло свечение воздуха и продолжалось 20 с. Измерения показали, что заряд на заряженном теле уменьшился по модулю вдвое. Определить среднюю силу тока коронного разряда.
Вариант 3
Электрохимический источник напряжения
В 1799 году Алессандро Вольта предложил использовать в качестве источника напряжения серебряную и цинковую пластины, погруженные в воду. В современной технике используется модификация источника Вольты – элемент Даниэля.
В основе работы элемента Даниэля лежит различная степень способности металлов к существованию в виде ионов (известно, например, что медь, серебро, золото встречаются в природе в самородном виде, а цинк, магний, алюминий и ряд других металлов – никогда). Элемент Даниэля представляет собой цинковую и медную пластины, погруженные в раствор сульфатов цинка и меди.
Атом цинка легко переходит в ионизированное состояние, ион Zn(2+) захватывается раствором, а два электрона остаются на цинковой пластине. В результате перехода атомов цинка в раствор на цинковой пластине возникает избыток электронов.
Медь наоборот, стремится к нейтральному состоянию. Ионы меди Cu2+ из раствора оседают на медной пластине в виде нейтральных атомов, захватывая два электрона из числа свободных электронов, всегда существующих в металле. Так на медной пластине образуется недостаток свободных электронов. Эти свойства цинка и меди обусловлены внутренним строением электронных оболочек.
Если цинковую и медную пластины соединить проводящей перемычкой, то по ней пойдет электрический ток.
Выберите верный ответ на вопрос, и отметьте в тексте то место, которое служит основанием для ответа, а также решите задачу.
1. В элементе Даниэля
1) на цинковой пластине возникает положительный заряд вследствие избытка электронов
2) на медной пластине возникает отрицательный заряд вследствие недостатка электронов
3) на медной пластине возникает положительный заряд вследствие недостатка электронов
4) на цинковой платине оседают ионы цинка и отдают свои электроны
2. Элемент Даниэля включен в электрическую цепь в качестве источника напряжения. Если эту цепь замкнуть, то по нагрузке
1) ток пойдет от цинковой пластины к медной
2) электроны переместятся от цинковой пластины к медной
3) электроны переместятся от медной пластины к цинковой
4) ионы переместятся от цинковой пластины к медной
3. Сколько ионов цинка переходит в раствор за 1 секунду, если в цепи, в которую включен элемент Даниэля, течет ток с силой 16 мА?
Вариант 4
Электризация в принтерах и копировальных аппаратах
Тела могут электризоваться не только при соприкосновении, но и при облучении их светом. Это явление положено в основу светокопировальной и печатающей техники.
Основными элементами копировального аппарата являются цилиндрический барабан с площадью боковой поверхности равной площади листа формата А4, поверхность которого покрыта селеном, электризующимся отрицательно под действием света, и отрицательно заряженный порошок тонера.
В начале цикла копирования барабан полностью заряжается положительно, затем освещается отраженным от копируемого листа ультрафиолетовым излучением и светлые участки становятся нейтральными. Темные участки барабана остаются заряженными и притягивают отрицательно заряженные частицы тонера. Далее к поверхности барабана прислоняют лист бумаги, и тонер переносится на бумагу. Затем лист бумаги проходит между нагретыми роликами для сплавления тонера с бумагой и закрепления изображения.
В лазерных принтерах освещение цилиндра происходит в согласовании с хранящимся в памяти принтера образом изображения. Процесс нанесения тонера на бумагу и его закрепления такой же, как и в копировальных аппаратах.
1. При облучении селена ультрафиолетовым лазером
1) в селене возникают положительные ионы
2) селен начинает притягивать электроны
3) на селене образуется отрицательный заряд
4) селен электризуется под действием света
2. При работе копировального аппарате
1) возникающий на селене отрицательный заряд притягивает частицы тонера
2) возникающий на селене положительный заряд притягивает частицы тонера
3) возникающий на селене положительный заряд компенсирует отрицательный заряд барабана, полученный им в начале рабочего цикла
4) возникающий на селене отрицательный заряд компенсирует положительный заряд барабана, полученный им в начале рабочего цикла
3. На частице тонера накапливается электрический заряд –0,1 нКл. Сколько частиц тонера попало на барабан за 1 секунду, если значение силы тока между картриджем с тонером и барабаном составляет 25 мА?