Найти в Дзене

Голландский Льюис - М. 20

На момент начала Первой мировой у Голландии имелось несколько пулемётов Мадсена, которые в войсках получили не лучшую репутацию. В ходе сложной геополитической ситуации и не лучшего вооружение Голландии, им было необходимо оснастить армию новым оружием для защиты нейтралитета. Были начаты попытки получить иностранные образцы пулемётов, но они не увенчались успехом, так как армии других стран были заняты своими проблемами. На протяжение всей Первой мировой солдаты соседних государств случайно нарушали границу, корабли искали укрытия в голландских водах, самолёты делали вынужденную посадку. Таким образом все современное вооружение конфисковывались Голландией. Среди захваченного во время войны оборудования были и английские самолеты, оснащённые пулемётами Льюиса. Первый из них был захвачен в 1916 году, но только в конце 1917 года пулеметы привлекли внимание. В числе захваченного во время войны оборудования оказались английские самолеты, оборудованные пулемётами Льюиса. Первый из так
Оглавление

Введение

На момент начала Первой мировой у Голландии имелось несколько пулемётов Мадсена, которые в войсках получили не лучшую репутацию. В ходе сложной геополитической ситуации и не лучшего вооружение Голландии, им было необходимо оснастить армию новым оружием для защиты нейтралитета.

Были начаты попытки получить иностранные образцы пулемётов, но они не увенчались успехом, так как армии других стран были заняты своими проблемами.

На протяжение всей Первой мировой солдаты соседних государств случайно нарушали границу, корабли искали укрытия в голландских водах, самолёты делали вынужденную посадку. Таким образом все современное вооружение конфисковывались Голландией.

Создание М. 20

Среди захваченного во время войны оборудования были и английские самолеты, оснащённые пулемётами Льюиса. Первый из них был захвачен в 1916 году, но только в конце 1917 года пулеметы привлекли внимание. В числе захваченного во время войны оборудования оказались английские самолеты, оборудованные пулемётами Льюиса. Первый из таких самолетов был захвачен в 1916 году, однако только в конце 1917 года пулемёты начали вызывать интерес у армии. Пулемёт хорошо показал себя в ходе испытаний, в дальнейшем было решено что Государственный арсенал хорошо подходит для производства отечественных Льюисов.

Прототип голландского Льюиса.
Прототип голландского Льюиса.

Так к концу 1918 году пулемёт Льюис был принят на вооружение голландской армии, а за производство отвечала компания Artillerie Inrichtingen. Первый заказ состоял из 2650 пулметов Льюиса, 150 из которых предназначались для авиаиции, 2500 в свою очередь уже для армии.

Первая партия голландских пулемётов Льюиса столкнулась с техническими недостатками, и лишь в 1920 году они были официально приняты на вооружение. Несмотря на задержку, голландские чиновники остались довольны конечным результатом.

Пулемёт Льюиса был утвержден для использования Нидерландами под наименованием М.20 в 1930 году, и на протяжении следующих двадцати лет он оставался самым востребованным голландским ручным пулемётом, применяемым армией, флотом, военно-воздушными силами и колониальными войсками Голландской Ост-Индии.

Модификации М. 20

В 1921 году поступила первая партия пулемётов M. 20. Пулемёт имел лопаточную рукоятку, невыдвижные сошки и простой прицел регулируемый только по высоте. M. 20 имел массу в 12,5 кг и общую длину 1260 см. Темп стрельбы составлял 450 выстрелов в минуту, а боепитание происходило через 97 зарядный диск окрашенный в зеленый. Наиболее заметной особенностью была складная ручка для переноски, прикрепленная к заднему концу кожуха ствола. Пехотные версии М. 20 были рассчитаны под голландский патрон 6,5x53,5 мм с закраиной.

Спустя пару лет пулемёт подвергся модификации. Помимо небольших изменений в газовом регуляторе и других деталей, лопаточная рукоятка была заменена деревянным прикладом с плечевым упором, сошки были заменены и стали выдвижными, а возвратная пружина стала регулируемый. Позже к пистолетной рукоятке и сошке был прикреплён ремень, благодаря чему оружие можно было носить на плече.

Солдат с M. 20.
Солдат с M. 20.

После полевые испытания пулемёта M. 20 в мобильных боевых подразделениях с использованием лошадей, велосипедов и мотоциклов, оказалось, что стандартный M. 20 из за своих габаритов сложен в использовании. Так в середине 1920-х годов Artillerie Inrichtingen начала разработку более лёгкой и короткой версии пулемёта массой всего 10 кг и длиной 1 метр. Эта модель имела складной приклад, а боепитание осуществлялось диском на 22 патрона. Однако баллистические характеристики этой модели оказались слишком плохими, от чего дальнейшее развитие было прекарщено. Единственный оставшийся прототип был отправлен в Голландскую Ост-Индию для сравнения с пулемётами Мадсена, но и этот пулемёт затем исчез во время японской оккупации. В дальнейшем складные приклады можно будет увидеть на других моделях M. 20. После полевые испытания пулемёта M. 20 в мобильных боевых подразделениях с использованием лошадей, велосипедов и мотоциклов, оказалось, что стандартный M. 20 из за своих габаритов сложен в использовании. Так в середине 1920-х годов Artillerie Inrichtingen начала разработку более лёгкой и короткой версии пулемёта массой всего 10 кг и длиной 1 метр. Эта модель имела складной приклад, а боепитание осуществлялось диском на 22 патрона. Однако баллистические характеристики этой модели оказались слишком плохими, от чего дальнейшее развитие было прекарщено. Единственный оставшийся прототип был отправлен в Голландскую Ост-Индию для сравнения с пулемётами Мадсена, но и этот пулемёт затем исчез во время японской оккупации. В дальнейшем складные приклады можно будет увидеть на других моделях M. 20.

В 1924 году была представлена кавалерийская модель M.20. Модель во многом повторяла пехотную версию, но она имела не складывающуюся ручку для переноски, а первые пулемёты поставлялись без сошек, и стрелять из них можно было только с треноги, хотя позже все кавалерийские пулемёты были снабжены сошками. Для удобства транспортировки в седле у пулемёта был складной приклад. Было изготовлено около 150 единиц оружия этого типа.

В 1925 году была представлена версия M. 20 для использования в Велосипедном полку. Эта модификация была оснащена складным прикладом, а само оружие крепилось к раме велосипеда с помощью защелок. Ручка для переноски была изогнута таким образом, что при повороте она плотно прилегала ккожух радиатора. Было произведено около 240 таких пулемётов. В 1925 году была представлена версия M. 20 для использования в Велосипедном полку. Эта модификация была оснащена складным прикладом, а само оружие крепилось к раме велосипеда с помощью защелок. Ручка для переноски была изогнута таким образом, что при повороте она плотно прилегала ккожух радиатора. Было произведено около 240 таких пулемётов.

В 1934 году на вооружение армии поступила модель M. 20 для голландских бронеавтомобилей. Главным отличием от других моделей был более мощный патрон - 7,92x57R, который был сделан на основе немецкого патрона 7,92 мм. Помимо этого приклад был заменён на двойную рукоятку, а сошки и рукоятку для переноски убрали. Таких пулемётов было сделано 60 штук. Помимо этого в том же году была представлена ещё одна версия этого пулемёта, которая имела меньшее расстояние между рукоятками, спуск крючок имел удиленние, а справа имелось крепление к пушке. Таких версий было изготовлено уже 30 штук.

В 1936 году на вооружение поступила мотоциклетная версия M. 20. Поскольку мотоциклетные подразделения входили в состав корпуса бронетехники, для облегчения снабжения боеприпасами эта модель была рассчитана на тот же патрон 7,9x57R, что и версия для бронеавтомобилей. Но мотоциклетная версия получила складной приклад, сошки и ручку для переноски. В 1936 году на вооружение поступила мотоциклетная версия M. 20. Поскольку мотоциклетные подразделения входили в состав корпуса бронетехники, для облегчения снабжения боеприпасами эта модель была рассчитана на тот же патрон 7,9x57R, что и версия для бронеавтомобилей. Но мотоциклетная версия получила складной приклад, сошки и ручку для переноски.

Первый авиационный M. 20 был принят в то же время что и пехотная версия, в 1920 году. Пулемёт во многом походил на пулемёт Льюиса Mk. III, он так же не имел знакомый алюминиевый радиатор, что позволило снизить массу до 8 кг. Помимо этого существовала спарка пулемётов с спуском позволяющий стрелять как раздельно, так и одновременно. Начиная с 1925 года авиационную версия начали производить под патрона 7,9 мм, а не 6,5 мм как раньше. Позже устаревшие авиационные пулемёты калибра 6,5 мм будут использоваться Королевской морской пехотой. Первый авиационный M. 20 был принят в то же время что и пехотная версия, в 1920 году. Пулемёт во многом походил на пулемёт Льюиса Mk. III, он так же не имел знакомый алюминиевый радиатор, что позволило снизить массу до 8 кг. Помимо этого существовала спарка пулемётов с спуском позволяющий стрелять как раздельно, так и одновременно. Начиная с 1925 года авиационную версия начали производить под патрона 7,9 мм, а не 6,5 мм как раньше. Позже устаревшие авиационные пулемёты калибра 6,5 мм будут использоваться Королевской морской пехотой.

К 1930 году авиационные M. 20 стали заменяться версией с более высоким темпом стрельбы. Изменив пружину и запирающие части, скорострельность удалось повысить до 800 выстрелов в минуту, для снижение отдачи в прикладе быда установлена буферная пружина. К 1930 году авиационные M. 20 стали заменяться версией с более высоким темпом стрельбы. Изменив пружину и запирающие части, скорострельность удалось повысить до 800 выстрелов в минуту, для снижение отдачи в прикладе быда установлена буферная пружина.

Магазины

Голландские магазины М. 20 были основаны на английских дисках. Все они имели ёмкость 97 патронов, но отличались цветом, типом рукоятки и конструкцией стенок. Магазины для 6,5 мм армейских пулемётов имели металлическую ручку для переноски и гладкую верхнюю поверхность. Они были зелёного цвета.

Чертёж пехотного магазина.
Чертёж пехотного магазина.

Магазины для 7,9 мм армейских моделей оружия были окрашены в красный цвет. Магазины носились артиллеристами в армии и Королевской морской пехоте в кожаной сумке, которая носилась на груди.Магазины для 7,9 мм армейских моделей оружия были окрашены в красный цвет. Магазины носились артиллеристами в армии и Королевской морской пехоте в кожаной сумке, которая носилась на груди.

Зелёный диск под 6,5x53,5 мм и красный под 7,92x57 мм.
Зелёный диск под 6,5x53,5 мм и красный под 7,92x57 мм.

Модель для кавалерии имела дополнительное кольцо для перевозки на седле.Модель для кавалерии имела дополнительное кольцо для перевозки на седле.

Сумка для магазина.
Сумка для магазина.

Магазины для авиационных пулемётов имели кожаную ременную ручку для облегчения перезарядки во время полёта. Диски калибра 6,5 мм были чёрными. Все авиационные магазины имели рифлёную поверхность. Магазины для авиационных пулемётов имели кожаную ременную ручку для облегчения перезарядки во время полёта. Диски калибра 6,5 мм были чёрными. Все авиационные магазины имели рифлёную поверхность.

M. 20 во Второй мировой

Когда в 1939 году началась война, голландской армии пришлось повторить тщетные попытки закупить автоматическое оружие за границей, как это было во время Первой мировой войны. Но этому так и не суждено было сбыться.

Когда в мае 1940 года Вермахт вторгся в страны Бенилюкса, М. 20 был единственным ручным пулеметом голландской армии. После шестидневной войны и бомбардировки Роттердама голландцы капитулировали. Вторгшаяся немецкая армия обнаружила, что Artillerie Inrichtingen все еще производит М. 20, и приказала заводу изготовить 1000 пулемётов вместе с 10 000 магазинами. Производство M.20 было прекращено позднее в 1940 году.