В ноябре 2024 года мне понадобилось съездить в подмосковный городишко Хотьково, куда ездят электрички с Ярославского вокзала, а направление, соответственно, называется Ярославским. И знаете, что? Если вы вдруг соскучитесь по 2000-м годам, то обязательно приезжайте сюда и совершите поездку до того же Хотьково, до Монино, до Пушкино... Ведь пока на других направлениях внедряются новые поезда, новые способы оплаты проезда, новые удобства для пассажиров, Ярославское продолжает душой и железом оставаться если не в Советском Союзе, то в России 2000-х - уж точно. Здесь нет новеньких "Иволг", немецких "Ласточек", нет даже морально устаревших, но всё же комфортных ЭП2ДМ. Здесь есть вот это:
Электрички эти фактически не старые, ведь годы их постройки колеблются от 2008 до 2014-го, но при этом чертежи для них инженеры, очевидно, позаимствовали в 1950-х годах. Перевозить в них велосипеды, детские коляски и крупный багаж почти невозможно, туалеты маленькие, а узкие откидные форточки при отсутствии кондиционеров в жару могут превратить электричку в настоящий газенваген, так как не обеспечивают притока воздуха. Подробнее о недостатках ЭД4М я писал и раньше, ссылку оставлю в конце.
Итак, я сел в ЭД4М-0251, приписанную к депо Москва-2. Вон она, крайняя правая.
На первый взгляд, внутри всё хорошо: отопление работает, сидения целые, весь свет горит... Ну, или почти весь.
Петербуржцы в соцсетях постоянно сетуют на то, что у них нет современных электричек. Так вот, у многих москвичей нет не только современных электричек, но и чистых! Достаточно лишь сесть и оторвать морду от телефона, чтобы увидеть, насколько всё печально: тамбурную дверь заклинило, и я так и не смог её поставить обратно на ползунок, хотя и пытался. О наличии на этой самой двери граффити промолчим. Сколько раз я ездил в Петербург - такого позора мне там не попадалось даже во времена кругломордых рижских электричек!
Стёкла такие грязные, что увидеть сквозь них похорошевшую при Собянине Москву почти невозможно. Как нужно обслуживать электричку, чтобы она выглядела так, будто после выхода с завода не встречалась с вагономоечной машиной?
В тамбур лучше не выходить. Если, конечно, вы не хотите вспомнить 1990-е годы. Спасибо, что хоть стёкла и свет в наличии! Ух, я предвкушаю сейчас в комментариях людей, которые скажут, что я неженка, а они такие все сильные духом мужичары, которые, не ведя глазом всё детство проездили без света, без дверей, а сидели в электричках не на диванах, а на гвоздях. Ну вот и купите себе в этой связи медаль, терпилы! Я же не хочу мириться с тем, что ездить приходится в этих консервных банках, ещё и платить за проезд. Да за проезд в этом РЖД сами должны пассажирам доплачивать!
Хотя нет! Зря я ругаю РЖД, и, в частности, моторвагонное депо Москва-2. Не всё в их электричках так плохо. Вон, они даже сделали бесплатный душ в межвагонном пространстве! Можно с двух сторон закрыть двери и спокойно помыть голову, если утром перед работой этого сделать не удалось. Впрочем, если судить по запаху, то может быть, это не душ, а смыв.
Вандальные надписи на стёклах в депо Москва-2 могут ездить месяцами. Я согласен с тем, что есть нехорошие люди, которые уродуют наши электрички. Но вот с тем, что я плачу за проезд, а перевозчик не может побыстрее эти надписи убрать - я не согласен.
На фоне увиденного выше каляка-маляка на стекле тамбурной двери уже не так заметна. Негодяи, руки бы таким художникам поотрывать! А хотя нет, не будем отрывать. Вместо этого дадим им в руки ведра, щётки, да заставим на протяжении года отмывать составы от творений их же единомышленников.
Или пускай вытирают грязь из углов салона. Моторвагонное депо Москва-2 ведь не может само организовать уборку своих поездов!
А вот и тамбур из 1990-х, в котором нет света.
В другом тамбуре... Точнее, во всех - стены грязные, а схемы пригородных маршрутов отсутствуют. Удивительно, сколько денег зарабатывается на этих схемах, удивительно, что на МЦД-1 и МЦД-2 их переклеивают, даже если поезд сменил диаметр на пару дней, а на Ярославке тем временем схемы отсутствуют как класс. Но зато враги не догадаются, как доехать до Ивантеевки!
Я привык к чистым поездам на Диаметрах, поэтому ЭД4М-0251 произвела на меня неизгладимое впечатление, даже несмотря на то, что в таких ужасных поездах я проездил всю свою жизнь. А дело в том, что во-первых, к хорошему быстро привыкаешь, а во-вторых, теперь я ещё и понимаю, сколько денег вбухивается в московский транспорт. Казалось бы: вон новые трамваи, вон новые станции метро, вон электробусы, вон диаметры... А вот Ярославское направление. Хорошо, прямо сейчас купить новые поезда невозможно. А обслуживать имеющиеся - тоже невозможно, что ли?
Ну ладно - всякое бывает, сломались двери. Но почему-то на Диаметрах даже в такой ситуации приклеивают аккуратную красивую надпись на самоклеящейся плёнке. Здесь же... В какой-нибудь кассе на конечной распечатали бумажку, на отвяжись вырезали куски рекламных объявлений, криво присабачили... Ладно, вы, Кулибины, в экстренной ситуации смогли найти такое практичное решение, но аккуратно отрезать и приклеить вам кто помешал?! Ну насколько же людям, работающим в депо Москва-2 плевать на свои поезда!
Безусловно, в электричках ездит много всякой гопоты, которая возомнила себя уличными художниками... Если вы и художники, то только от слова "худо". Но что-то мне подсказывает, такие художники катаются и в "диаметральных" электричках, а не только по Ярославскому направлению. При этом диаметральные электрички почему-то не ездят исписанными вандальными надписями.
А это - отдельный "ШЫДЕВЕР" в электричках Московской дирекции моторвагонного подвижного состава. Самодельная табличка контроля температуры в салоне! Что? Заказать в типографии заводскую красивую пластиковую панель с прозрачным окошком для градусника? Все надписи нанести на пластик и покрыть лаком типографии, а потом просто прикрепить в салоне? Вот уж дудки!
Я раньше работал в локомотивном депо РЖД и точно знаю, как появилось это недоразумение. Сначала в техотдел депо Москва-2 спустился оперативный приказ, что в каждом вагоне должен быть градусник с информацией. Затем какой-нибудь технолог после 17.00 в word рисовал "дизайн". Затем этот технолог поехал в Леруа Мерлен и купил ящик самых дешевых градусников. Затем он пошёл в столярный цех, где ему на весь парк вагонов нарезали дощечек с проёмом для градусника. Затем он ночами сидел в отделе, печатал листочки, вырезал в них окошко для градусника, затем ламинировал. Затем всё это отнёс заму по ремонту, и уже его ремонтники, вместо того, чтобы заниматься важными делами (например, ремонтом подвижного состава, как насчёт такого?!), приляпывали эти произведения инженерной мысли на саморезы. Лучше бы они сначала тамбурные двери обратно на ползунки повесили!
Что за жмоты работают в моторвагонной дирекции, раз не хотят выделить денег на красивые таблички? Пускай от них нет никакой пользы, но сделать их хотя бы эстетичными - это для них нанотехнологии? Вам что - мало вандальных надписей, и вы решили ещё чуток изуродовать электрички своими усилиями?
Конечно, можно сколько угодно ругать пассажиров и говорить "ой, бедное РЖД, им пассажиры неправильные достались"! А как насчёт того, чтобы заняться обслуживанием поездов? Уборка, мойка, покраска... Слыхали о таком?
Зачем доводить электрички до такого состояния, когда в окнах появляются новые виды плесени?! Или эту плесень туда тоже неправильные пассажиры положили?
При этом проезд на электричке до Хотьково и обратно стоит 488 рублей, или 244 в одну сторону. Если нужно ехать компанией в 3-4 человека, то в пересчёте на одного уже дешевле будет взять автомобиль каршеринга и доехать до Хотьково в комфорте, а не в помойке.
Неправильных пассажиров можно обвинить во всех бедах, и да - они иногда действительно мусорят, оставляют уродские каляки-маляки, ломают инвентарь, однако это не означает, что обслуживание электричек нужно прекратить. Большинство пассажиров всё-таки адекватные, и они не должны страдать из-за того, что какие-то умники считают уборку электричек ненужной затеей, ссылаясь на то, что "а её всё равно запачкают".
Организация уборки салона, организация обмывки кузовов, организация покраски... В конце концов, придумывание оформления информации для пассажиров - всё это задачи железнодорожных руководителей. Глядя же на электрички депо Москва-2, я начинаю сомневаться, что эти самые руководители вообще видели свой собственный подвижной состав. Эх, отобрать бы у них у всех служебные автомобили, да покатать месячишко по маршруту Москва - Фрязино... Вот тогда и электрички, глядишь, станут выглядеть прилично.
И я даже не говорю о том, что электричкам ЭД4М нужна небольшая перепланировка салона, чтобы в них можно было возить велосипеды и детские коляски! Судя по тому, что их за много лет так и не научились хотя бы вовремя очищать от грязи, мои идеи о переходе на новую ступень удобства выглядят, как космические технологии.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Не терпите неряшливые электрички, а заваливайте железнодорожных чиновников вместе с департаментом транспорта письменными жалобами. Пусть хотя бы узнают, какой транспорт они предоставляют москвичам. Лично я так и сделал: в этой же электричке было объявление с электронной почтой депо Москва-2, куда можно отправлять жалобы. Я отправил туда эти фотографии, но письмо даже не дошло.
Как улучшить ЭД4М:
Электрички Ярославского направления в 2010 году (тоже грязные, но хотя бы разнообразные и красивого цвета):