ГОЛУБЬ – СИМВОЛ МИРА.
Однако мирной птице, которую человек впервые приручил более пяти тысяч лет тому назад, пришлось принять участие и в военных конфликтах. Их массово использовали в годы Первой мировой войны, нашлась работа и в годы Второй мировой.
Со времен Древнего мира, а позже Средневековья и Нового времени активно участвовали в войнах и пернатые бойцы. Приручение хищных птиц началось еще в Древней Месопотамии, голубиная почта существовала во времена Древнего Египта, а особую популярность приобрела в Средние века в Европе.
Фраза "Соколиная охота-сестра войны" - приписывается Чингисхану.
Английский сокольник Рональд Стивенс был убежден, что соколов можно использовать в боевых действиях, как угодно. Свои идеи и предложения он направил в Министерство авиации, их одобрили и затем на островах Силли сформировали и обучили специальную соколиную эскадрилью.
Голубиная почта была придумана еще за несколько тысяч лет до начала нашей эры. В Древнем Египте для военных нужд разводили специальную породу быстрых почтовых голубей, которых использовали для передачи донесений и управления войсками. В египетских крепостях существовали голубятни, в которых держали птиц фараоновой почты, для посылки секретных данных о наблюдениях за врагом. Практику египтян переняли древние греки и римляне. Военных привлекала большая скорость доставки почты, а голубь может преодолевать сотню километров, прекрасно ориентируясь на местности днем и ночью.
Самое, пожалуй, зловещее использование голубей находим в древних русских летописях, в известии о мести княгини Ольги древлянам. Княгиня приказала привязать к голубям тлеющие труты и запустить птиц в город врагов-древлян. Так и был испепелен непокорный княгине град.
Всё дело в удивительных возможностях голубей, которые стали известны и человеку. Возможности эти заключались в умении возвращаться домой, преодолевая тысячи километров. Эту способность открыли в глубокой древности: о ней знали древние греки, римляне, египтяне и персы. Дошедшие до нас исторические письменные источники свидетельствуют, что позднее птиц использовали также галлы и древние германцы.
При этом уже тогда использование голубей было разнообразным: почтовые голуби применялись не только для доставки военной корреспонденции, но и в коммерческих целях. Считается, что до изобретения в 1832 году телеграфа голубиная почта была очень популярна и распространена среди брокеров и финансистов, работающих на рынке ценных бумаг.
Голуби зарекомендовали себя настоящими героями в ХIХ веке.
"Во время осады Парижа немцами в 1871 году с помощью голубиной почты было переправлено за линию фронта больше 1,5 миллионов частной корреспонденции", — писал советский историк Сергей Ефимов. — "В Париже работали специальные голубиные почтамты. Туда местные жители приносили письма, которые крепили к лапкам голубей и отправляли за линию фронта".
"Во время Гражданской войны в Америке у генерала Роберта Э. Ли была курица, которая каждое утро несла ему под походной кроватью яйцо к завтраку, — рассказывает Сергей Ефимов. — Эта курица потерялась во время битвы при Геттисберге летом 1863 года, что вызвало панику в армии. Страсти улеглись только после того, как курица была найдена".
После завершения Франко-прусской войны военно-голубиная связь начала распространение по Европе. К началу Русско-Турецкой войны 1877-1878 года в русской императорской армии в инженерных войсках появились две новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века подразделения военно-голубиной почты имелись во многих европейских армиях. Военные голубятни развёртывали в важных городах и крепостях. Предусматривалась даже мобилизация птиц из частных обществ и организаций в военное время.
В конце 19 века голубятни рассматривались всерьез как военные объекты. Частные голубятни также были обязаны в случае войны передавать своих голубей специалистам военного ведомства. Голуби на войне действовали не хуже настоящих солдат-разведчиков или связистов.
Организация голубиной связи в период Первой мировой войны во всех армиях мира была примерно одной и той же. Базой для организации военно-голубиной связи была стационарная или подвижная (полевая) голубиная станция, которую могли разместить на специально оборудованной повозке или автомобиле. В среднем дальность работы подобных стационарных голубиных станций составляла 300-500 км, подвижные станции работали на меньшую дальность – 50-150 км. Стационарные военные голубятни воевавшие страны старались расположить на видном с высоты полёта голубя месте.
В Первой и Второй мировых войнах военные находили для голубей самое различное военное применение. Они переносили сведения, порой небольшие фотокамеры, делавшие в полете автоматические снимки в разведывательных целях. Их использовали для поддержания связи с сопротивлением и агентурой на оккупированных территориях, их брали в траншеи, на борт кораблей, самолетов и даже танков - на самый крайний случай, когда других средств связи не оставалось.
Даже канареек человек приспособил для военных нужд: они умирали в окопах Первой мировой войны, служа индикатором начала газовой атаки.
В Первую мировую войну двухэтажные лондонские автобусы переоборудовались в мобильные голубятни, и те разъезжались по Франции и Бельгии. Именно голуби передовали союзникам информацию о немецких ракетах V1 и V2.
В ходе войны, французского голубя, а также американскую голубку на французской службе наградили Военным крестом. За героизм во время Первой мировой войны английский почтовый голубь № 888 даже получил звание полковника британской армии.
Использовали в боевых действиях и Индюков-парашютистов.
Впервые индюков использовали в 1936 году во время гражданской войны в Испании. Провизию прикрепляли к птицам и выбрасывали из самолета, индейки размахивали крыльями, замедляя скорость падения груза, а у солдат появлялась возможность к обычному пайку добавить свежую индюшатину.
Без голубей не обошлось и во время Второй мировой войны. Тогда отличилась голубка Уинки. 23 февраля 1942 года английскую подводную лодку, которая возвращалась с задания от побережья Норвегии, повредили фашистские самолеты. Гибель субмарины и экипажа казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием местонахождения лодки, поместили питомцев в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы и передать просьбу о помощи. Так подводная лодка была спасена. Голубке Уинки за этот подвиг вручили высшую военную награду Великобритании.
Красная армия готовила ещё и боевых куриц. Идея принадлежала сельскому учителю Ивану Степановичу Кынкурогову. В письме специальному отделу рабоче-крестьянской Красной армии он заявил, что научил своих птиц слушаться команд и переносить грузы. Он предложил использовать кур как самоходные мины. Удивительно, но руководству мысль показалась привлекательной. В 1934 году Наркомат обороны постановил рассмотреть и изучить возможность использования домашней птицы в качестве оружия. Возглавил проект академик Михаил Фёдорович Иванов.
К счастью или сожалению, пернатый спецназ так и не дошёл до фронта. Исследователи столкнулись с рядом сложностей, которые помешали реализовать проект.
Во Второй мировой войне было задействовано около 250 тысяч пернатых солдат. В Англии, в городе Вортинг есть военный мемориал, посвященный "птицам-воинам", а во Франции - музей военно-голубиной почты в крепости Мон-Валерьен, которая находится в городе Сюрен. 32 английских голубя получили медаль Марии Дикин.
Партизаны и разведка РККА систематически использовали пернатых для связи, когда требовалось радиомолчание.
В оккупированных вермахтом странах все голуби брались на учет немедленно. За отказ выполнять этот приказ виновных расстреливали или отсылали в концлагеря.
Для борьбы с крылатыми почтальонам и в нацистской Германии даже начали тренировать охотничьих ястребов. Это были хорошо обученные убийцы, и если голубь попадал в их когти, то живым не уходил.
Советское командование в годы Великой Отечественной войны в режиме абсолютной секретности разрабатывало проект голубей-подрывников. На теле пернатых крепилась капсула с химическим боезарядом. Птицы прилетали в тыл к противнику, приземлялись на аэродромах, самолетах, складах и взрывались.
"У американцев был аналогичный проект, — рассказывает Сергей Ефимов. — Только вместо голубей они использовали летучих мышей — бразильских складчатогубов. К их телу прикреплялись небольшие зажигательные бомбы с механизмом замедленного действия. Мышей должны были разбрасывать над территорией Японии. Американцы подсчитали, что эффект от такой операции был бы в десять раз сильнее, чем в результате обычной бомбардировки". Правда, воплотить планы в жизнь союзники не успели. Когда первый отряд мышей-камикадзе был готов к операции, война закончилась.
"Голубиная связь сохранилась и сейчас в швейцарской армии", — продолжает Сергей Ефимов. — "Для передачи срочных сообщений там содержат и тренируют около 40 тысяч голубей. Швейцарцы понимают, что если случится война и отключится Интернет, спасти положение смогут только голуби".
Даже появилась новая наука - орнитология, которая стала не только военной наукой, но и гражданской, борясь с птичьей угрозой столкновения с самолетами.
В настоящее время хищные птицы охраняют от птиц аэродромы и другие стратегические объекты: служебные ястребы мониторят небо над Вестминстерским дворцом, где заседает и работает парламент Великобритании, в Эдинбурге и в Плимуте.
В Московском Кремле для отражения атак с воздуха есть специальные войска ФСО - кречеты, балобаны. ястребы и совы. Есть и командир летучего отряда - Филин. Бойцы работают по целям как в одиночку, так и группами. Они защищают культурные и другие государственные ценности (позолоту куполов) от ворон и других пернатых злоумышленников.
В последнее время новые технологии ставят перед ними все новые и новые задачи: борьба с боевыми дронами.
Полиция Франции тренирует беркутов сбивать дроны, голландцы поставили охоту пернатых на дронов на коммерческие рельсы: "Оператор боевого орла".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Дорогой читатель подпишись и узнай много интересного.