Название этой марки автомобилей я с детства встречал в очень многих книгах, почти всегда - переводных, иностранных авторов. Наряду со всякими там ОЛДСМОБИЛЯМИ, БЬЮИКАМИ, ШЕВРОЛЕ и АСТОН МАРТИНАМИ часто встречался ПОНТИАК.
"- Вы должны купить автомобиль. Скопите деньги на первый взнос и сразу покупайте. У меня «линкольн-континенталь», у жены - «понтиак», у двух моих детей - по «мустангу», и теперь я собираюсь отреставрировать «плимут» и буду любить его больше всех остальных машин, вместе взятых. Вы знаете, почему?"
Эрл Стенли Гарднер, "Дело воющей собаки", https://4italka.site/detektiyi_i_trilleryi/klassicheskiy_detektiv/355518/fulltext.htm?ysclid=m4ocbc2g3s952445711
"Когда, наконец, достаточно стемнело, я сел в «понтиак» и поехал к гаражу Сиборна. Снять номер с «понтиака» было несложно. Потом я отпер гараж, вошел внутрь и тщательно закрыл за собой дверь, прежде чем зажег свет".
Джеймс Хэдли Чейз, "Бей и беги", https://kniga-online.com/books/detektivy-i-trillery/krutoj-detektiv/page-16-248056-dzheims-cheiz-bei-i-begi.html
"Подходя к дому, она заметила голубой «понтиак», стоящий перед особняком Ляшомов. Как раз в это время Леонар Ляшом открывал обе створки ворот, и, пока она искала ключ в сумке, он сел за руль и въехал во двор".
Жорж Сименон, "Мегрэ и строптивые свидетели", https://4italka.site/detektiyi_i_trilleryi/politseyskiy_detektiv/503016/fulltext.htm?ysclid=m4oclqvbvj700717267
Лишь годы спустя я узнал больше об этом заморском авто.
Сначала, в 1893 году, появилась компания Pontiac Buggy Company, которую основал некий Эдуард М. Мэрфи. Она специализировалась на производстве конных экипажей. Это сейчас словом багги называют небольшой лёгкий автомобиль высокой проходимости для езды по бездорожью. А в те времена так именовались легкие конные коляски, кабриолеты. Мэрфи решил назвать компанию в честь города, в котором располагался главный офис - Понтиак, штат Мичиган.
Напомню, что город, в свою очередь, назвали в честь вождя индейского племени оттава из группы алгонкинов, который прославился своим самоотверженным противостоянием с британскими войсками.
Ещё через 6 лет в том же городе два друга, Альберт Г. Норт и Гарри Г. Хэмилтон, решили открыть предприятие по производству конных грузовых фургонов, и в его названии также употребили то же самое слово - Pontiac Spring and Wagon Works.
Узнав об этом, Мэрфи решил сделать ход конём - он переименовал свою компанию в Oakland Motor Car Company и предложил друзьям объединиться с Pontiac Spring and Wagon Works, потому как лошади - дело прошлое, надо развивать новый вид транспорта - автомобили. Что и было сделано. А первые самодвижущиеся экипажи назывались Oakland.
Услышав об этом, к ним в офис заявился сам Уильям Дюрант, богач, основатель General Motors, и тут же приобрёл 50% акций Oakland Motor Car Company. Этот бизнесмен понимал, что если делом руководит такой опытный предприниматель как Мэрфи, надо сделать так, чтобы тот работал на самого Дюранта.
Однако в 1909 году Мэрфи внезапно скончался, и пришлось Дюранту купить оставшиеся 50% акций, став единовластным хозяином компании. Но поскольку всем одновременно он заниматься не мог, начались проблемы и в самой General Motors. Поняв, что выйти из положения надо, предприняв самые решительные меры, Дюрант решил создать новый бренд, сосредоточив на нём главные силы. И назвал его Pontiac.
Случилось это в 1926 году, который и считается годом основания компании ПОНТИАК. Хотя, повторяю, история эпонима несколько более старая.
Компания эта, как и ШЕВРОЛЕ с БЬЮИКОМ, продолжала оставаться частью General Motors, производя автомобили средней ценовой категории.
Любопытно, что первую модель, Pontiac Six, в 1926 году на Нью-Йоркском автосалоне украшала эмблема с головой индейца. То есть отсыл был не к городу Понтиак, а к самому вождю.
Да, цифра 6 в данном случае - вовсе не какая-то "шестая модель", а всего лишь отсыл к шестицилиндровому двигателю,на который было решено сделать ставку.
На капоте же красовался тот самый индеец, на которого, между прочим, уходило до трех фунтов металла – небывалая расточительность по современным меркам.
На Нью-Йоркском автосалоне 1926 года было продано 39 000 автомобилей серии 6-27, а за весь год - 76 742 штуки. В следующем, 1928 году, ПОНТИАК стал самым продаваемым шестицилиндровым автомобилем в США, а также занял седьмое место по общим продажам.
Но в 1929 году произошёл крах на Уолл-стрит, и продажи резко упали. А у Oakland они упали ещё сильнее, и поскольку эти машины были дороже, GM решило поддержать только ПОНТИАК, видя в нём перспективу. И не прогадали.
Кстати, к началу 30-х годов логотип компании изменился.
В 1935 ПОНТИАК снова удивил мир, выпустив модель Standard Six. Её также назвали Silver Streak - «Серебряная вспышка»). Она стала настолько успешной, что пришлось расширять производство.
Далее вышло ещё несколько интересных вариантов, причём с 1927 по 1941 год ПОНТИАК также производился из комплектующий на японском заводе GM в Японии.
Очень интересной моделью была Deluxe Six, с независимой подвеской. В 1939 году его кузов производили из плексигласа, хотя были и цельнометаллические кузова.. Машины выходили как с шести-, так и с восьмицилиндровым двигателем мощностью, соответственно, 85 и 100 л.с.
Во время Второй мировой войны ПОНТИАК некоторое время выпускал гражданские модели Torpedo и Streamliner, однако потом целиком переключился на военные заказы.
После войны появились такие замечательные и очень мирные машины как Chieftain с автоматической коробкой передач, Star Chief и что-то там ещё.
С 1953 года автомобили компании начали оснащаться гидроусилителями руля. Ещё через несколько лет началось опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива.
В 1956 году логотип опять изменился. Индейца убрали, оставив только стрелу.
Далее самыми интересными можно назвать, пожалуй, спорткар Pontiac Firebrind (1967), Ventura (1971), Grand Am (1973)
Отдельно стоит упомянуть Pontiac Fiero - компактную модель, выпущенную специально в годы мирового энергетического кризиса 1978-1980 годов. Она отличается низким расходом топлива.
В 1986 году была представлена люксовая модель Pontiac Bonneville с передним приводом и поперечным расположением двигателя. По дизайну он, скорее, ближе к ретро, чем к предыдущим моделям. В последующие 90-е годы ПОНТИАК стали переводить все свои автомобили на передний привод.
Но потом дела в компании стали идти всё хуже и хуже. Вроде бы ставка на спортивные авто должна была себя оправдать, однако руководство не угадало с дизайнером, и в 2000 году Pontiac Aztek назвали «Самым уродливым» автомобилем мира по версии английской газеты The Sun.
А далее грянул очередной экономический кризис конца нулевых. 24 апреля 2009 года GM официально анонсировало прекращение выпуска автомобилей Pontiac.
В 2010 году торговая марка ПОНТИАК была полностью ликвидирована.
Понтиак, он же Обвандияг (около 1720 - 20 апреля 1769) - вождь индейского племени оттава.
Неизвестно, в какую школу он ходил и какой университет заканчивал, но история гласит, что в 60-е годы XVIII века он возглавил подготовку восстания индейских племён против английских колонизаторов. Причём выступили они вместе с французами, объединив все племена восточной части Северной Америки.
Под руководством Понтиака аборигены взяли несколько британских крепостей и чуть было не захватили Детройт, однако тут индейские боги отвернулись от них, пришлось в 1766 году заключить мир с англичанами и признать власть английского короля.
Через три года Понтиак был убит, говорят - другим индейцем, Но что-то мне подсказывает, что за всем этим видится волосатая и жилистая рука Ми 6. Тем более, что сразу после этого начались кровавые разборки уже между самими индейцами, а qui prodest - это, как говорится, и дикобразу понятно.
Здесь он чем-то на Чужого похож.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!