Несмотря на эпизодичность этого бога в скандинавской мифологии, он всегда лично у меня вызывал чуть ли не наибольший интерес.
Он играет роль в двух ключевых (и связанных между собой) мифах: в мифе о Фенрире, где он жертвует правой рукой, чтобы обмануть и связать волка (до этого он был единственным, кто отважился кормить его), и в мифе о Рагнарёке, где он сражается с «дублёром» Фенрира — псом Гармом. Кроме того он участвует в качестве помощника Тора в «песни о Хюмире», но это, по всей вероятности, поздняя песня, Тюр там оказывается сыном великана Хюмира, тогда как обычно именуется сыном Одина. В целом Тюр здесь по своей роли напоминает обычного спутника Тора — Тьяльви (к слову, миф об охромевшем козле Тора, благодаря которому тот и получил Тьяльви в качестве спутника, здесь также кратко упоминается, но в иной форме — произошло это в гостях у великана Эгиля, а кроме того, в этом как-то повинен Локи, но более подробно эта версия неизвестна). Тюр также присутствует на пиру у Эгира в «Перебранке Локи», Локи припоминает там его потерянную руку, а также говорит, что жена Тюра родила от него сына — про первое и так хорошо известно, тогда как про жену Тюра неизвестно ничего, а так как Локи оскорблял всех направо и налево, сложно сказать, имело ли это хоть какую-либо мифологическую основу.
Вот и всё прямое участие Тюра в мифологии, известное по Младшей и Старшей Эддам. Но есть два интересных нюанса. Первый — это то, с каким пиететом говорит о нём Высокий в «Видении Гюльви», поочерёдно называя асов:
«Есть ещё ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умён, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее.»
Это, пожалуй, лучшая характеристика в этом списке (посоперничать может разве что Бальдр; впрочем, надо понимать, что Один и Тор многократно расхваливаются в других местах текста, так что изливать им все похвалы тут не имело смысла).
Второй нюанс ещё интереснее: у Одина много кённингов основанных на имени Тюра: «Тюр победы»; «Тюр повешенных»; «Тюр ноши»; «Тюр колесницы»; «Тюр гаутов»; «Хрофта-Тюр»; «Тюр Рун»; «Тюр людей»; «Тюр мудрости»; «Тюр копья»; «Великий Тюр». Это очень странно: у Одина множество имён, также он часто может упоминаться как отец, сын, муж, брат, родич и т.д. кого-либо. Но я не смог найти ни одного его кённига, где он бы назывался именем другого бога в аналогичных с приведёнными выше (кто-то чего-то/кого-то). Отсюда возникают подозрения, что возможно хитрожопый Один, нарочно косит под Тюра, надеясь вместе с именем присвоить и деяния, что, по всей видимости, ему и удалось. (вероятно, что "тюр" в данном случае означает просто "бог" (рассмотрев чуть ниже этимологию, мы поймём, что это имеет смысл), но это не отменяет того факта, что в пантеоне есть персонаж с таким именем).
Вернёмся к мифу с Фенриром: именно Тюр изначально связан с ним — он кормил его, и отдал руку, чтобы пленить — это очевидный антагонизм, аналогичный антагонизму Тора и Ёрмунганда. Из мифа о пленении Фенрира совершенно очевидно, что сражаться с ним должен именно Тюр. Однако же во время Рагнарёка с Фенриром схватится Один и волк убьёт его, а после за отца отомстит монофункциональный Видар. Тогда, как Тюру придётся сразиться с малопонятным псом Гармом. О Гарме почти ничего не известно, он очевидный двойник Фенрира, а, согласно некоторым трактовкам "Прорицания вёльвы", полностью ассоциирован с ним в рамках этой поэмы.
Гарм лает громко
у Гнипахеллира,
привязь не выдержит —
вырвется Жадный.
Справедливости ради необходимо отметить, что Тюр (подобно Тору в его схватке с Ёрмунгандом) одолевает своего противника, и гибнет вместе с ним, тогда как Один погибает «бесславно».
Отойдя на шаг от скандинавской мифологии — к западногерманской, мы обнаружим, что там он звался Тиу (Tiu). В английском языке в честь него назван вторник (Tuesday), что лишний раз подчёркивает его ассоциированность с Марсом (в романоязычных языках вторник назван в честь Марса). Но имя его связанно вовсе не с ним.
Тюр и Тиу (а также древневерхненемецикий Зиу(Ziu)) восходят к протогерманскому *Тивазу (*Tīwaz), который в свою очередь восходит к праиндоевропейскому *Дьеусу (*Dyḗus), верховному божеству, которое предположительно олицетворяло дневное небо. Здесь, конечно, необходимо отметить, что Тиу и Зиу — божества известные лишь по именам (по крайней мере иной информации о них мне найти не удалось), про Тиваза даже этого точно сказать нельзя, но имеется руна с аналогичным названием, что служит веским доказательством в пользу реальности данной формы. Дьеус же божество полностью «реконструированное».
Но давайте перейдём к самому интересному: кто это в других культурах.
Греческий Зевс (Ζεύς)
Юпитер (Iu[piter])
Кельтский Дагда (через dago-dēwos – «хороший бог»)
Ведийский Дьяус (द्यौष्पितृ)
Палайский Тияз
Лувийский Тиваз-Тивад
А также сохранившиеся или предполагаемые боги практически в любой индоевропейской культуре… Но кроме богов:
Дивы или дэвы — (в основном злые) духи в иранской, грузинской, азербайджанской, армянской, башкирской и т.д. мифологиях.
И, конечно же, наш родной Див! Который не только упоминается в «Слове о Полку Игореве», но, по всей видимости имел какое-то место в пантеоне:
«Тѣмъ же богомъ требоу кладоуть и творять и словеньскыи язык: виламъ и Мокоши, Дивѣ, Пероуноу, Хорсу, роду и рожаницам, упиремь и берегынямъ» — «Слово о том како погани суще языци кланялися идоломъ» (ХІ в.)
Здесь, правда, женский род: «Дива», но с родом у Дива вообще всё непросто — в разных источниках он появлялся в разных родах. По итогу наиболее закрепившись в среднем роде: «Диво».
В других славянских культурах с этим корнем часто связаны названия существ низшей мифологии: польск. dziwožona ‘русалка’; чеш. divá žena ‘ведьма, русалка’, divý muž ‘леший’, у сербов и болгар Див или Дивовище — великан и т.д.
Ну и кроме всего от этого же корня произошло латинское «Deus» — «Бог», а также «день» почти во всех индоевропейских языках.
Вот такие уДИВительные дела!
Возвращаясь к Тюру: он, по всей видимости, был когда-то верховным богом, при этом будучи богом войны, духовной и юридической власти. В воинском плане его потеснял громовник-Тор (являясь вместе с тем богом плодородия, Тор представляет скорее защитную функцию, что видно по дошедшим до нас мифам). Но потом, как говориться, что-то пошло не так: в VI веке конец света произошёл! с 536 по 547 произошло два или три крупных извержения вулканов и произвели такие выбросы, которым выдуманная «ядерная зима» может только позавидовать. Температура и до этого понижалась — чем, в частности вызвала упадок Римской Империи, потеря связей, с которой сильно ударила по древнескандинавскому обществу. Теперь же температура резко опустилась на 2-4 градуса, в Скандинавии погибло до 50 % процентов населения, общество надломилось, ключевую роль заняли вооружённые банды берсерков «чвкашников», а их хтонический по своей природе бог Один (Один/Вотан параллелен Гермесу/Меркурию — «проводнику душ»), с его культом смерти, жертвоприношений и колдовства занял центральное место в пантеоне...
Однако, хотя Один с Тором сильно потеснили Тюра, он остался как бог справедливой(!) войны, клятв и закона. Хотя основной миф с ним, где он теряет руку и может трактоваться двояко: с одной стороны — Фенрира обманули, с другой стороны — это обман Одина, Тюр единственный, кто отваживается «заплатить» за этот обман. Кроме того, потеря органа в мифологии может напротив усилить у владельца его свойства. Так, например, Один, отдав глаз, ходит между мирами и всё видит. И поэтому потеря руки могла удлинить длань закона. Некоторые также предполагают связь Тюра с кельтским одноруким Нуаду.