Найти в Дзене
Военная история

Ну как вам без света и без русских денег? Абхазия лишившись помощи погрузилась во тьму и уже просит у Москвы миллиарды

Как же красочно руководство Абхазии описывало борьбу абхазов за свою независимость, подчеркивая их самостоятельность и способность решать все вопросы самостоятельно. Но что мы видим на практике? Как только Россия сократила финансовую помощь, настроение властей резко изменилось. Хотя некоторое время чиновники уверяли население, что все под контролем и социальные обязательства будут выполнены, всего через месяц ситуация кардинально изменилась. Абхазские власти, осознав, что финансовая поддержка из Москвы ослабла, наконец признали: дела в республике обстоят крайне плохо.

На данный момент в Абхазии электричество подается всего четыре часа в сутки, и это, похоже, не предел. Что касается зарплат бюджетников, которые ранее получили ощутимые прибавки благодаря российским вливаниям, то в Сухуме деньги на их выплаты закончились почти мгновенно. Теперь власти республики стоят перед сложным выбором: выплатить зарплаты или заплатить за электроэнергию. Премьер-министр Валерий Бганба уже обратился за помощью к своему российскому коллеге Михаилу Мишустину, а вице-президент Сергей Гунба срочно вылетел в Москву, чтобы, как нищий, просить о помощи. Но, судя по текущей ситуации, речь идет не о мелочах, а о миллиардах.

Что же произошло?

На самом деле, попытка обмануть своего «Большого Брата» — Россию — оказалась неудачной. Сухум на протяжении многих лет обещал Кремлю создать благоприятные условия для инвестиций, клялся, что примет соглашение о гарантиях и льготах для российских компаний, которые десятилетиями вкладывали свои средства в это, казалось бы, братское государство.

Экс-президент Абхазии Аслан Бжания, фото: smartmoney.one

Аслан Бжания, президент Абхазии, который в начале своего срока обещал заключить это соглашение, к концу своего правления был удивлён настойчивостью Москвы в вопросах выполнения этих обязательств. Кремль устал от постоянных обещаний и в конце лета текущего года поставил республике ультиматум: либо российские деньги, либо соглашение.

Правительство под руководством Бжании выбрало желаемые российские рубли, и вскоре было сметено оппозицией с лозунгом: «Нет соглашению! Не позволим продать нашу солнечную мандариновую республику российским олигархам!»

Выборы нового главы государства назначены на 15 февраля следующего года, и избирательная кампания стартовала практически сразу. Абхазский парламент уже успел проголосовать против соглашения с Россией. Учитывая недавние события, это было ожидаемо.

И вот, к удивлению абхазов, произошло одно «неприятное» событие: Москва прекратила перечисление денег.

Слабое место

Слабое место в экономике Абхазии вскрылось практически сразу — это энергетика. Жители республики так привыкли к бесплатному электричеству из России, что не хотели верить в существующий дефицит собственной генерации. Ингурская ГЭС и вся энергосистема Абхазии находятся в ужасном состоянии и требуют не только ремонта, но и модернизации. Но зачем беспокоиться, если Москва каждый год поставляет электричество на миллиарды рублей?

С 2020 года по первый квартал 2023 года Россия поставила электричества на 6 миллиардов рублей. Для комфортной зимы Абхазия нуждается как минимум в миллиард рублей. Но лучше запрашивать с запасом — два.

И вот, неожиданно, Россия, с учетом «новых обстоятельств», с ноября согласилась поставлять электричество в том же объеме, но только за деньги. Когда абхазские чиновники открыли бюджет и обнаружили, что он пуст, республика погрузилась в темноту.

Теперь Абхазия столкнулась с последствиями своих вредных привычек. Половина республики занимается майнингом криптовалюты, и, по подсчетам специалистов, 45% всей потребляемой энергии уходит на добычу криптовалюты. Как в таких условиях развивать энергосистему?

Как бы кто ни относился к депутату Госдумы Затулину, он сказал правильные слова, обратившись к абхазским элитам, которые занимаются майнингом:

«Эти люди зарабатывали миллиарды на бесплатном электричестве из России. Никто из них не задумывался, что нужно делиться с пожилыми, женщинами и детьми, что следует инвестировать в свою экономику. Они просто паразитировали на российских дотациях!»

Теперь правительство Абхазии вынуждено отключать интернет по ночам, чтобы ограничить энергопотребление от майнинговых ферм.

Денег нет. Конец.

Проблема с зарплатами, конечно, не так остра, как с электроэнергией, но ситуация остаётся крайне сложной. Выплата дотаций из Москвы, которые шли на добавки к зарплатам бюджетников, приостановлена. Россия тратила 170 миллионов рублей ежемесячно на доплаты работникам социальной сферы, что за год составляет 2 миллиарда. А учитывая, что собственные зарплаты и пенсии в Абхазии просто смехотворные (500 рублей), большинство доходов учителей, медиков и правоохранителей формировались именно за счет российских дотаций.

Сначала правительство республики обещало, что денег на зарплаты хватит до Нового года. Но вскоре врио министра финансов Абхазии Владимир Делба признал:

«Заработные платы бюджетникам не выплачиваются. Прежде всего, это касается правоохранительных органов и силового блока. В настоящее время они остаются без финансирования и зарплат, а также без других обязательных расходов, предусмотренных законом».

Делба прямо заявил, что если полностью оплатить электричество, то зарплат не останется. Денег нет. Конец.

Единственная категория, которой повезло, это пенсионеры. Россия продолжила выплачивать пенсии самым уязвимым слоям населения, на что уходит ежегодно 4 миллиарда рублей.

Что будет дальше?

С 2008 года Россия выделила Абхазии 120 миллиардов рублей, собранных с налогоплательщиков, и, похоже, пришло время выставить счет. Возможно, также предоставят выбор, кто знает.

Надежды на то, что Абхазия наконец осознает интересы своего благодетеля, похоже, иссякли. Что будет дальше — неизвестно. В момент кризиса в отношениях включаются или эмоции, или разум. В данном случае это либо национализм, либо экономика. Соглашение или «солнечная Абхазия для бедных абхазов». Желание договориться или упорствовать, лишь бы сделать наперекор. Что в абхазском обществе возобладает — станет ясно в ближайшее время. Главное, чтобы местные политики не довели свой народ до отчаяния.