Трагедия великой певицы, потерявшей голос! Не просто голос, а фантастический голос! Конечно, за два часа показать всю жизнь такой певицы сложно. Возможно, замысел фильма показать переживания, драму великой певицы, потерявшей голос.
Фильм «Мария» с участием Анджелины Джоли
Безусловно, Анджелина — красивая женщина и талантливая актриса. Мы привыкли видеть её в образах более спортивных и воинственных героинь, с ярко выраженным бесстрашием, выносливостью и способностью бороться до последнего. Поэтому фильм меня уже интриговал, и более того, приступила я к его просмотру с какой-то предвзятостью. С самого начала фильма, с первых его кадров, как Анджелина в роли Марии Каллас выходит из своей роскошной спальни и в своей высокомерной манере обращается к слуге и собачкам, я решила, что да, Анджелина играет саму себя. Но к середине фильма я была очарована её игрой. Действительно, это фильм одного актёра, и это игра Джоли. Она настолько талантливо сыграла свою роль, что во время просмотра и после окончания фильма у меня сжималось сердце от сострадания и жалости к героине, к великой Марии Каллас.
Казалось бы, о чем фильм? О потере потрясающего дара, фантастического голоса, из-за утери которого утерян и смысл жизни? О потере любимого мужчины или любви мужчины, без которого и жизнь не мила? Но в жизни великих оперных и поп-певцов часто случается потеря голоса из-за возраста или плохого здоровья, но не все кончают жизнь самоубийством. Да, в жизни возможно всякое, в том числе потеря любимых людей, но тяга к жизни у человека всегда преобладает, независимо простой он или всемирно известный.
Почему именно великая Мария Каллас потеряла интерес к жизни и влечение к смерти взяло верх над влечением к жизни?
Фильм начинается с того, что Мария в очередной раз требует от своего слуги Феруччи переставить рояль. Какая-то тревога и нервозность связана с роялем. Рояль символизирует саму Марию, она также не может найти себе места, не может вписаться, как будто она лишняя.
Да, в процессе фильма становится очевидным, что Мария употребляет наркотики. И это помогает ей абстрагироваться от внешнего и сосредоточиться на себе, на своем внутреннем, что дает возможность вести свой внутренний диалог. Молодой интервьюер — это её внутренний диалог, её желание увидеть истину, выстроить эту логическую цепочку, причинно-следственную связь — почему она пришла к столь трагичному финалу? Только сейчас, ощущая приближение конца жизни, Мария пытается честно ответить на вопросы, которые раньше казались недосягаемы для осмысления. Потому, что раньше у неё не было на то ни времени, ни возможности. Каждый день её жизни был бесконечной борьбой за выживание.
Но теперь, в конце жизни, когда она, как в агонии, готова взглянуть правде в глаза и признаться себе в том, что всегда прятала глубоко внутри.
Акты
Фильм разделён на акты, словно на главы её жизни: «Дива», «Важная правда», «Поклоны» и «Финал: Возвышение». Каждый новый щелчок дубля — новая глава жизни, воспоминания, вопросы и ответы, попытки осознать свои действия. И главное — попытка осознать, что является источником её нескончаемой душевной боли.
Мария уже неделю ничего не ест, будто её тело отказывается жить. А душа продолжает искать ответ: «Почему такой трагичный финал?».
Дива
Фильм начинается с обращения к собачкам: «Я знаю, что вы любите меня за то, что я даю вам свою еду». Будто Мария не верит в искреннюю и верную любовь, даже своих собачек. История рождения Марии Каллас непроста. Незадолго до её рождения, родители потеряли двухлетнего сына. И конечно, они хотели сына, который заменил бы им потерю. Поэтому Мария нежеланная девочка. С рождения Мария испытывает недостаток любви. Ребёнок с ощущением, что его не хотели и не любят, — несчастный ребёнок. Такие дети имеют пустоты в душе, как чёрные дыры, которые невозможно заполнить.
И дальше флешбэк, мать приводит солдат к ним домой, казалось бы, ценителей искусства, но фактически мать продаёт своих дочерей, но не просто как девушек, а девушек с талантом великолепного пения.
И да, солдат покупает её, но вначале он хочет услышать её чудесный голос. Хотелось ли юной Марии выживать таким образом? Наверное, нет. Но когда мать, как сутенёр, приводит этих солдат к ним домой, Мария, выламывая себе руки от стыда и горечи происходящего, в очередной раз не может ей отказать и блокирует свои чувства.
Также и зрители, которые, покупая билеты, хотят получать только удовольствие от её голоса, но совершенно не интересуются её душой и ею как личностью. И Марии приходится опять блокировать свои чувства, гнев и обиду.
Марию Каллас воспринимают только как Каллас, воплощение восхитительного голоса. Но не видят в ней Марию, женщину, с чувствами и переживаниями. Это отчётливо проявляется в эпизоде, когда поклонник её таланта, когда-то купивший билет на её концерт, подходит к ней, сидящей за столиком в ресторане, и вместо того, чтобы поинтересоваться ею и состоянием её здоровья, он выражает недовольство тем, что в тот день она не вышла на сцену. Его волнует лишь оплаченное несостоявшееся выступление, а не сама Мария.
Подобное равнодушие проявляет и владелец ресторана, когда он выражая восхищение её голосом, включает пластинку с её исполнением и игнорирует её просьбу выключить пластинку, демонстрируя полное неуважение к ней. В очередной раз людям не важны её чувства и её состояние, даже если видят, что ей плохо, им важнее получить удовольствие от её голоса.
Поэтому Мария покидает ресторан, не прощаясь и не выражая благодарности. Её высокомерие — не проявление надменности, а защитная реакция. В её душе накапливается злость и разочарование: её потребности не слышат, её просьбы игнорируют, её личность вновь оказалась в тени её таланта. Однако, как всегда, Мария подавляет свои эмоции, оставаясь внешне невозмутимой, но внутри израненной и усталой от бесконечной борьбы за право быть собой.
Поклоны
Следующий флешбэк: она с мужем на роскошном приёме в её честь. Исторически известно, что муж был старше её на 27 лет и они прожили более 10 лет в совместном браке. Но фактически он также покупал и продавал её голос, её талант, зарабатывая на ней большие деньги, обкрадывал её, будучи её финансовым директором, и перечислял на свои тайные счета.
А дальше новая глава, когда в её жизнь врывается харизматичный и неудержимый Аристотель Онассис. Амбициозный, одержимый большими деньгами и властью, он покупает её расположение, устроив роскошный приём в её честь. Но за этой пышностью скрывается холодный расчёт, он получает её согласие на приглашение в круиз на его яхте. В дальнейшем он завладел ею целиком: её голосом, талантом, всемирной известностью и, главное, её душой. Онассис, как тот самый воришка, который однажды приказал украсть древнегреческую статую Гермеса из музея в Афинах, готов на всё, чтобы пополнить Марией Каллас свою коллекцию из известных людей.
Мария прекрасно понимает, что её будущее с ним будет похоже на судьбу спрятанного в его спальне Гермеса. Она не хочет такой жизни, но как и прежде, соглашается, понимая, что слишком привыкла жить через «не хочу».
Важная правда
В откровенном интервью с самой собой она признаётся:
«Если вы что-то просите, то вам этого хочется, но это не так. Я не хотела плыть на его яхте, ведь я понимала, где окажусь. Так всё и случилось, я оказалась не там, где я хотела».
Мария открывает для себя важную правду — она в очередной раз идёт против себя.
Одновременно её высоко ценят. Но за этой ценностью скрывается обман: ценят не её саму, а её голос. И Мария попадает в ловушку, Онассис создал иллюзию, что он видит в ней женщину, Марию, которую хочет покорить и любить, а не талант Каллас.
Израненная душа Марии отчаянно захотела поверить в это чудо, что её любят за неё саму. Но была ли эта любовь искренней? Ведь Мария так и не дождалась предложения руки и сердца от Онассиса, как впрочем он не захотел и ребёнка от неё. Но в надежде на любовь, Мария оказалась в этих токсичных отношениях, где Онассис проявлял неуважение к Марии как к женщине. Когда Мария высказалась про выступление Монро, сказав: «Удивительно, как сильно можно впечатлить публику не имея голоса», Онассис ответил ей: «Всем плевать на её голос так же, как всем плевать на твою фигуру, когда ты поёшь». Он неприкрыто ей изменяет с другими женщинами, в том числе с Джеки Кеннеди, на которой впоследствии и женился. Случилось то, чего Мария так боялась, она, как статуэтка Гермеса, оказалась во владении Онассиса.
Её самая большая трагедия — отсутствие настоящей, искренней любви. Любили Каллас, но не Марию. Очередное доказательство тому — сцена с папарацци, которые бесцеремонно и жестоко требуют объяснений, почему её голос замолк, игнорируя её боли и страдания.
Финал: Возвышение
Встретившись в уютном кафе осеннего Парижа со своей сестрой, Мария вспоминает о матери, с которой встречалась последний раз несколько лет тому назад в этом же кафе, когда та пришла исключительно ради денег. И теперь её сестра, когда-то бережно защищавшая её, тоже словно отказывается от неё. Это добавляет ещё одну рану её израненному сердцу. И Мария каждый раз проживает эту неприкрытую нелюбовь к ней.
На протяжении всего фильма мы видим, как люди вокруг Марии внешне проявляют заботу, но на деле их чувства оказываются фальшивыми. Феруччи, казалось бы, искренне беспокоится о её здоровье: он внимательно перебирает её сумки, карманы, чтобы избавиться от таблеток, отравляющих её тело и разум. Бруно с жалостью включает запись её охрипшего голоса, создавая иллюзию сострадания.
Но финальная сцена разрушает эту иллюзию. Мы видим хладнокровную реакцию на смерть Марии и безэмоциональный звонок Феруччи врачу, когда тот спокойным голосом констатирует: «Мадам Каллас скончалась».
И далее, в конце фильма, когда Бруно и Ферручи выходят из квартиры, режиссёр как бы в подтверждение показывает крупным планом их лица, на которых видно некое безразличие. Мария Каллас, получая восхищение и обожание толпы, за кулисами оказалась окружённой фальшью и равнодушием. И это то, что Мария чувствовала на протяжении всей жизни.
Самое заветное желание Марии — желание чистой, искренней любви, но в её жизни это было невозможно. Ребёнок, который не познал любовь от матери при рождении, не способен получить её при жизни, потому что огромная зияющая пустота в душе человека, как огромная чёрная дыра, куда утекают все силы, вся энергия человека. Человек с такой пустотой не может заполниться любовью, потому что он не способен её принять.
Когда интервьюер говорит Марии: «Я полюбил вас», это про её желание и ожидание чистой, искренней любви. Но в её случае это уже невозможно. И Мария это понимает, поэтому, когда врач сказал ей: «Вам петь нельзя, иначе вы умрёте», она выбирает именно такую смерть. Голос, пение, которые сделали Каллас легендой на все времена и стали причиной смерти Марии.
Заключение
Фильм показывает две истории жизни — жизнь Великой Каллас под свет софитов и рукоплескающей от восторга публики, и несчастливую жизнь Марии, израненной и одинокой души, нежеланной и нелюбимой с рождения и не получившей её на протяжении всей жизни.