Найти в Дзене

Фильм «Мария» 2024 года. Две истории жизни — великолепной Каллас и одинокой Марии

Трагедия великой певицы, потерявшей голос! Не просто голос, а фантастический голос! Конечно, за два часа показать всю жизнь такой певицы сложно. Возможно, замысел фильма показать переживания, драму великой певицы, потерявшей голос.

Мария Каллас (Мария Сесилия София Анна Калогеропулос) — американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века.
Мария Каллас (Мария Сесилия София Анна Калогеропулос) — американская певица, одна из величайших оперных певиц XX века.

Фильм «Мария» с участием Анджелины Джоли

Безусловно, Анджелина — красивая женщина и талантливая актриса. Мы привыкли видеть её в образах более спортивных и воинственных героинь, с ярко выраженным бесстрашием, выносливостью и способностью бороться до последнего. Поэтому фильм меня уже интриговал, и более того, приступила я к его просмотру с какой-то предвзятостью. С самого начала фильма, с первых его кадров, как Анджелина в роли Марии Каллас выходит из своей роскошной спальни и в своей высокомерной манере обращается к слуге и собачкам, я решила, что да, Анджелина играет саму себя. Но к середине фильма я была очарована её игрой. Действительно, это фильм одного актёра, и это игра Джоли. Она настолько талантливо сыграла свою роль, что во время просмотра и после окончания фильма у меня сжималось сердце от сострадания и жалости к героине, к великой Марии Каллас.

Казалось бы, о чем фильм? О потере потрясающего дара, фантастического голоса, из-за утери которого утерян и смысл жизни? О потере любимого мужчины или любви мужчины, без которого и жизнь не мила? Но в жизни великих оперных и поп-певцов часто случается потеря голоса из-за возраста или плохого здоровья, но не все кончают жизнь самоубийством. Да, в жизни возможно всякое, в том числе потеря любимых людей, но тяга к жизни у человека всегда преобладает, независимо простой он или всемирно известный.

Почему именно великая Мария Каллас потеряла интерес к жизни и влечение к смерти взяло верх над влечением к жизни?

Фильм начинается с того, что Мария в очередной раз требует от своего слуги Феруччи переставить рояль. Какая-то тревога и нервозность связана с роялем. Рояль символизирует саму Марию, она также не может найти себе места, не может вписаться, как будто она лишняя.

Да, в процессе фильма становится очевидным, что Мария употребляет наркотики. И это помогает ей абстрагироваться от внешнего и сосредоточиться на себе, на своем внутреннем, что дает возможность вести свой внутренний диалог. Молодой интервьюер — это её внутренний диалог, её желание увидеть истину, выстроить эту логическую цепочку, причинно-следственную связь — почему она пришла к столь трагичному финалу? Только сейчас, ощущая приближение конца жизни, Мария пытается честно ответить на вопросы, которые раньше казались недосягаемы для осмысления. Потому, что раньше у неё не было на то ни времени, ни возможности. Каждый день её жизни был бесконечной борьбой за выживание.

Но теперь, в конце жизни, когда она, как в агонии, готова взглянуть правде в глаза и признаться себе в том, что всегда прятала глубоко внутри.

Акты

Фильм разделён на акты, словно на главы её жизни: «Дива», «Важная правда», «Поклоны» и «Финал: Возвышение». Каждый новый щелчок дубля — новая глава жизни, воспоминания, вопросы и ответы, попытки осознать свои действия. И главное — попытка осознать, что является источником её нескончаемой душевной боли.

Мария уже неделю ничего не ест, будто её тело отказывается жить. А душа продолжает искать ответ: «Почему такой трагичный финал?».

Дива

Фильм начинается с обращения к собачкам: «Я знаю, что вы любите меня за то, что я даю вам свою еду». Будто Мария не верит в искреннюю и верную любовь, даже своих собачек. История рождения Марии Каллас непроста. Незадолго до её рождения, родители потеряли двухлетнего сына. И конечно, они хотели сына, который заменил бы им потерю. Поэтому Мария нежеланная девочка. С рождения Мария испытывает недостаток любви. Ребёнок с ощущением, что его не хотели и не любят, — несчастный ребёнок. Такие дети имеют пустоты в душе, как чёрные дыры, которые невозможно заполнить.

И дальше флешбэк, мать приводит солдат к ним домой, казалось бы, ценителей искусства, но фактически мать продаёт своих дочерей, но не просто как девушек, а девушек с талантом великолепного пения.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

И да, солдат покупает её, но вначале он хочет услышать её чудесный голос. Хотелось ли юной Марии выживать таким образом? Наверное, нет. Но когда мать, как сутенёр, приводит этих солдат к ним домой, Мария, выламывая себе руки от стыда и горечи происходящего, в очередной раз не может ей отказать и блокирует свои чувства.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

Также и зрители, которые, покупая билеты, хотят получать только удовольствие от её голоса, но совершенно не интересуются её душой и ею как личностью. И Марии приходится опять блокировать свои чувства, гнев и обиду.

Марию Каллас воспринимают только как Каллас, воплощение восхитительного голоса. Но не видят в ней Марию, женщину, с чувствами и переживаниями. Это отчётливо проявляется в эпизоде, когда поклонник её таланта, когда-то купивший билет на её концерт, подходит к ней, сидящей за столиком в ресторане, и вместо того, чтобы поинтересоваться ею и состоянием её здоровья, он выражает недовольство тем, что в тот день она не вышла на сцену. Его волнует лишь оплаченное несостоявшееся выступление, а не сама Мария.

Подобное равнодушие проявляет и владелец ресторана, когда он выражая восхищение её голосом, включает пластинку с её исполнением и игнорирует её просьбу выключить пластинку, демонстрируя полное неуважение к ней. В очередной раз людям не важны её чувства и её состояние, даже если видят, что ей плохо, им важнее получить удовольствие от её голоса.

Поэтому Мария покидает ресторан, не прощаясь и не выражая благодарности. Её высокомерие — не проявление надменности, а защитная реакция. В её душе накапливается злость и разочарование: её потребности не слышат, её просьбы игнорируют, её личность вновь оказалась в тени её таланта. Однако, как всегда, Мария подавляет свои эмоции, оставаясь внешне невозмутимой, но внутри израненной и усталой от бесконечной борьбы за право быть собой.

Поклоны

Следующий флешбэк: она с мужем на роскошном приёме в её честь. Исторически известно, что муж был старше её на 27 лет и они прожили более 10 лет в совместном браке. Но фактически он также покупал и продавал её голос, её талант, зарабатывая на ней большие деньги, обкрадывал её, будучи её финансовым директором, и перечислял на свои тайные счета.

А дальше новая глава, когда в её жизнь врывается харизматичный и неудержимый Аристотель Онассис. Амбициозный, одержимый большими деньгами и властью, он покупает её расположение, устроив роскошный приём в её честь. Но за этой пышностью скрывается холодный расчёт, он получает её согласие на приглашение в круиз на его яхте. В дальнейшем он завладел ею целиком: её голосом, талантом, всемирной известностью и, главное, её душой. Онассис, как тот самый воришка, который однажды приказал украсть древнегреческую статую Гермеса из музея в Афинах, готов на всё, чтобы пополнить Марией Каллас свою коллекцию из известных людей.

Мария прекрасно понимает, что её будущее с ним будет похоже на судьбу спрятанного в его спальне Гермеса. Она не хочет такой жизни, но как и прежде, соглашается, понимая, что слишком привыкла жить через «не хочу».

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор. Мария Каллас и Аристотель Онассис. Статуэтка Гермеса.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор. Мария Каллас и Аристотель Онассис. Статуэтка Гермеса.

Важная правда

В откровенном интервью с самой собой она признаётся:

«Если вы что-то просите, то вам этого хочется, но это не так. Я не хотела плыть на его яхте, ведь я понимала, где окажусь. Так всё и случилось, я оказалась не там, где я хотела».

Мария открывает для себя важную правду — она в очередной раз идёт против себя.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

Одновременно её высоко ценят. Но за этой ценностью скрывается обман: ценят не её саму, а её голос. И Мария попадает в ловушку, Онассис создал иллюзию, что он видит в ней женщину, Марию, которую хочет покорить и любить, а не талант Каллас.

Израненная душа Марии отчаянно захотела поверить в это чудо, что её любят за неё саму. Но была ли эта любовь искренней? Ведь Мария так и не дождалась предложения руки и сердца от Онассиса, как впрочем он не захотел и ребёнка от неё. Но в надежде на любовь, Мария оказалась в этих токсичных отношениях, где Онассис проявлял неуважение к Марии как к женщине. Когда Мария высказалась про выступление Монро, сказав: «Удивительно, как сильно можно впечатлить публику не имея голоса», Онассис ответил ей: «Всем плевать на её голос так же, как всем плевать на твою фигуру, когда ты поёшь». Он неприкрыто ей изменяет с другими женщинами, в том числе с Джеки Кеннеди, на которой впоследствии и женился. Случилось то, чего Мария так боялась, она, как статуэтка Гермеса, оказалась во владении Онассиса.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

Её самая большая трагедия — отсутствие настоящей, искренней любви. Любили Каллас, но не Марию. Очередное доказательство тому — сцена с папарацци, которые бесцеремонно и жестоко требуют объяснений, почему её голос замолк, игнорируя её боли и страдания.

Финал: Возвышение

Встретившись в уютном кафе осеннего Парижа со своей сестрой, Мария вспоминает о матери, с которой встречалась последний раз несколько лет тому назад в этом же кафе, когда та пришла исключительно ради денег. И теперь её сестра, когда-то бережно защищавшая её, тоже словно отказывается от неё. Это добавляет ещё одну рану её израненному сердцу. И Мария каждый раз проживает эту неприкрытую нелюбовь к ней.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

На протяжении всего фильма мы видим, как люди вокруг Марии внешне проявляют заботу, но на деле их чувства оказываются фальшивыми. Феруччи, казалось бы, искренне беспокоится о её здоровье: он внимательно перебирает её сумки, карманы, чтобы избавиться от таблеток, отравляющих её тело и разум. Бруно с жалостью включает запись её охрипшего голоса, создавая иллюзию сострадания.

Но финальная сцена разрушает эту иллюзию. Мы видим хладнокровную реакцию на смерть Марии и безэмоциональный звонок Феруччи врачу, когда тот спокойным голосом констатирует: «Мадам Каллас скончалась».

И далее, в конце фильма, когда Бруно и Ферручи выходят из квартиры, режиссёр как бы в подтверждение показывает крупным планом их лица, на которых видно некое безразличие. Мария Каллас, получая восхищение и обожание толпы, за кулисами оказалась окружённой фальшью и равнодушием. И это то, что Мария чувствовала на протяжении всей жизни.

Самое заветное желание Марии — желание чистой, искренней любви, но в её жизни это было невозможно. Ребёнок, который не познал любовь от матери при рождении, не способен получить её при жизни, потому что огромная зияющая пустота в душе человека, как огромная чёрная дыра, куда утекают все силы, вся энергия человека. Человек с такой пустотой не может заполниться любовью, потому что он не способен её принять.

Когда интервьюер говорит Марии: «Я полюбил вас», это про её желание и ожидание чистой, искренней любви. Но в её случае это уже невозможно. И Мария это понимает, поэтому, когда врач сказал ей: «Вам петь нельзя, иначе вы умрёте», она выбирает именно такую смерть. Голос, пение, которые сделали Каллас легендой на все времена и стали причиной смерти Марии.

Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.
Кадр из фильма «Мария» 2024 года. Психоаналитический разбор.

Заключение

Фильм показывает две истории жизни — жизнь Великой Каллас под свет софитов и рукоплескающей от восторга публики, и несчастливую жизнь Марии, израненной и одинокой души, нежеланной и нелюбимой с рождения и не получившей её на протяжении всей жизни.