На какие кнопочки и клавиши нужно нажать, чтобы ребенок учился? Будем разбираться вместе!
Разговоры про учебу, про уроки вызывают у родителей, по большей части, если не слезы, то грусть точно. А у некоторых даже нервный тик. И все эмоции по этому поводу носят, как правило, негативно окрашенный характер.
Предлагаю сначала подумать над вопросом: а почему его, то есть ребенка, нужно заставлять учиться.
Ответ на мой взгляд очень простой. Он лежит на поверхности.
Все взрослые очень загруженные люди: работа, учеба, семья и много-много других важных дел. У вас аврал на работе, машина не завелась, туфли порвались, значит надо новые покупать – в общем не до долгих уговоров и психологических игр. Вам всё время некогда, поэтому хочется, чтобы всё было быстрее.
Поэтому вы с порога: «Ты сделал уроки?»
И в этот момент выясняется, что домашка к вашему приходу не сделана. Ух!
А вам-то надо, чтобы скорее сделал уроки и всё – обязательная программа на сегодня выполнена. Теперь можно и отдохнуть после трудного рабочего дня.
Поэтому и возникает слово – заставить.
Итак: "как заставить ребенка учиться?"
Когда этот вопрос задают родители девятиклассников – отвечаю, что в 9 классе это уже поздно делать. Поздно не учиться конечно, но поздно заставлять.
«А когда надо было заставлять?» – не унимается вопрошающий.
Внимание! Ни-ког-да!
Слово «заставлять» нужно просто заменить другим словами:
поощрять, мотивировать, договариваться, устанавливать, направлять, контролировать.
Об этих словах поговорим чуть позже.
А пока у меня возникает второе почему: «А почему ребенок не хочет учиться?» Ведь точно есть какая-то причина, а может и сочетание нескольких.
Причины могут физиологическими, особенно в подростковом возрасте. Ребенка могут преследовать головные боли, тошнота, потеря аппетита, боль в суставах, аллергические реакции. Особенно в душных помещениях, от прямых лучей солнца, при приеме лекарственных средств или от недостатка витаминов.
Физическое состояние ребенка должно быть под постоянным наблюдением врача-педиатра и узких специалистов (при необходимости).
Психологические и педагогические причины нежелания учиться рассмотрим подробнее.
Одна из причин кроется в отношениях с родителями. Вернее в тех воспитательных приемах, которые родители применяют: не устанавливают правила, не хотят конфликтовать с ребенком или наоборот закручивают все гайки. Ничего хорошего из всего этого не получится.
Не менее важна обстановка при выполнении домашнего задания.
Если с первого класса учение, в том числе и подготовка домашнего задания, – это мучение для всей семьи и вся семья в это мучение вовлечена, то не ждите от ребенка радостных эмоций в отношении уроков и домашних заданий. Как впрочем и в отношении школы вообще.
Некоторым родителям кажется, что домашнее задание должно быть выполнено обязательно и обязательно на отлично. Поэтому они сидят над тетрадями до 12 ночи, не успевают отдохнуть, заставляют ребенка тоже сидеть над тетрадями и он тоже не успевает отдохнуть. Я уверена, что это путь в никуда.
Напишите огромными красными буквами на стене – «Это не моё домашнее задание!». Вы свое уже сделали!
Другое дело, если ребенок почти всё сделал, но что-то не получается. Например, написал сочинение на черновик и хочет, чтобы вы проверили. Или написал ответ на вопросы в конце параграфа, но в одном месте не уверен в формулировке. Тогда можно помочь, но не стоит вовлекаться полностью и заменять его на ученическом месте. Не играйте эту роль за него. У вас своя роль.
Желание помочь, оградить у некоторых просто безмерно как океан. В таком океане и утонуть недолго. Сделайте свое участие в ученической жизни сына или дочери живительным источником. Который не поглотит, а оставит место для самостоятельности и самовыражения.
Еще одна причина – это результат обучения. Зачем учиться – это детям не понятно. Если в древности не научился охотиться на мамонта, то всё племя ждет вымирание, а в наше время не научился вычислять логарифмы и что? Да ничего. Все живы, здоровы.
Не знаю как вас, а меня родители мотивировали тем, что если я не буду учиться, то буду мыть полы или улицу подметать. Я каждый день видела нашего дворника и таким как он быть не хотела.
В наше время такая мотивация не работает. Я уверена, что дети приведут сотни примеров, когда люди без высшего образования добивались успеха в жизни.
Кроме того, в отрицательном отношении детей к учебе огромную роль играют внешние негативные факторы:
взаимоотношения с одноклассниками (новый коллектив, новый ученик);
конфликт с учителем (отрицание одного предмета переходит на весь процесс обучения);
скрытый или явный буллинг (ребенок ощущает одиночество, появляется защитная реакция - отрицание нужности обучения);
невозможность достичь ожидаемых результатов по предмету (читает много популярной литературы по предмету, но не демонстрирует научных знаний из учебника);
упущенные возможности в достижении образовательного результата (соревнования, болезнь).
Родителям и педагогам нужно как можно раньше выяснить причину отказа ребенка от учебы.
А пока вернемся к волшебным словам:
поощрять, мотивировать, договариваться, устанавливать, направлять, контролировать.
Как они работают?
Запомните. Здесь в игру вступает ПоМоДУНаК.
Да. Вот такое смешное слово. Но если вы его запомните, то вам будет легче выстраивать свою траекторию воспитания ребенка.
Фильмы об этом слове вы найдете на канале СОВ на RUTUBE. (https://rutube.ru/channel/34789883/)
Делитесь своими впечатлениями в комментариях!