Найти в Дзене
Вижу красоту

Выставка «Настоящее – нас таящее. Керамика Ирины Черновой»

Музей «Пресня» представляет серию из десяти скульптурных керамических композиций, созданных художником и скульптором Ириной Черновой. Работы выставлены в витринах и увидеть их посетители смогут, не заходя в Музей, прогуливаясь во внутреннем дворике. Выставка посвящена 100-летию авангардного течения, открывшего новую страницу мирового искусства, – сюрреализма. Ирина Чернова ведёт диалог с творческим наследием мэтра сюрреализма Рене Магритта, создавая оммажи к его картинам. Сто лет назад грянула великая «Сюрреалистическая революция» – журнал с таким названием вышел в Париже в 1924 году. Через радость узнавания прославленных и ставших уже хрестоматийными художественных образов Рене Магритта скульптурные композиции Черновой указывают на актуальность парадоксов нашей жизни. Например, о том, что и изображение курительной трубки нельзя просто назвать трубкой. Мастер призывает задуматься и по-новому взглянуть на мир и на самих себя. Родилась будущая керамистка в семье известного фотохудожника
www.sovrhistory.ru
www.sovrhistory.ru

Музей «Пресня» представляет серию из десяти скульптурных керамических композиций, созданных художником и скульптором Ириной Черновой. Работы выставлены в витринах и увидеть их посетители смогут, не заходя в Музей, прогуливаясь во внутреннем дворике. Выставка посвящена 100-летию авангардного течения, открывшего новую страницу мирового искусства, – сюрреализма.

Ирина Чернова ведёт диалог с творческим наследием мэтра сюрреализма Рене Магритта, создавая оммажи к его картинам. Сто лет назад грянула великая «Сюрреалистическая революция» – журнал с таким названием вышел в Париже в 1924 году.

Через радость узнавания прославленных и ставших уже хрестоматийными художественных образов Рене Магритта скульптурные композиции Черновой указывают на актуальность парадоксов нашей жизни. Например, о том, что и изображение курительной трубки нельзя просто назвать трубкой. Мастер призывает задуматься и по-новому взглянуть на мир и на самих себя.

Родилась будущая керамистка в семье известного фотохудожника Матвея Чернова, много лет прослужившего в Театре имени Евгения Вахтангова. Молодость её прошла на Пресне и Арбате, и в последнее время Ирина Чернова регулярно представляет свои работы в Музее «Пресня».

vk.com/museumpresnya
vk.com/museumpresnya

21 ноября – примечателен для истории мировой культуры рождением бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин – 15 августа 1967, Брюссель). Сегодня нам встретилась любопытная и весьма ёмкая по смыслу заметка в сообществе «Музейный патруль», лучше не скажешь – взгляните:

«В XX веке впервые в истории искусства художники начали изображать человека без лица. До XX века лица были у всех людей, даже у древнеегипетских рабов и средневековых крестьян, безликих можно встретить разве что на первобытных рисунках. Начиная примерно с Первой мировой лица стали исчезать, на их месте возникали предметы, цифры, буквы, всё что угодно. Возможно, безликий поворот в искусстве был ответом на технический прогресс, который упразднил индивидуальность, а на передний план вывел человеческие массы, структуры, идеологии, другими словами, заменил субъекта абстракцией».

#музейпресня
#музейсовременнойисториироссии
https://web.telegram.org/k/#@muspatrol

-3

Прежде всего, о названии выставки «Настоящее – нас таящее». Это строчка из стихотворения Жака Превера «Аликанте» в переводе на русский язык. Другими словами – настоящее это тайна. Название – прямая связь с высказыванием Рене Магритта: «Мои картины окутаны тайной, когда видишь одну из них, задаёшь себе простой вопрос – что это значит? Это не значит ничего, потому что тайна ничего не значит. Это непознаваемо».

-4

АЛИКАНТЕ

Апельсин на столе
платье твоё на ковре
ты на волне простыней
нас таящее настоящее
прохлада ночей
жар жизни моей

Ирина Коршунова, Ирина Чернова, Иван Гольский. 23 нояюря 2024 года
Ирина Коршунова, Ирина Чернова, Иван Гольский. 23 нояюря 2024 года

Ирина Чернова: «Мои работы это не ремейк живописных работ Магритта, что бывает довольно часто, это оммаж, то есть дань уважения, признательность, это восхищение и преклонение перед его творчеством. Это стремление передать дух его работ, вызвать реакцию смотрящего, тем более, что Магритт говорил: «Единственное, что надо делать с картинами, это рассматривать их».

-6

Ирина Чернова: «Мне хотелось показать одну из лучших фотографий художника, а также трубку, которая является главным действующим персонажем самых известных его картин. Я не оговорилась – трубка действительно персонаж, вызвавший нешуточные баталии его современников».

Рене Магритт. Вероломство образов. 1928–1929
Рене Магритт. Вероломство образов. 1928–1929

Надпись: «Это не трубка».

Рене Магритт: «Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И всё же, вы можете набить её табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной „Это трубка“, я бы солгал!»

-8

Идея представить керамические скульптуры на деревянных подиумах, у которых вертикальная плоскость покрашена в голубой цвет, цвет неба, по которому плывут стилизованные облака, (некоторые вместе с яблоками) связана с тем, что в творчестве Магритта, надо подчеркнуть, особенно начиная со времён второй мировой войны и впоследствии, такие светло голубые тона появляются на многих работах с различными сюжетами. Он признавался, что в жизни людей и так много серого, что её надо подсветить.

-9

Рене Магритт в своих многочисленных картинах изображает человека в котелке, который утратил свою индивидуальность, но не может устоять перед соблазном, искушением, результат – яблоко перед лицом.

Ирина Чернова подчёркивает, что хотела усилить это послание, показать, что люди не хотят и не могут разглядеть друг друга, поэтому здесь даже нет лица, просто один соблазн – яблоко в котелке.

На двери, которая каким-то образом оказалась на небе, вновь изображены символы многих картин Магритта яблоко и трубка. Объединяет их одно – Магритт утверждал: это не яблоко, это не трубка и приводил сложное объяснение такому утверждению.

-10

Картина «Сын человеческий» (фр. Le fils de l'homme), написанная в 1964 году, является одной из наиболее известных работ Рене Магритта. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного мужчины – этакого бизнесмена, строго одетого, высокоэффективного, но всё равно остающегося сыном библейского Адама и подвергающегося искушению тем же яблоком.

-11

По мнению специалистов – исследователей художественного наследия Рене Магритта, он считал облака символом безвременья. Иначе, облака были, есть и будут всегда. А раз есть облака на небе, то есть и птицы. У Магритта птицы излучают невероятную позитивную, жизнеутверждающую энергию, нет птиц мёртвых, раненых.

Ирина Чернова указывает: «На моей композиции птица и, конечно, яйцо в гнезде. Такое хрупкое гнездо, сделанное из полосок упаковочной бумаги, вряд ли может защитить нарождающуюся жизнь. Но птица обращается к небесам и верит – всё будет хорошо. Она поёт».

-12

В этой композиции Ирина Чернова обратилась к фотографии жены Магритта Жоржетте, которая была его любовью, музой и моделью. Ирине захотелось перенести Жоржетту в наше время анимэ и здорового образа жизни. Её портрет на небе, в облаках, написан в стиле анимэ, в руках уже не сигарета, а всё то же яблоко. Прижимаясь к нему, Жоржетта вспоминает историю Адама и Евы, как это было, к чему привело? Яблоко здесь становится историческим полотном, на котором разворачивается известный сюжет из Библии.

-13

Ирина Чернова: «В этой работе я обратилась к двум картинам Магритта, выполненным, как и ряд других, в нескольких вариантах. Это «Напрасный труд» и «Красная модель». История «Напрасного труда» довольно забавная. Другу Магритта Гарри Торчинеру очень понравилась картина «Высшее общество», на которой контур «Сына человеческого» был заполнен облаками на фоне голубого неба. Он попросил продать картину ему, но, увы, она была уже продана, и Магритт обещал другу написать такую же. Когда Торчинер пришёл за законченной, предназначенной ему картиной, то, мягко говоря, был несколько удивлён. На картине было изображено примерно то, что вы видите здесь, и название было «Напрасный труд». Почему Магритт выбрал именно такой ход, он не объяснил, но название прокомментировал примерно так: «Нельзя небо занавесками прикрыть».

Трактовка «Красной модели» довольно сложная. Но мне очень понравилось это соединение живой стопы и неживого ботинка в одно целое и захотелось это реализовать в фаянсе. В целом получилась инсталляция, которую, как мне кажется, можно разглядывать и разгадывать».

-14

Завершающая композиция этого ряда сделана по мотивам, пожалуй, самой известной картины Магритта «Империя света».

Музей Рене Магритта в Брюсселе
Музей Рене Магритта в Брюсселе

Ирина Чернова: «Недавно я узнала и увидела, к сожалению, только в интернете, что в музее Магритта в Брюсселе на фасаде помещена именно эта картина. Волшебство этой картины заключается в том, что тёмный дом со светящимися окнами на берегу тёмного озера изображён на фоне ярко голубого неба. Нереальное соединение дня и ночи на маленьком участке земли и является загадкой. А мне захотелось объединить и дом, и голубое небо в облаках, и птицу, поющую под звуки старинного граммофона, и всё это представить в светлых тонах. Надеюсь, что такое радостное настроение передастся смотрящим на эту работу».

-16

Эта работа посвящена Дали. Называется «Вдали Дали». Действительно это было «вдали», то есть очень давно, почти 100 лет тому назад. Впервые Дали и Магритт встретились в Париже весной 1929 года, вскоре Магритт приехал в гости к Дали в городок Кадакес, где собирались новаторы живописи и литературы в том числе Поль Элюар, Миро и другие. До 1940-х годов Дали и Магритт довольно часто встречались. На этой инсталляции можно увидеть элементы, которые часто встречаются в картинах Дали. Облака здесь часы, текучее время, что очень символично. Горящий жираф, лодка в виде граната, ящички и рыбы на самой скульптуре Дали и пр. Лодка плывет, но никогда не встретит своего создателя. Здесь кроме фаянса, ангобов и глазурей использовано муранское стекло – вода и трава.

-17

Конечно, всем понятно, что эта работа – Алиса в стране чудес. Рене Магритт, никогда не мог в жизни встретиться с Льюисом Кэрролом, потому, что год его рождения 1898 в точности совпадает с годом смерти Кэррола. Однако известно, что «Алиса в стране чудес» «Алиса в зазеркалье» были любимыми книгами Магритта. Мне кажется, что они встретились и были счастливы в своём творчестве. А мы можем наслаждаться чудесами и разгадывать загадки, которые они нам подарили.

-18

Эта инсталляция названа «Удвоение». Вызывает некоторые ассоциации с некоторыми картинами Жана Кокто.

Ирина Чернова: «Я специально подчеркнула «некоторые», потому в процессе работы я об этом совсем не думала. Просто мне показалось, что это красиво в таком обрамлении и я включила её в эту выставку».

-19

Ирина Чернова: «Наконец, последняя работа с названием «Я вижу красоту» посвящена Ивану Гольскому, искусствоведу, старшему научному сотруднику музея ПРЕСНЯ и куратору моих выставок в этом музее».

-20

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив