Найти в Дзене

" Крестьянские дети " Николая Алексеевича Некрасова

«Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живется легко, Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко». С первых же строк стихотворения оно автобиографично, то есть рассказывает о том, что происходило с поэтом на самом деле в тот год, когда произведение было создано. А это был знаменательный 1861 год, когда царь Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права, за что был назван Освободителем. Потому и звучание стиха радостное, ведь стихотворение написано в июле 1861, а крепостное право было отменено уже весной этого года, в марте. Это и позволило Некрасову подойти к теме крестьянства не с позиции трагедии, как обычно это всегда было в русской литературе до этого момента, а с позиции комедии. В стихотворении много комического, смешного, звучит много радостных нот, хотя тема сострадания к крестьянской жизни, безусловно, все еще присутствует. Дети в стихотворении показаны пусть и боящиеся ещё барина словно по привычке, но, по сути, они уже св

«Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко».

С первых же строк стихотворения оно автобиографично, то есть рассказывает о том, что происходило с поэтом на самом деле в тот год, когда произведение было создано.

А это был знаменательный 1861 год, когда царь Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права, за что был назван Освободителем. Потому и звучание стиха радостное, ведь стихотворение написано в июле 1861, а крепостное право было отменено уже весной этого года, в марте.

Это и позволило Некрасову подойти к теме крестьянства не с позиции трагедии, как обычно это всегда было в русской литературе до этого момента, а с позиции комедии. В стихотворении много комического, смешного, звучит много радостных нот, хотя тема сострадания к крестьянской жизни, безусловно, все еще присутствует.

Дети в стихотворении показаны пусть и боящиеся ещё барина словно по привычке, но, по сути, они уже свободны, как птички. И не случайно тема ребятишек начинает звучать сразу после того, как возникают образы птиц:

Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!

Шепот детей и крик птиц - все сливается воедино в этой радостной солнечной картине-вступлении. Дети и природа образуют и дальше во всем стихотворении единое целое.

Стихотворение начинается и заканчивается встречей рассказчика, заснувшего в сарае, с незнакомыми ребятишками из соседней деревни. Между этими начальным и финальным эпизодами помещены воспоминания рассказчика о минувших годах, когда он дружил с крестьянами еще ребенком, и другие его воспоминания из взрослой жизни. Поэтому композицию стихотворения можно назвать кольцевой, по схеме: настоящее – прошлое – настоящее.

Поэт увидел детей, разглядывающих его через широкие щели сарая, милыми и добрыми. Чему же он умиляется? Он умиляется детскому любопытству и непосредственности, приводит реплики девяти разных ребят, которые между тем называют его «гусем», негодным к охоте :

«Такому-то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»

Но ни любопытство, ни столь негативный отзыв о себе не вызывает в рассказчике никакого неудовольствия или раздражения, он лишь по-доброму улыбнулся: «О милые плуты!»

В детях лирический герой видит лишь доброе, лишь святое:

В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.

Так же он пишет: «Коснулось души умиленье» – значит, сердце лирического героя наполнилось нежностью. Умиление возникает к чему-то, что мило нашему сердцу. Умиление означает, что сердце человека смягчается, освещается светом любви.

Слово «милые» звучит в произведении и еще раз:

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Все эти цитаты говорят о любви рассказчика к детям.

Сами же дети в облике рассказчика видят разные внешние приметы, которые дают повод для живого обсуждения главного вопроса - барин перед ними или мужик? Один мальчик уверяет, что ему сказали: тут барин.

И другие замечают: уж больно дорого стоят вещи, которые ему принадлежат – золотые сияющие "как солнце" часы, охотничья огромная собака, отличное ружье. Конечно, в бедном крестьянском быту таких вещей и не видывали никогда.

С другой стороны, мальчики сомневаются. Во-первых, на рассказчике борода, а господа носят не бороду, а усы. Во-вторых, видели, как он возвращался с болота с простым мужиком Гаврилой, а разве дворянин будет гулять с простым мужиком? Ни разу за всю свою жизнь они не видели дружеского общения барина с крестьянином.

Поэтому дети в итоге не верят, что перед ними на самом деле барин. Возможно, они пришли к такому выводу еще и потому, что рассказчик смотрел на них ласково, без высокомерия, недовольства и брани, а дети привыкли к тому, что дворяне горды, равнодушны к ним, могут «прибить» простого бедняка, и ласку они видели только от таких же крестьян, как они сами.

Однако именно поэтому, по причине страха перед барином, им и было так интересно насмотреться на барина, пока тот спит. Всем детям любопытно рассматривать какие-то необычные интересные предметы, а их у рассказчика полно. Дети все обсмотрели, все обсудили с удивлением:

«Что было со мною — всему подивились».

Они понимали, что барина надо бояться и держаться от него подальше, и поэтому для них спящий барин со всеми его необычными для них предметами - это просто находка.

Образ охотника в этом стихотворении явно перекликается с образом такого же охотника-рассказчика из «Бежина луга» Тургенева, рассказа, который был опубликован на 10 лет раньше (в 1851) в журнале «Современник». Во время публикации «Бежина луга» Некрасов уже был главным редактором журнала и поэтому, конечно, прекрасно знал это произведение Тургенева.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» рассказчик тоже случайно встречается с крестьянскими детишками, наблюдает их со вниманием, но не вступая при этом в их разговор, и продолжает свой охотничий путь после краткого отдыха. Поэтому сюжет стихотворения «Крестьянские дети» - это реминисценция на рассказ Тургенева.

Также очень важен в стихотворении мотив природы, что опять же нам напоминает тургеневское произведение. Некрасов и задумывал стихотворение изначально как восхищение именно природой родного края. В мае, то есть за 2 месяца до написания «Крестьянских детей», он обязался посвятить стихотворение супруге своего соратника, писателя Н.Чернышевского : «Обязуюсь написать Ольге Сократовне Чернышевской стихотворение ко дню её ангела 11 июля, коего содержанием будут красоты природы в пределах Ярославской губернии».

Основная тема стиха стала, как видим, другая – это жизнь крестьянских детей. Тема природы присутствует, но она скорее вспомогательная. У Некрасова природа показана совсем по-другому, чем Тургенева. Она тесно сплетена с человеческим действием, служит ему обрамлением, а не показана как большая картина или подробный пейзаж. Природа показана в стихотворении как дарительница счастья, как источник радости для детей и даже как единое целое с ними.

Также от первоначального замысла – восхищение природой родного края - осталось и само настроение – восторг, нежность, радость, любовь, видение светлого и позитивного в жизни крестьянских детей.