Найти в Дзене

Проектирование и эволюция бункеров Судного дня

Оглавление

В мире, где грань между научной фантастикой и реальностью становится всё более размытой, бункеры на случай конца света превратились из простых убежищ для выживания в роскошные святилища.

Бункер Оппидума
Бункер Оппидума

По мере роста глобальной неопределенности и поиска богачами новых способов обеспечения безопасности бункеры судного дня, некогда строгие и утилитарные, значительно изменились в дизайне. Первоначальная цель проектирования этих сооружений состояла в том, чтобы просто сохранить жизнь их обитателям после катастрофического события. Однако эти убежища превратились в высокотехнологичные убежища с устойчивыми решениями для жизни и экстравагантными функциями, которые адаптируются к потребностям их привилегированных владельцев.

Общественное бомбоубежище 1962 года
Общественное бомбоубежище 1962 года

Происхождение бункеров Судного дня

Современная идея бункера на случай конца света появилась в XX веке, особенно во время холодной войны, как средство защиты от радиоактивных осадков. Страх перед ядерной войной привёл к строительству как частных, так и общественных «убежищ». Правительства по всему миру, особенно в Соединённых Штатах и Советском Союзе, вкладывали значительные средства в строительство массивных подземных сооружений, предназначенных для обеспечения выживания ключевого персонала в случае ядерной атаки. В этот период при проектировании бункеров на случай конца света основное внимание уделялось функциональности.

Музей Гражданской Обороны
Музей Гражданской Обороны

Без финансирования государственной программы по строительству убежищ любые планы, разработанные Федеральным управлением гражданской обороны, неизбежно предполагали, что люди будут строить собственные убежища от радиоактивных осадков.1 На протяжении 1950-х годов Управление гражданской обороны распространяло брошюры, в которых призывало людей строить убежища от радиоактивных осадков своими руками, прилагая подробные планы и инструкции. В руководстве по строительству семейных убежищ, опубликованном в 1962 году, содержались инструкции по строительству восьми типов убежищ от радиоактивных осадков. Эти убежища были спроектированы для строительства на задних дворах и в подвалах с учётом пяти основных факторов: коэффициент защиты от радиоактивных осадков, площадь убежища, стоимость строительства, огнестойкость и дренаж.2

Пресс с Бомбообразными / Заостренными Листьями
Пресс с Бомбообразными / Заостренными Листьями

Эти самодельные убежища стали малоизвестным, но важным аспектом архитектуры середины XX века. Как отмечает автор Bomboozled3, эти противорадиационные убежища представляют собой уникальную форму народной архитектуры, предназначенную не только для практической защиты, но и для «пропаганды с помощью архитектуры», чтобы вселить чувство безопасности во времена всеобщего страха. Они были самых разных форм — от кубов и куполов до ромбов, цилиндров и капсул — и строились из таких материалов, как сталь, бетон, дерево и стекловолокно. Такое разнообразие и креативность в дизайне привели к более широкому обсуждению того, что представляет собой «хороший дизайн» в контексте гражданской обороны.

Победитель Национального конкурса на проектирование укрытий от радиоактивных осадков 1967 года
Победитель Национального конкурса на проектирование укрытий от радиоактивных осадков 1967 года

Пересмотр понятия “Хороший дизайн” в архитектуре убежища от радиоактивных осадков

В 1960-х годах «хороший дизайн» в контексте гражданской обороны часто оценивался с точки зрения функциональности — могла ли конструкция эффективно защитить находящихся в ней людей. Однако большинство архитекторов того времени придерживались определений хорошего дизайна, основанных на эстетических, эмпирических, программных и других архитектурных категориях. 4 Чтобы привлечь внимание этих архитекторов, Управление гражданской обороны (OCD) сотрудничало с Американским институтом архитекторов (AIA) и спонсировало архитектурные конкурсы и программы проектирования.

Владислав Оторовский (1962), проект многофункционального общественного образовательного и развлекательного центра, получивший первую премию на Национальном конкурсе проектов бомбоубежищ
Владислав Оторовский (1962), проект многофункционального общественного образовательного и развлекательного центра, получивший первую премию на Национальном конкурсе проектов бомбоубежищ

Одним из таких конкурсов был Национальный конкурс проектов бомбоубежищ, который побуждал архитекторов рассматривать бомбоубежища как дизайнерские задачи. Внимание участников конкурса было сосредоточено на создании многофункциональных убежищ в общественных зданиях, подходящих для жилых районов. Объектами некоторых конкурсов были школы и торговые центры. Архитектурные решения, заложенные в концепцию многофункциональных зданий, должны были обеспечивать защиту на большом расстоянии, а также удовлетворять все практические и эстетические потребности здания для повседневного использования. По сути, дизайн должен был сочетать безопасность с удобством использования и визуальной привлекательностью.

Пол Ласло (1900–1993), продольный разрез в цвете, презентационный рисунок, бомбоубежище для мистера и миссис Джон Герц, ок. 1955 г. Предоставлено Фондом Ласло, Коллекция архитектуры и дизайна (ADC), Музей искусства, дизайна и архитектуры, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре.
Пол Ласло (1900–1993), продольный разрез в цвете, презентационный рисунок, бомбоубежище для мистера и миссис Джон Герц, ок. 1955 г. Предоставлено Фондом Ласло, Коллекция архитектуры и дизайна (ADC), Музей искусства, дизайна и архитектуры, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре.

Пол Ласло: Убежище от радиоактивных осадков Hertz

Одним из архитекторов, который бросил вызов традиционным представлениям о функциональности бомбоубежищ, был Пол Ласло. В 1950-х годах Джон Герц, основатель компании Hertz Rental Cars, поручил Ласло спроектировать бомбоубежище под своим калифорнийским ранчо. Проект Ласло, в отличие от утилитарных сооружений того времени, сочетал в себе инженерное совершенство и роскошь. Укрытие, расположенное на глубине 5 метров под землёй, было оборудовано гидравлическими лифтами, винтовыми лестницами и жилыми помещениями, рассчитанными на комфортное размещение 14 человек.

Это было огромным улучшением по сравнению с обычными однокомнатными убежищами, которые часто были слишком маленькими даже для того, чтобы в них могли стоять дети. Ласло также добавил индивидуальные элементы, такие как пепельницы на заказ и компактную мебель. Он рассматривал убежище как место для выживания и как продолжение своих архитектурных проектов для жилых помещений. Несмотря на то, что проект был приостановлен из-за задержек и споров, убежище Герца продемонстрировало возможность интеграции архитектурных изысков в функциональные конструкции для выживания, оказав долгосрочное влияние на эволюцию дизайна бункеров.6

Студия ABIBOO
Студия ABIBOO

Новая эра ультра-роскошных бункеров Судного дня

В последние годы такие факторы, как пандемии, глобальное потепление, политическая нестабильность и развитие искусственного интеллекта, усилили опасения по поводу возможного антиутопического будущего, вызвав рост спроса на бункеры на случай конца света. Такие компании, как Atlas Survival Shelters, Survival Condo, Vivos и Oppidum Bunkers, специализирующиеся на «ультра роскошных укреплённых подземных жилищах», сообщили о заметном росте интереса к своей продукции.7

Какой бы ни была угроза — землетрясение, извержение супервулкана, цунами, столкновение с астероидом, биологическая или химическая катастрофа, — эти убежища были построены и спроектированы так, чтобы противостоять всему этому.8 Эти компании предлагают своим клиентам абсолютную свободу в дизайне интерьера частных бункеров. Компания Oppidum Bunkers даже предлагает галерею, построенную по тем же стандартам, что и банковские хранилища, с системами вентиляции, противопожарной защиты, контроля температуры и влажности для хранения и экспонирования произведений искусства и других коллекций.9

Художественная Галерея OPPIDUM Bunker
Художественная Галерея OPPIDUM Bunker

Некоторые из этих компаний, занимающихся выживанием, предлагают не только частные бункеры для покупки, но и совместное владение огромными общественными убежищами. Ларри Холл, основатель Survival Condo, превратил бункер для ядерных ракет времён холодной войны в 15-этажный перевёрнутый небоскрёб с библиотекой, классной комнатой, театром, крытым бассейном, баром и гостиной, тренажёрным залом и спа-центром, медицинским пунктом первой помощи, универсальным магазином и даже цифровой метеостанцией.10 По словам компании, несмотря на то, что существуют и другие варианты выживания, ни один из них не сравнится по уровню безопасности с их передовыми технологиями в сочетании с комфортом и роскошью, которые предлагает возможность владения Survival Condo.

Роскошный Кондоминиум Для выживания в Ракетном Бункере Atlas
Роскошный Кондоминиум Для выживания в Ракетном Бункере Atlas

Бункеры Судного дня превратились из простых утилитарных сооружений для выживания в воплощение роскоши. Оснащённые всеми удобствами, от спортзалов и бассейнов до галерей и кинотеатров, они отражают смену приоритетов: теперь речь идёт не только о выживании в конце времён, но и о том, чтобы хорошо жить в это время. Помимо защиты, они обещают нормальную жизнь, являясь свидетельством способности архитектуры адаптироваться во всё более непредсказуемом мире.